Статья:

Некоторые аспекты психологии фильмов ужасов

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Рожкова О.И., Серов А.П. Некоторые аспекты психологии фильмов ужасов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(48).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые аспекты психологии фильмов ужасов

Рожкова Ольга Игоревна
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск
Серов Андрей Павлович
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск
Пестерева Юлия Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

Фильм ужасов (хоррор) – является особенным жанром художественного кино, имеющим целью вызвать у зрителя чувства страха и тревоги.

Данный жанр, на наш взгляд, представляет особый интерес для психологии, в особенности в двух моментах: 1) почему и как фильмы ужасов заставляют нас испытывать страх? 2) почему люди вообще смотрят фильмы ужасов?

Для начала рассмотрим понятие страха. Под страхом Щербатых Ю. В. [3, с. 443] понимает базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой. Страх может возникать при наличии как реальной, так и предполагаемой угрозы. Страх возникает тогда, когда человек чувствует угрозу и именно страх позволяет надлежащим образом реагировать на эту угрозу (отпрыгнуть от падающего дерева, убежать от змеи и прочее). Страх – биологически полезная эмоция, способствующая выживанию любого существа. Не вызывает сомнения, что наши предки, обладающие чувством страха, были в более выгодном положении (с точки зрения естественного отбора и теории эволюции), чем те, кто им не обладал. При этом, следует заметить, что излишняя пугливость является не полезной, а вредной, так как ведёт и к возникновению стрессовых расстройств, и к проблемам в обеспечении существа себя всем самым необходимым.

Выделяют природные и производные стимулы страха. К природным стимулам относятся: высота, боль, одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула; а производными: незнакомые предметы, темнота, боязнь животных, незнакомые люди [1, с. 180]. Все эти стимулы так или иначе используются в кино.

По факту всех персонажей фильмов ужасов можно разделить на 2 вида: «охотник» и «жертва». Жертвы редко обладают такими-то особенными чертами (хотя есть и исключения, например, «Сияние» и «Доктор сон», где главный герой обладает сверхъестественными способностями). Чаще всего ими являются обыкновенные люди (иногда дети), нередко (но не всегда) «одарённые» либо субъективной беспомощностью, либо немалой пугливостью, а также неспособностью здраво мыслить в стрессовой ситуации (отсутствие данного «клише» обычно ознаменуется тем, что «жертва в итоге побеждает «охотника»). Часто сам сюжет фильма основывается на неосторожном или беспечном поведении будущей жертвы (случайный вызов тёмных сил, нахождение в проклятом месте ночью и так далее). Охотники же, в свою очередь, чаще всего обладают характерными яркими и запоминающимися отличительными чертами, которые мы дальше и рассмотрим.

При создании образов для фильмов ужасов нередко применяются элементы, связанные со смертью (скелеты, элементы трупного разложения), что таким образом косвенно активирует естественный для человека страх смерти (танатофобию). Живые мертвецы как бы представляются человеку посланниками с того света, призванными забрать туда его самого.

Иногда в кино появляются моменты, напоминающие хищнецкие атрибуты или повадки (звериные клыки, поедание людей, высасывание крови). Здесь можно говорить о созданном эволюцией страхом перед хищниками, которые тысячи лет назад являлись причиной большей части смертей. С тем же связано появление в ужастиках пауков («Гнездо пауков») и змей («Анаконда»), а пауко- и змееобразных существ.

Нередки в хоррорах и «демоническое» атрибуты (тёмные цвета, красные глаза, неестественно низкий голос, рога). Наиболее характерными для злых персонажей хорроров являются тёмные, трупные и красные (в цвет крови) оттенки образа.

Нередко в фильмах ужасов практически не объясняется сущность мистического антагониста, либо объяснятся только в самом конце. Это подогревает в зрителях естественный страх всего неизвестного, необъяснимого с точки зрения логики и житейского опыта. Чем больше зритель осведомлён о природе и способностях «охотника», тем менее страшным он кажется, так как его дальнейшие действия можно предсказать.

