Статья:

Условия и направления социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде

Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Панина Я.А., Кихтенко А.Е. Условия и направления социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(128). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(128).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия и направления социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями в инклюзивной образовательной среде

Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обосновывает равное отношение ко всем обучающимся, но при создании специальных условий для тех, кто имеет особые образовательные потребности [1]. Право на образование принадлежит всем детям, включая детей с ОВЗ. Обеспечение равных прав и равных возможностей для ребенка с отклонениями в развитии, прежде всего, означает возможность быть рядом с обычными сверстниками, возможность получить образование.

Инклюзия основный социальный ориентир в политики просвещенного государства. Основной целью в этой связи представляется гуманизация общественной жизни, а также соблюдение прав и свобод людей с ограниченными возможностями. Что касается инклюзивного образования, то здесь можно отметить, что его развитие заключается в качественной и поэтапной проработке всей системы образования.

Следует понимать, что подобные изменения не будут происходить быстро. И среди самых энергозатратных и сложных представляется изменение профессионального мышления и психологии людей, которые затронуты в системе образования тем или иным образом, будь то педагоги, психологи или ученики. Здесь же следует упомянуть экономический  и финансовый аспект, которые тоже неразрывно связаны с процессов внедрения инклюзии. Конечно, при организации доступной «безбарьерной» среды, в первую очередь, сталкиваются с проблемой социального характера. Среди самых распространенных из них можно отметить- организацию архитектурной доступности. [1] Большинство школ построено в ХХ в., где об инклюзии не шло еще и речи, зато были распространены различные специализированные учреждения для детей-инвалидов. Как известно, детям-инвалидам, в особенности тем, кто передвигается с помощью инвалидной коляски, требуются специальные приспособления (пандусы, поручни, подъемники, индивидуальные парты и т. д.), которые некоторым школам в силу их архитектурных особенностей недоступны. Кроме того, создание в школе необходимых приспособлений требует немалых материальных затрат. И хотя в настоящее время строительство школ идет уже с учетом различных потребностей детей с ограниченными возможностями, их количества все еще недостаточно.

Перед инклюзивным образованием стоят следующие задачи:

  • предоставить равные возможности детям-инвалидам в получении образовательных услуг;
  • устранить дискриминацию по отношению к людям с инвалидностью;
  • сформировать отношение к людям с инвалидностью как к равноправным членам общества.

Отсюда вытекает основная цель инклюзивного образования — предоставить детям-инвалидам равные возможности во всем для достижения независимой жизни.

Научная и педагогическая практика убедительно показали, что ребенок с особыми образовательными потребностями, с младенчества попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.

В свою очередь, инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:

• приоритете социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

• непрерывности инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях;

• природосообразности образовательных (в широком смысле) задач и методов, как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

• приоритетного развития коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

• профилактики и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка.

В основе практики инклюзивной формы обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Оно делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП). Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему не только педагогики, но, и психологии, и социологии. Кроме того, объединение в едином социальном и образовательном пространстве обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками [3].

Существующие программы ранней психолого-педагогической коррекции, позволяют вывести многих детей с ОВЗ на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность влиться в нормальную общеобразовательную среду. Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику коммуникативной и когнитивной деятельности слабослышащих, слепых и слабовидящих, а также возможности передвижения, общения, взаимодействия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Следующим условием внедрения инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимоприятия. Инклюзивное образование не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка.

Другим условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса и создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с различным уровнем психофизического развития. Еще одним из условий реализации образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Для этого приказом руководителя образовательного учреждения создается группа психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят: представитель администрации, ответственный за обеспечение инклюзивных процессов в общеобразовательном учреждении; педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, тьюторы, работающие с учащимися с ОВЗ) и иные работники образовательного учреждения [4].

Деятельность группы сопровождения работает по следующим направлениям: психологическая диагностика, психологические консультации, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа, аналитическая работа, изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, повышение мотивации обучающегося, предоставление возможности почувствовать собственные успехи, провести анализ и оценку первых результатов, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское, организация досуга, летнего отдыха, составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося. По каждому ребенку назначается куратор из числа педагогических работников ОУ. В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка с ОВЗ и оценки динамики его развития, группа сопровождения может выступать инициатором пересмотра учебной программы. Администрация общеобразовательного учреждения несет ответственность за организацию, состояние и качество интегративного (инклюзивного) обучения и воспитания.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Однако для решения столь сложной задачи нужны не только соответствующие нормативные правовые документы, но и, что более сложно, создание необходимых условий, в том числе благоприятного общественного мнения. Необходимо также утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей-специалистов инклюзивного обучения. Все это будет способствовать созданию единой системы поддержки и реабилитации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы:
1. Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5
2. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-respublike-buryatiya-sostoyanie-problemy-i-perspektivy
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2004.
4. Агапова И. А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида в условиях интеграции / Агапова И. А., Дедюхина Г. В. //Логопедия. – 2008. – №2. – С. 37-45.
5. Инновации в российском образовании. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. – М. : Изд-во МГУП, 2001.