Статья:

Образовательная среда как фактор риска нарушения психологической безопасности и формирования социальной тревожности учащихся техникумов

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Чеканова М.О. Образовательная среда как фактор риска нарушения психологической безопасности и формирования социальной тревожности учащихся техникумов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Образовательная среда как фактор риска нарушения психологической безопасности и формирования социальной тревожности учащихся техникумов

Чеканова Мария Олеговна
студент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск
Стоянова Ирина Яковлевна
научный руководитель, д-р психол. наук, доцент, проф., Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

В настоящее время проблема нарушения психологической безопасности в условиях различной образовательной среды сохраняет свою актуальность, поскольку образование является неотъемлемой и значительной частью жизненного пути, во многом определяющей личностное развитие и становление. Существует необходимость создания условий продуктивной самореализации и сохранения психического здоровья в процессе обучения.

Под понятием «безопасность» в исследованиях подразумевают защиту от внешних и внутренних факторов, представляющих угрозу для важнейших аспектов личности [1].

По определению Баевой И. А. психологическая безопасность представляет собой защищённость психики, целостность личности, сохранение душевого здоровья и духовности. Чтобы оказывать должное сопротивление негативным факторам и стрессогенным воздействиям, ставящим безопасность под угрозу, человек должен обладать определёнными личностными особенностями: адекватная оценка ситуации, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, навыки саморегуляции, самоорганизованность, критичность и т.д. [1].

Значительный вклад в осмысление проблемы психологической безопасности личности и образовательной среды внесли работы таких исследователей, как И.А. Баева, Я.А. Коменский, М.Р. Битянова, И. Я. Стоянова, Т. И. Колесникова и др. [1-2, 8].

Согласно мнению С. Д. Дерябо, образовательная среда — это «совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [4].

Психологически безопасная образовательная среда характеризуется отсутствием проявления психологического насилия над учащимися, наличием условий, необходимых для самореализации, удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении, способствующих сохранению психического здоровья учащихся [1,3,8].

Во многих исследованиях была доказана связь образовательной среды и наличия факторов, приводящих к искажению личностного развития и нарушению психического здоровья, а также, в отдельных случаях, к склонности к антивитальным проявлениям [1-2, 7-8].

В условиях образовательной среды молодые люди могут столкнуться с различными проблемами, которые могут привести к социальной тревоге. В силу особенностей юношеского возрастного периода, включая неустойчивость становления личностной идентификации, им свойственна повышенная вероятность возникновения данного состояния и подверженность воздействию неблагоприятных факторов, связанных с процессом обучения. Неблагоприятные воздействия могут проявляться в виде трудных ситуаций в сфере межличностного общения (с сокурсниками, преподавателями), следствием которых могут стать конфликты со своим социальным окружением, чувство незащищенности и непонимания со стороны окружающих, а также психологическое насилие в виде унижения, недоброжелательного отношения и затруднение развития. Кроме того, большое значение имеет ситуация оценивания в процессе образования, которая снижает психологическую безопасность. Совокупное воздействие угрожающих факторов может приводить к формированию различных неблагоприятных психологических проявлений, включая социальную тревожность и социофобию [3-4, 5,7].

Социальную тревожность принято определять, как тревожность, возникающую в условиях социального взаимодействия различно рода. Под социофобией подразумевается страх испытать внимание со стороны окружающих, сопровождающийся стремлением избежать данных ситуаций [4].

Важным и социально значимым является выявление характеристик, приводящих к сохранению или нарушению психологической безопасности учащихся в образовательной среде, в качестве которых могут выступать: наличие способности проявлять и удовлетворять базовые психологические потребности, тип социальной тревоги, выраженность отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных ситуациях.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между такими психологическими характеристиками, как выраженность проявлений социальной тревоги - выраженность отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных ситуациях и восприятие психологической безопасности образовательной среды. Выборка: 35 студентов техникумов в возрасте 16-17 лет. Методы исследования: анкета-опросник «Психологическая безопасность образовательной среды» (Баева И.А.); опросник социальной тревоги и социофобии (ОСТиСФ), разработанный Сагалаковой О.А., Труевцевым Д.В. [6]

