Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Ким А.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(72).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Ким Алеся Сергеевна
студент, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Волгоград
Забродина Татьяна Игорьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Волгоград

 

Психологическое благополучие представляет собой состояние психического здоровья и хорошего самочувствия, включающее чувство счастья, удовлетворенности жизнью, эмоциональную стабильность, адаптацию к стрессовым ситуациям, высокую самооценку и гармоничные отношения с окружающими. Исследование психологического благополучия началось сравнительно недавно, однако уже представлено рядом теорий и подходов [3, с. 97]. Одними из самых известных являются модель К. Рифф, оказавшая также влияние на модель М. Селигмана PERMA [2, с. 24]. Основными компонентами психологического благополучия в модели, которую представила К. Рифф являются: полное принятие, личностный рост, цель и смысл в жизни, положительные отношения, владение средой и автономия [1, с. 723].

Психологическое благополучие предполагает не только отсутствие психических проблем, но и наличие положительных эмоций, умение справляться с жизненными вызовами и стремление к самореализации. Это означает, что человек чувствует себя уверенно, спокойно и благополучно в различных сферах жизни, включая работу, отношения, личностный рост и здоровье.

Здоровье же – это, согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, состояние физического, психического и социального благополучия [4, с. 62]. Как и в случае с понятием психологического благополучия, это обширное понятие, характеризующееся не просто отсутствием болезней или физических недомоганий, связанных с функционированием органов и систем организма, но и эмоциональное и социальное состояние человека, а также его качество жизни.. Здоровье включает в себя способность к адаптации к окружающей среде, эффективное осуществление повседневных задач и стремление к достижению своих потенциальных возможностей. Это баланс между физическими, психологическими и социальными аспектами жизни, который обеспечивает чувство благополучия и удовлетворенности собой.

Таким образом, становится понятным, что психологическое благополучие и здоровье, по сути, являются одними из компонентов друг друга. Одно не будет в полной мере удовлетворенным без другого. Как психологическое благополучие невозможно без отсутствия болезней и нормального уровня здоровья в целом, так и здоровье в полной его мере невозможно без психологического благополучия, составляющего важную его часть.

Анализ теоретических обоснований и исследований структуры и содержания психологического благополучия и здоровья, позволили выдвинуть гипотезу нашего исследования, заключающуюся в предположении о том, что чем выше уровень психологического благополучия у представителей юношеского возраста, тем выше общий показатель их здоровья.

Выборку составили 40 студентов младших курсов в возрасте от 17 до 22 лет. Уровень психологического благополучия определялся с помощью шкалы психологического благополучия К. Рифф, а общего состояния здоровья посредством теста на состояние здоровья.

В зависимости от результатов, полученных при исследовании психологического благополучия, студенты были разделены:

  1. Студенты с высоким уровнем психологического благополучия (57,5%) характеризуются тем, что обладают хорошей самооценкой, уверенностью в себе, оптимизмом, способностью к рефлексии, стремлением к саморазвитию, а также имеют стабильные и положительные отношения с окружающими;
  2. Студенты со средним уровнем психологического благополучия (25%) обычно имеют некоторую склонность к саморазвитию, умеренную самооценку, и способны поддерживать положительные отношения с окружающими;
  3. У студентов с низким уровнем психологического благополучия (17,5%) зачастую преобладают негативные эмоции, отсутствует стремление к саморазвитию, им также характерна заниженная самооценка и неспособность выстраивать положительные отношения с окружающими.

При исследовании общего состояния здоровья было выявлено, что:

  1. Студенты с высоким уровнем общего состояния здоровья (77,5%) характеризуется хорошим физическим самочувствием, эмоциональной устойчивостью, высоким уровнем энергии и жизненного оптимизма, а также способностью эффективно справляться со стрессом и сохранять гармоничные отношения с окружающими;
  2. Студенты со средним уровнем общего состояния здоровья (15%) обычно имеют умеренную физическую активность и уровень стресса, а также довольно стабильное эмоциональное состояние, однако время от времени могут испытывать небольшие проблемы со здоровьем, но обычно несерьезные и не мешающие в повседневной жизни;
  3. Студенты с низким уровнем общего состояния здоровья (7,5%) могут испытывать частые физические недомогания, эмоциональную неустойчивость, частый стресс и пониженное настроение. Для них характерны пассивность,  трудности с адаптацией к повседневным задачам и выстраиванию межличностных отношений.

При выявлении соотношения показателей было обнаружено, что уровень общего состояния здоровья был выше у тех, у кого психологическое благополучие было развито также на высоком уровне.

Таким образом, наша гипотеза о том, что чем выше уровень психологического благополучия у представителей юношеского возраста, тем выше общий показатель их здоровья подтвердилась.

 

Список литературы:
1. Рифф К. Пересмотр структуры психологического благополучия // Журнал психологии личности и социальной психологии. – 1995. – №69(4). – С. 719–727.
2. Селигман М. Путь к процветанию: новое понимание счастья и благополучия. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. 422 с.
3. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95 - 129
4. Яковлева Н.В. Психологическое исследование генеза витальной мета-компетентности личности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. № 4. С. 62-67.