Психологические и педагогические аспекты работы с молодежными объединениями
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Психологические и педагогические аспекты работы с молодежными объединениями
В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы с молодежными объединениями. В ней представлены наиболее распространенные концепции и идеи по руководству коллективом, хронология изучения данного вопроса, обозначены различные точки зрения относительно понимая сущности понятия «коллектив» и его характеристик.
Отечественные психологи и педагоги, начинания с двадцатых годов ХХ века стали изучать влияние отношений товарищества, взаимопомощи на личность ребёнка. В связи с этим многих ученых – исследователей заинтересовали вопросы, касающиеся работы с детскими и молодежными коллективами. Так П.Ф. Каптерев в своих работах исследовал взаимосвязь отношений между детьми и становлением группового согласия. Он считал, что с самого детства в детях необходимо развивать способность действовать не только исходя из своих личных интересов, но и учить их жить для других. Им была высказана идея о создании «классной общины», «общешкольного товарищества» [3]. Они должны были удовлетворить стремление школьников к самостоятельности. В рамках этой организации учащиеся имели возможность выбирать уполномоченных (председатель, староста и т.д.), разрабатывать собственный устав и следить за его выполнением. Детское представительство могло решать следующие вопросы: обсуждение правильности поступков детей; составлять графики внеучебных дел и расписание занятий; оказание помощи в учебе отстающим ученикам; организация праздников, встреч, экскурсий и т.д.
С.Т. Шацкий, работая в колонии для малолетних преступников и исследуя детские группировки, создал вместе с коллегами единый детский и педагогический коллектив, где рационально применялись административные меры и была организована насыщенная жизнь подростков, которая, в то же время, подчинялась строгому режиму, сопровождалась трудом и самообслуживанием. Но наряду с этим здесь присутствовали игры, театр, музыка и спорт. Именно такой коллектив, с точки зрения С.Т. Шацкого, обеспечивает появление позитивных правил в жизни в колонии [3].
Е.А. Аркин также отмечал важность коллективного воспитания. Он считал, что участие ребенка в коллективной детской жизни, позволяет ему раскрыть такие стороны детской индивидуальности, которые не могут быть обнаружены при других условиях. По мнению Е.А. Аркина, детский коллектив – это среда для проявления индивидуальных способностей человека, при этом, именно здесь индивидуальность ребёнка находит те условия, которые необходимы для проявления своих лучших сторон.
Сухомлинский В.А. в своей работе «Мудрая власть коллектива» указывает на тот факт, что именно в рамках образовательного учреждения должна создаваться социальная среда, в которой формируются и развиваются способности личности. А учебный коллектив, с его многогранными отношениями, обеспечивает всестороннее развитие личности, готовит молодежь к самостоятельной профессиональной деятельности, способствует становлению активной жизненной позиции. Им были сформулированы принципы воспитания школьного коллектива, многие из них не утратили актуальности и на сегодняшний день: коллективная деятельность должна быть общественно значимой; единство идейной и организационной основ коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами; ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей., самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных; создание и заботливое сохранение традиций; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплинированность и ответственность личности за свое поведение. Такими принципами руководствовались педагоги Павлышской школы в воспитании школьного коллектива, многие из них можно использовать и сейчас в работе с молодежными объединениями [4].
Еще одним педагогом, разработавшим свою систему работы с коллективом, стал А.С. Макаренко. Она отражена в его книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и др. Именно им был сформулирован основной закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, а остановка – его смерть. А.С. Макаренко определил ключевые принципы жизнедеятельности коллектива: ответственная зависимость, параллельные действия, гласность, перспективные линии. Он создал свою теорию развития коллектива, определил его этапы: становление коллектива, усиление влияния актива, расцвет коллектива, этап движения. А.С. Макаренко отмечал, что между этими этапами развития нет четких границ. Каждый последующий этап не сменяется предыдущим, а добавляется к нему. Основой жизнедеятельности и развития коллектива являются традиции. Традиции А.С. Макаренко рассматривал как устойчивые формы коллективной жизни и деятельности, которые позволяют вырабатывать общие нормы поведения, укрепляют и развивают коллективную жизнь. Важным, по его мнению, для коллектива является система целей. Цель, даёт возможность увлечь и сплотить коллектив [5].
И.П. Ивановым была разработана методика коммунарского воспитания как средства развития личности, включившая в себя следующие рекомендации:
1. Обучение лучшей жизни должно осуществляться через непосредственное включение воспитанников в лучшие отношения.
2. Альтруистическая направленность личности, установка на добротворчество и добровольческую деятельность, бескорыстность во взаимоотношениях с людьми, воспитание в себе привычки заботиться о других людях, помогать им.
3. Правило пяти «само»: самостоятельность, самоорганизация, самоуправление, самовоспитание и самоанализ.
4. Новые взаимоотношения со взрослыми и педагогами. Коммунары готовы к самостоятельному приглашению взрослых к совместной с ними работе.
5. Творчество – характеристика любой деятельности.
6. Коллективизм. Коммуна рассматривается как союз единомышленников, в борьбе за лучшую жизнь [1].
На данный момент эта методика используется достаточно редко. Но её воспитательный и развивающий потенциал достаточно велик, что обуславливает возможность её использования и в настоящее время.
Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и их ученики, изучая коллектив, выделили несколько уровней его развития. Номинальная группа, например, характеризуется внешне заданной целью и структурой. Она имеет незначительный опыт совместной деятельности, а система межличностных отношений в ней не развита.
Группа-ассоциация также характеризуется заданными извне целями, но в ней появляется первичная межличностная интеграция. В группе довольно часто возникают конфликты, отношения между членами коллектива не стабильны. В группе-кооперации общая цель осознается всеми членами группы, они готовы к сотрудничеству для её достижения, но абсолютное психологическое единство отсутствует. Группа-автономия характеризуется тем, что на первый план выступают эмоциональные, личностные, а не деловые отношения. Ярко выражен групповой центризм, что проявляется в стремление доказать превосходство своей группы над другими. Группа-коллектив – это высший уровень развития малой группы, характеризующийся гармонизацией индивидуальных и общественных интересов, целей и ценностей [2].
Подводя итоги анализа работ отечественных психологов и педагогов относительно разработки вопросов, касающихся работы с молодежными объединениями, можно утверждать, что многие из этих положений не утратили своей актуальности и в настоящее время, и могут быть использованы в воспитательной работе кураторов, руководителей и педагогов с молодежью.