Иногда в фильмах ужасов основным пугающим элементом выступают, с первого взгляда, самые безобиднейшие элементы (клоуны («Оно»), куклы («Проклятие Анабель», «Детские игры») и т.п.). Предание такому образу пугающего «ореола» происходит за счёт погружения зрителя в детство, а также посредством переноса на него демонических свойств.

Отдельно следует выделить фильмы, в которых основной пугающий эффект несут не мистические чудовища, а проявление насилия, пытки и прочее («Пила», «Дом восковых фигур»). В таких фильмах испуг вызывает именно чувство эмпатии. Эмпатия представляет собой чувство сострадания, сопереживания другому человеку (ну или любому живому существу в принципе). Эмпатия, как и страх, является эволюционно-полезным чувством, но уже не с точки зрения выживания индивида, а с точки зрения выживания группы. Видя, как страдает другой человек, мы и сами перенимаем часть его страданий. Это неприятное чувство толкает человека помогать тем, кто находится в беде. Наиболее страшными подобные фильмы являются для крайне эмпатичных людей.

Непосредственно страх вызывается так называемыми «скримерами» (от английского «screamer» – крикун) – неожиданно появляющимися пугающими образами, сопровождаемыми пронзительным криком или другим пугающим звуком. Помимо этого, для достижения большего эффекта, до появления скримера задаётся абсолютная тишина (если до этого играла напряжённая музыка, то она прекращается) и практически полная статичность изображения (любые движения либо прекращаются вообще, либо становятся максимально медленными). На фоне этого скример кажется ещё более резким и ещё более громким. В последнее время в фильмах ужасов стал применятся также приём отвлечения внимания – на месте, где по всем законам жанра должен был быть скример сначала появляется совершенно безобидный или даже милый образ, но потом всё равно появляется скример.

Часто в фильмах ужасов ищут также психоаналитический подтекст. В пример приводятся фильмы ужасов, в которых происходит травматическое проникновение в человеческое тело каких-либо инородных субстанций и последующая мутация организма носителя (например, «Чужой»). Такие фильмы считают символическим изображением полового акта и беременности [2, с. 60].

Страх, не смотря на его биологическую полезность, является отрицательной эмоцией. Страх и тревога являются очень энергозатратными эмоциями и из-за них человек довольно быстро устаёт. Так почему же люди смотрят то, что вызывает у них отрицательную эмоцию и значительно тратит их энергию [5, с. 77]? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Как отмечал Пол Экман, существуют люди, у которых есть любимая эмоция, например, отвращение, гнев или же страх. Таким образом, можно объяснить увлечение фильмами ужасов своеобразной «страхофилией». По сути дела, любовь к просмотрю фильмов ужасов детерминируется желанием получить адреналин, вырабатываемый при испытании чувства страха.

Другое объяснение заключается в том, что человек, смотрящий фильм ужасов, таким образом старается перебороть реально существующую фобию к чему-либо.

Из эмпирических исследований следует, что более агрессивные подростки чаще смотрят фильмы ужасов [6, с. 272]. Напрямую это не свидетельствует о том, что фильмы ужасов стимулируют агрессивность, так как из представленных результатом в равной степени может следовать: а) просмотр фильмов ужасов приводит к агрессивности; б) агрессивность приводит к простору хорроров.

 

Список литературы:
1. Дорофеева Г. А. Страхи: определение, виды, причины // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2002. – № 5 (28) – С. 177-184.
2. Ионов А. Ю. «Жуткое» Фрейда и жанр ужасов в кино // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2015. – №3 – С. 59-67
3. Чернавский А. Ф. Психофизиологические предпосылки проявления страха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №45 – С. 442-448.
4. Черняновская Т. В. Роль психологической защиты в возникновении эмоции отвращения при просмотре фильмов ужасов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2001. – №3-3 (23) – С. 49-50
5. Черняновская Т. В. Чувство страха как эмоциональный компонент интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2001. – №3-3 (23) – С. 58-60
6. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пер. с англ. – СПб. : питер, 2015. – 272 с. 
7. Яковлева Т. В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 6 (64) – С. 123-127