Статья:

Психологические и педагогические аспекты работы с молодежными объединениями

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Логвинова Т.И., Логвинова М.И. Психологические и педагогические аспекты работы с молодежными объединениями // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические и педагогические аспекты работы с молодежными объединениями

Логвинова Татьяна Игоревна
магистрант Курского государственного университета, РФ, г. Курск
Логвинова Маргарита Игоревна
магистрант Курского государственного университета, РФ, г. Курск

 

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы с молодежными объединениями. В ней представлены наиболее распространенные концепции и идеи по руководству коллективом, хронология изучения данного вопроса, обозначены различные точки зрения относительно понимая сущности понятия «коллектив» и его характеристик.

Отечественные психологи и педагоги, начинания с двадцатых годов ХХ века стали изучать влияние отношений товарищества, взаимопомощи на личность ребёнка. В связи с этим многих ученых – исследователей заинтересовали вопросы, касающиеся работы с детскими и молодежными коллективами. Так П.Ф. Каптерев в своих работах исследовал взаимосвязь отношений между детьми и становлением группового согласия. Он считал, что с самого детства в детях необходимо развивать способность действовать не только исходя из своих личных интересов, но и учить их жить для других. Им была высказана идея о создании «классной общины», «общешкольного товарищества» [3]. Они должны были удовлетворить стремление школьников к самостоятельности. В рамках этой организации учащиеся имели возможность выбирать уполномоченных (председатель, староста и т.д.), разрабатывать собственный устав и следить за его выполнением. Детское представительство могло решать следующие вопросы: обсуждение правильности поступков детей; составлять графики внеучебных дел и расписание занятий; оказание помощи в учебе отстающим ученикам; организация праздников, встреч, экскурсий и т.д.

С.Т. Шацкий, работая в колонии для малолетних преступников и исследуя детские группировки, создал вместе с коллегами единый детский и педагогический коллектив, где рационально применялись административные меры и была организована насыщенная жизнь подростков, которая, в то же время, подчинялась строгому режиму, сопровождалась трудом и самообслуживанием. Но наряду с этим здесь присутствовали игры, театр, музыка и спорт. Именно такой коллектив, с точки зрения С.Т. Шацкого, обеспечивает появление позитивных правил в жизни в колонии [3].

Е.А. Аркин также отмечал важность коллективного воспитания. Он считал, что участие ребенка в коллективной детской жизни, позволяет ему раскрыть такие стороны детской индивидуальности, которые не могут быть обнаружены при других условиях. По мнению Е.А. Аркина, детский коллектив – это среда для проявления индивидуальных способностей человека, при этом, именно здесь индивидуальность ребёнка находит те условия, которые необходимы для проявления своих лучших сторон.

Сухомлинский В.А. в своей работе «Мудрая власть коллектива» указывает на тот факт, что именно в рамках образовательного учреждения должна создаваться социальная среда, в которой формируются и развиваются способности личности. А учебный коллектив, с его многогранными отношениями, обеспечивает всестороннее развитие личности, готовит молодежь к самостоятельной профессиональной деятельности, способствует становлению активной жизненной позиции. Им были сформулированы принципы воспитания школьного коллектива, многие из них не утратили актуальности и на сегодняшний день: коллективная деятельность должна быть общественно значимой; единство идейной и организационной основ коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами; ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей., самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных; создание и заботливое сохранение традиций; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплинированность и ответственность личности за свое поведение. Такими принципами руководствовались педагоги Павлышской школы в воспитании школьного коллектива, многие из них можно использовать и сейчас в работе с молодежными объединениями [4].