Полученные данные были обработаны с помощью корреляционного анализа с использованием критерия Пирсона. В результате исследования нами была выявлена статистически значимая отрицательная корреляция между шкалами опросников психологической диагностики безопасности образовательной среды и ОСТиСФ: шкала «насколько учащихся в школе/училище/вузе удовлетворяет возможность высказать свою точку зрения» со шкалой «тревога при инициативе» (R = -0,412; p = 0,015); шкала «уважение со стороны сокурсников» со шкалой «тревога при инициативе» (R = -0,435; p = 0,009); шкала «возможность свободно высказывать свою точку зрения в школе/училище/вузе» со шкалой «тревога при инициативе» (R = -0,365; p = 0,031).

Таблица 1.

Корреляционный анализ шкал опросников психологической диагностики безопасности образовательной среды и социальной тревоги и социофобии

 

Полученные значения свидетельствуют о том, что повышению тревожности при инициативе сопутствует снижение возможности свободно выражать свою точку зрения, а также снижение того, насколько учащихся устраивает данная возможность. Существует значительная вероятность возникновения тревоги и психологического дискомфорта в ситуациях, когда студент не может быть уверен в том, что его точка зрения ценна и значима в данном образовательном пространстве, и будет благоприятно воспринята. Убеждённость в негативном оценивании себя окружающими может провоцировать избегание подобных ситуаций в будущем.

В свою очередь, снижению тревоги при инициативе способствует повышение уважения со стороны однокурсников. В данном случае у учащегося возрастает чувство психологической безопасности образовательной среды. На пути нет препятствий для того, чтобы можно было проявить инициативу и не бояться за последствия. Подобные межличностные отношения убеждают человека в отсутствии опасности, что предоставляет возможность удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении. Это способствует возникновению чувства причастности к среде, обеспечивающего психическое здоровье, включенных в неё участников.

Выводы. Таким образом, были обнаружены значимые психологические характеристики, которые могут способствовать нарушению психологической безопасности учащихся: к доминирующему типу социальной тревоги в ситуации оценивания - тревожности при инициативе, может приводить невозможность высказывать свою точку зрения в образовательной среде. Данный тип тревоги может способствовать восприятию образовательного пространства как психологически небезопасного, препятствуя развитию личности в процессе обучения. Также существует вероятность возникновения психологического напряжения, которое приносит субъективная непредсказуемость ситуации и потенциальная насыщенность общения критикой. Что, в свою очередь, способствует выраженной склонности к неприятию проявления инициативы в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми и убеждению о негативном отношении окружающих. Таким образом, тревожность при инициативе может затруднять успешную самореализацию личности и подвергать угрозе психическое здоровье учащихся.

 

Список литературы:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова. – М. : Изд-во «Нестор-история», 2011. – 272 с.
2. Костина Л.М. Теоретические основы проблемы психологической безопасности личности // Теория и практика современной науки Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. – С. 282-285.
3. Лактионова Е. Б. Развитие личности в образовательной среде // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. – №100. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnosti-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 17.12.2017). 
4. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. – №1. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-trevozhnost-soderzhanie-ponyatiya-i-osnovnye-napravleniya-izucheniya-chast-1 (дата обращения: 16.11.2017). 
5. Сагалакова О. А., Стоянова И. Я., Труевцев Д. В. Социальная тревога – маркер антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. – 2014. – N 4 (6). – URL: http://www.medpsy.ru/climp/2014_4_6/article01.php. (дата обращения: 26.06.2017).
6. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и социофобии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – № 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 25.06.2017).
7. Стоянова И.Я., Шухлова Ю.А., Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Терехина О.В., Чеканова М.О. Личностные факторы риска парасуицидальности (антивитальности) и снижения психологической безопасности студентов в образовательной среде // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 4(89). - С. 112-116.
8. Харланова Ю.В. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013. – С. 63-67.