Статья:

Коуч – технологии сопровождения подростков, склонных к конфликтам со сверстниками

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Браун А.И. Коуч – технологии сопровождения подростков, склонных к конфликтам со сверстниками // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(49).pdf (дата обращения: 05.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коуч – технологии сопровождения подростков, склонных к конфликтам со сверстниками

Браун Алёна Игоревна
студент ФГБОУ ВО «КГУ им. К.Э. Циолковского», РФ, г. Калуга
Козлова Елена Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, РФ, г. Калуга

 

Коучинг является психологическим процессом выявления и усиления качеств и способностей человека, необходимых ему для достижения результатов в любых областях жизни. Коучинг представляет собой набор методик по мобилизации для достижения своей цели, основанных на современных исследованиях поведения, мышления и психологии человека, проверенные опытом во многих странах мира. [4].  

Коучинг начал свое развитие с 70х годов в Америке. Развитие коучинга подразделяется на 7 фаз: фаза происхождения, фаза распространения, фаза всплеска, фаза системного развития персонала, фаза дифференциации, фаза популяризации и фаза углубленной профессионализации.

Основоположниками коучинга являются Тимоти Голви. Он автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Джон Уитмор – автор книги «Коучинг высокой эффективности». Томас Дж. Леонард основатель Университета коучей, Международной Федерации Коучей Международной ассоциации сертифицированных коучей и проекта CoachVille.com [4].

Коучинг имеет множество преимуществ. Он помогает клиенту сосредоточить внимание на том, что ему действительно важно. Позволяет полностью расслабиться и поговорить о том, что его действительно волнует. Коучинг является продуктивной практикой, способствующей личностному росту. Способен направить клиента на правильный путь, который действительно приведет к быстрому личностному и профессиональному росту. А также коучинг может помочь имеющимся у клиента навыкам и знаниям обрести совершенство [4].

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации четкости. Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он сможет достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели [5].

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнит, а он более похож на желудь, который содержит в себе весь потенциал, тобы стать могучим дубом.

Коуч выслушает все, что вы скажете о вашем желании. Он задаст вопросы, чтобы понять какую цель вы именно хотите достичь. Он может попросить вас собрать необходимую информацию о вашей предполагаемой цели. Вместе с коучем клиент может обсудить все интересующие его вопросы. Что бы клиент не решил, коуч будет слушать, уточнять и поддерживать его.[4].

Коучинг предполагает, что у клиента уже есть все, что нужно для решения задачи, но он пока, по каким – то причинам, не использует. Задача коуча – помочь человеку найти в себе те ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и начать применять их на практике.

В современной жизни невозможно обойтись без конфликтов. Время от времени человек конфликтуем с родными, с коллегами, с друзьями. Вряд ли существуют в природе абсолютно бесконфликтные люди, потому что даже постоянно жертвовать собственными интересами не сможет даже самый компромиссный человек.

Само слово «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение), означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзные разногласия, приводящие к острым спорам, к борьбе и противостоянию [2].

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают следую­щее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ раз­решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопрово­ждающийся негативными эмоциями» [1]. 

В настоящее время особое внимание уделяется конфликтности в подростковой среде. Подростковый возраст традиционно привлекает к себе внимание исследователей, так как является одним из самых сложных, ответственных в жизни ребенка и его родителей. Это период психического развития человека, переходный этап между детством и взрослостью. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни индивида. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности [3]. 

Для разрешения конфликтов среди подростков, как правило, используется конфликт – коучинг. Данный вид коучинга подразумевает работу коуча, которая направлена на исследование проблемы, поиск решений в конфликте и обучение оптимальному поведению в сложной конфликтной ситуации. Коучинг также может выступать в качестве метода управления коммуникациями в случае состоявшегося конфликта и возникновения определенных последствий после него.

В данном исследовании были определены следующие задачи, провести теоретический анализ по проблеме сопровождения подростков, склонных к конфликтам со сверстниками, рассмотреть особенности межличностных конфликтов среди подростков, проанализировать специфику коуч – сопровождения подростков и на основании опытно – экспериментального исследования разработать план мероприятий направленный на по коуч – сопровождение подростков, склонных к конфликтам со сверстниками.

Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Середейская средняя школа». В исследовании принимали участие обучающиеся в количестве 19 человек. Из них 11 юношей и 8 девушек в возрасте 15 – 16 лет.

При проведении данного исследования использовались такие методы, как беседа, наблюдение за деятельностью обучающихся, тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности», методика К. Томаса – Р. Килманна «Стиль поведения в конфликте», методы анализа и интерпретации полученных данных.

Для определения степени конфликтности был использован тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности». Обучающимся была предложена таблица, в которой с правой и с левой стороны находились по 10 суждений и 7 – бальная шкала. В данной шкале 7 баллов означает, что в их поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблица, 1 балл – дня испытуемого характерно поведение, описанное в правой части.

Результаты данного теста представлены на Рис.1 и на Рис.2:

 

Рисунок. 1. Степень конфликтности обучающихся

 

Рисунок. 2. Степень конфликтности обучающихся

 

Исходя из полученных в результате теста данных, можно сделать вывод, что большая часть испытуемых имеет слабо выраженную степень конфликтности. Но присутствуют и испытуемые с выраженной и высокой степенью конфликтности, что означает необходимость проведения работ на снижение уровня конфликтности.

Для определения доминирующего стиля поведения личности в конфликтных ситуациях была использована методика Томаса - Килманна «Стиль поведения в конфликте». Данная методика используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

Результаты данной методики представлены на Рис.3:

 

Рисунок. 3. Стратегии поведения обучающихся

 

По результатам методики К. Томаса – Р. Килманна «Стиль поведения в конфликте» видно, что большая часть испытуемых используют стратегию «компромисс» и стратегию «сотрудничества», это свидетельствует о том, что дети, подросткового возраста направленны на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. А также говорит о том, что испытуемые могут завершить конфликт частичными уступками. Могут отказать от части ранее выдвигавшихся требований. Готовы признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовы простить.

Исходя их результатов данных теста В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности» и методики Томаса - Килманна «Стиль поведения в конфликте» были выявлены 6 испытуемых, склонные к конфликтному поведению. Для сопровождения конфликтных обучающихся нами была создана программа с использованием различных коуч – техник.

Цель программы: формирование у подростков навыков поведения в конфликтах и умение их разрешать.

Задачи:

  1. обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
  2. коррекция своего поведения в сторону снижения конфликтности;
  3. развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;
  4. развитие способности адекватного реагирования на конфликтные ситуации;
  5. развитие умения предотвращать конфликтные ситуации.

Структура программы: программа состоит из 9 занятий

Возраст участников: 15 – 16 лет

Количество человек: 6

Предполагаемый положительный результат:

  • понимание того, что может послужить причиной конфликтной ситуации;
  • умение выбирать способ поведения в конфликте;
  • формирования навыков управления эмоциями в ситуации общения с оппонентом.

Реализация данной коучинговой программы осуществлялась в течение 5-ти недель. Работа проводилась с 6 обучающимися, возраст которых составляет 15 – 16 лет.  Занятия с учениками проводились во внеурочное время, чтобы школьники не отвлекались от учебы. Данная программа включает в себя 10 занятий, после каждого занятия проводилась рефлексия.

Основным принципом работы и обязательным условием сопровождения подростковой конфликтности является индивидуальный подход к обучающемуся, осознание и принятие его как личности.

План реализации программы по сопровождению конфликтов в подростковой среде с использованием коуч - техник

№ занятия

Тема занятия

Цель

1

Вводное

  • сформировать представление о природе конфликтов

 

2

Коуч - техника «Я – высказывание»

  • выразить, выплеснуть свои отрицательные эмоции, сохранив достоинство партнёра;
  • рассказать о своей потребности и переживаемых чувствах;
  • выразить честную и открытую позицию;
  • предупредить эскалацию отрицательных эмоций;
  • коррекция поведения партнёра;
  • лучше узнать себя.