Еще одним педагогом, разработавшим свою систему работы с коллективом, стал А.С. Макаренко. Она отражена в его книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и др. Именно им был сформулирован основной закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, а остановка – его смерть. А.С. Макаренко определил ключевые принципы жизнедеятельности коллектива: ответственная зависимость, параллельные действия, гласность, перспективные линии. Он создал свою теорию развития коллектива, определил его этапы: становление коллектива, усиление влияния актива, расцвет коллектива, этап движения. А.С. Макаренко отмечал, что между этими этапами развития нет четких границ. Каждый последующий этап не сменяется предыдущим, а добавляется к нему. Основой жизнедеятельности и развития коллектива являются традиции. Традиции А.С. Макаренко рассматривал как устойчивые формы коллективной жизни и деятельности, которые позволяют вырабатывать общие нормы поведения, укрепляют и развивают коллективную жизнь. Важным, по его мнению, для коллектива является система целей. Цель, даёт возможность увлечь и сплотить коллектив [5].

И.П. Ивановым была разработана методика коммунарского воспитания как средства развития личности, включившая в себя следующие рекомендации:

1.  Обучение лучшей жизни должно осуществляться через непосредственное включение воспитанников в лучшие отношения.

2.  Альтруистическая направленность личности, установка на добротворчество и добровольческую деятельность, бескорыстность во взаимоотношениях с людьми, воспитание в себе привычки заботиться о других людях, помогать им.

3.  Правило пяти «само»: самостоятельность, самоорганизация, самоуправление, самовоспитание и самоанализ.

4.  Новые взаимоотношения со взрослыми и педагогами. Коммунары готовы к самостоятельному приглашению взрослых к совместной с ними работе.

5.  Творчество – характеристика любой деятельности.

6.  Коллективизм. Коммуна рассматривается как союз единомышленников, в борьбе за лучшую жизнь [1].

На данный момент эта методика используется достаточно редко. Но её воспитательный и развивающий потенциал достаточно велик, что обуславливает возможность её использования и в настоящее время.

Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и их ученики, изучая коллектив, выделили несколько уровней его развития. Номинальная группа, например, характеризуется внешне заданной целью и структурой. Она имеет незначительный опыт совместной деятельности, а система межличностных отношений в ней не развита.

Группа-ассоциация также характеризуется заданными извне целями, но в ней появляется первичная межличностная интеграция. В группе довольно часто возникают конфликты, отношения между членами коллектива не стабильны. В группе-кооперации общая цель осознается всеми членами группы, они готовы к сотрудничеству для её достижения, но абсолютное психологическое единство отсутствует. Группа-автономия характеризуется тем, что на первый план выступают эмоциональные, личностные, а не деловые отношения. Ярко выражен групповой центризм, что проявляется в стремление доказать превосходство своей группы над другими. Группа-коллектив – это высший уровень развития малой группы, характеризующийся гармонизацией индивидуальных и общественных интересов, целей и ценностей [2].

Подводя итоги анализа работ отечественных психологов и педагогов относительно разработки вопросов, касающихся работы с молодежными объединениями, можно утверждать, что многие из этих положений не утратили своей актуальности и в настоящее время, и могут быть использованы в воспитательной работе кураторов, руководителей и педагогов с молодежью.

 

Список литературы:
1. Захарова Е.В., Кулакова А.Н., Тонкова К.А. Методика коммунарского воспитания как инструмент управления развитием личности. – URL: http://makarenko-museum.narod.ru/news/Ekat/2011/Ekat_2011_33.htm, (Дата обращения 28.09.2016).
2. Логвинов И.Н., Логвинова Т.И. Основные направления исследований лидерства в работах зарубежных психологов. – Пензенский психологический вестник. 2016. № 1 (6). С. 129–147.
3. Славина Е.В. Развитие учения о группе как коллективе в социальной психологии и педагогике. – URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2987, (Дата обращения 30.09.2016).
4. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – Москва: Молодая гвардия, 1975.
5. Учение А.С. Макаренко о коллективе. – URL: http://cribs.me/teoriya-i-metodika-vospitaniya/uchenie-a-s-makarenko-o-kollektive, (Дата обращения 28.09.2016).