3

Коуч - техника активного слушания

 

  • ясное и точное понимание информации или чувств партнёра;
  • предупреждение конфликтов.

4

Коуч - техника визуализации

 

  • проиграть конфликтную ситуацию как игру;
  • проработать внутренние конфликты;
  • проговорить, прояснить позиции сторон;
  • понять себя и партнёра.

5

Коуч – техника опережающей инициативы

  • разрешение конфликта;
  • выявление подстрекателей.

6

Коуч – техника преодоления барьеров

  • обсуждение отрицательных эмоций мешающих разрешению конфликта.

7

Коуч – техника «управление агрессией»

  • проявление «некарательной» реакции на агрессию и продвижение к сотрудничеству.

 

8

Коуч – техника GRIP

  • снижение эскалации конфликта;
  • увеличение доверия;
  • ослабление вражды;
  • создание благоприятных условий для разрешения конфликта;
  • перевод конфликта в русло сотрудничества и конструктивного решения проблемы.

9

«Расслабление»

  • обучить дыхательным релаксационным техникам

 

10

«Завершающее»

  • закрепить конструктивные способы поведения

 

После проведения программы по сопровождению конфликтов в подростковой среде с использованием коуч – техник было проведено повторное тестирование обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Середейская средняя школа» с подростками, склонными к конфликтам в количестве 6 – ти человек.

Для того чтобы установить наличие или отсутствие изменений в личности обучающихся после проведения программы по сопровождению подростков, склонных к конфликтам со сверстниками, использовались следующие тесты: тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности» и тест О. Л. Гончарова «Экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности».

Результаты данного теста представлены на Рис.4.

 

Рисунок. 4. Степень конфликтности обучающихся

 

Сравнительный результат проведения первичной и вторичной диагностик по  тесту В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности» представлен на Рис. 5.

 

Рисунок. 5. Сравнительный результат первичной и вторичной диагностик

 

В результате повторно проведенной диагностики было выявлено, что у Ильи Г. самооценка конфликтности уменьшилась на 10%; у Александра Н. на 12,3%; у Сергея С. на 25%; у Виктора Г. 6,2 %; у Игоря Е. на 7,8%; Галина А. на 18%.  Результаты изменения самооценки конфликтности представлены на Рис. 6.

 

Рисунок. 6. Результаты изменения самооценки конфликтности обучающихся

 

При выявлении уровня конфликтности у школьников использовалась методика О. Л. Гончаровой «Экспресс – диагностика выявления уровня конфликтности».

Результаты данной диагностики показали, что у Ильи Г., Александра Н., Сергея С., Виктора Г., Галины А. – средний уровень конфликтности, что свидетельствует о том, что проведение программы мероприятий по сопровождению конфликтов в подростковой среде дало положительные результаты. У испытуемого Игоря Е. – высокий уровень конфликтности.

Результаты данной методики представлены на Рис.7:

 

Рисунок. 7. Результаты уровня конфликтности обучающихся

 

По итогам сравнения уровня конфликтности  обучающихся, можно сделать вывод, что наблюдается улучшение результатов по данному показателю. У испытуемых произошли положительные изменения. При использовании программы мероприятий по сопровождению конфликтов в подростковой среде с использованием коуч – техник показатели были улучшены.

 

Список литературы:
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А. И.  Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 378 с.
2. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология [Текст] / И. Е. Ворожейкин — М.: ИНФРА-М. - 2013. — 112 с.
3. Кле, М. Психология подростка [Текст] / М. Кле, Ю.И. Фролов.  -   Хрестоматия. - М.: Российское педагогическое агентство, 2014. - С. 103 – 140
4. Козлова, Е. Б. Коучинг в работе с детьми и молодежью [Текст] / Е. Б. Козлова. – Клг.: КГУ им. Циолковского, 2015. – 72 с.
5. Уитмор, Д. Коучинг высокой эффективности [Текст] / Д. Уитмор. – М.: МАК, 2016. – 160 с.