Статья:

Духовно-нравственный потенциал современного воспитания

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Синявский Д.О. Духовно-нравственный потенциал современного воспитания // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(45).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Духовно-нравственный потенциал современного воспитания

Синявский Давид Олегович
студент, 4 курса, Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Статья посвящена влиянию психолого-педагогических проблем на объективную необходимость воспитания нового поколения соотечественников в контексте раскрытия духовно-нравственного потенциала молодых людей, будущих граждан. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем духовно-нравственного воспитания молодежи, а также объективные и субъективные психологические, педагогические и философские противоречия возникающие при этом. Кроме вышеперечисленного в статье уделяется внимание проблемам возникающим в условиях отсутствия приоритетного отношения общества к духовно-нравственному развитию молодежно-подростковой среды.

Всесторонний интерес к человеку сегодня не случаен. Актуальность проблемы: «Каким быть современному человеку?» определяют процессы и явления, происходящие в Российском обществе. Жизненные проблемы ставят перед современной общеобразовательной и высшей школой множество вопросов, требующих скорейшего разрешения. Как воспитывать человека сегодня? Какую цель преследовать? Что отобрать в качестве воспитательных средств? Уже найдено достаточно много средств, одно из них – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию. Помочь взрослеющему человеку - вот главная задача и основной смысл воспитательной работы в образовательных учреждениях. Но помогать можно тому, что уже имеется в наличии на недостаточном уровне, то есть поддерживать развитие «самости» человека.

Участвуя в жизни различных социальных групп, подросток неизбежно сталкивается с принятыми в них нормами морали, подчинение которым оказывается важнейшим условием включения подростка в ту или иную группу. Создать условия, чтобы человек смог разобраться в системе общечеловеческих нравственных ценностей, лежащей в основе противоречивых, а нередко и взаимоисключающих частных моральных норм, и тем самым определить свое отношение к ним, призваны все гуманитарные и педагогические дисциплины в школах и вузах.

В процессе взросления учащиеся все чаще сталкиваются с разнообразными нормами права, являющимися регуляторами взаимоотношений между людьми в различных сферах жизни общества. Для того, чтобы этот регулятор не выступал для индивида как внешняя принудительная сила, чтобы он смог использовать его как важное средство саморегуляции своего поведения в обществе, ему необходимо осознать частные нормы права, как проявление особой системы ценностей, определяющей меру свободы и ответственности личности в обществе.

Вместе с тем, «переступая порог школы, ребенок оказывается в ситуации, требующей от него полного и безусловного подчинения внешним требованиям и нормам. Что, когда и как делать школьнику, все это жестко определяется программой, учебником, учителем. Для реализации ребенком себя как субъекта эта ситуация не оставляет места» (В.В.Давыдов).

Если полагать, что целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности, то в настоящий момент эта цель не может быть в полной мере реализована в традиционной системе массового образования, так как условий для самоопределения и самореализации личности сегодня в массовой школе нет.

Самоопределение – это, прежде всего, личностный выбор, а он предполагает соотношение требований внешнего мира с самим собой, объективной реальности с реальностью субъективной – своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемым в себе.

Изучая мир таким, «каков он есть», как он представлен наукой, педагогика социализации не ставит перед собой задачу развития у детей способности и стремления к самопознанию, – это не ее предмет. Если она и изучает человека, то в качестве всеобщей категории. Другое дело, педагогика индивидуализации. Изучая человека как субъекта выбора, она имеет в виду то, что человек этот выбор осуществляет по отношению к самому себе, а значит, без самопознания свобода невозможна. Практическая педагогика делает лишь первые шаги в этом направлении, несмотря на то, что проблема свободы субъекта с философско-педагогической точки зрения интенсивно исследовалась за последние двадцать лет (В.В.Горшкова. Ю.К.Азаров, В.И.Слободчиков и др.).

Отрицать наличие объективного мира бессмысленно, он был и будет, сопоставляя реальность человеческого существования, но так же бессмысленно отрицать наличие субъективного мира, как реальности автономного духовного бытия человека. Другое дело, что первично для гуманистической науки? И все ли в жизни человека детерминировано внешними обстоятельствами? Открытое общение с фасилитирующим взрослым помогает молодому поколению разобраться в своем духовном мире. Цель современного воспитания заключается в повышении духовного и нравственного облика школьников, и молодежи. Под духовностью следует понимать высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях к Богу. Главный смысл современного воспитания - побудить и, в какой-то степени, научиться ответственному принятию решений в собственном поведении. Недостатки традиционной системы нравственного воспитания заключаются в том, что формируются, в основном, морально-исполнительские установки и привычки. Когда же выпускники школы оказываются в реальных условиях, требующих самостоятельного принятия морально-нравственных решений, они попадают в противоречивые ситуации и, как правило, проявляют растерянность и беспомощность. Обучение школьников способам самоопределения в ситуациях жизненного выбора – наиболее продуктивное направление в методике нравственного воспитания.

В формировании человека как нравственного субъекта как носителя своего ответственного поведения целесообразно соединение этики и психологии. При этом, необходимо напомнить, что психология в качестве науки о закономерностях духа есть нечто такое, из чего нельзя вывести определенные программы поведения и методы их преподавания для непосредственного применения в жизненной практике. Таким образом, психология есть наука, обучение этике поведения - искусство; А науки, как известно, никогда не порождали искусства непосредственно из самой себя. Для приложения науки необходим посредник: «творческий, свободно изобретающий дух» (У. Джемс). Поэтому знание психологии еще не гарантирует того, что человек будет понимать других людей, адекватно себя вести, быть тактичным, толерантным, культурно воспитанным. Все это может прийти только в процессе совместной деятельности, созидательного межсубъектного взаимодействия преподавателя и воспитанника само искусство преподавания может вырабатываться непосредственно в классе, аудитории, и будет требовать изобретательности, нетривиальности, проникновения в непрерывно наблюдаемые конкретные факты и ситуации (В.В.Горшкова). Такими факторами могут быть эмоциональные отклики учащихся, нравственные, побуждения к духовно-практическому действию и т. д. Для этого используется классический метод «майевтика» (сократовские беседы «Познай самого себя») для возможности участвовать в социальном и познавательном диалоге, поскольку практика диалога остается основным методом приближения к истине.

Отсутствие приоритетного отношения общества к решению проблем духовно-нравственного воспитания будущих поколений, а также к реализации внутренних ресурсов индивида в процессе становления личности, приводит к возникновению множества острых социальных проблем, которые гораздо сложнее поддаются решению на поздних стадиях, нежели на ранних стадиях, когда с помощью превентивных мер общество и социальные институты, могут в корне пресечь предпосылки развития асоциальных явлений.

Все вышеперечисленное может иметь далеко идущие последствия. Исторический опыт говорит о том, что рост внутренних социальных противоречий неизбежен, но требует своевременного разрешения, в противном случае накопившиеся противоречия могут привести к необратимым последствиям, которые чаще всего имеют негативный характер. Если гражданин хочет жить в обществе, которое гарантирует ему защиту его личных прав, то ему необходимо помнить о его обязанностях, моральном облике, духовно-нравственных ориентирах. Все эти качества приобретаются в процессе воспитания и реализации внутреннего потенциала человека, чем и занимается современная педагогика, психология и философия.

Таким образом, реализация духовно-нравственного потенциала современного воспитания является одним из ключевых факторов социальной стабильности и позитивного развития общества. Государственная политика в этом отношении должна проводиться на принципах гуманистических идей, опираясь на правовую основу и многовековой опыт духовного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Стоит отметить, что данная проблема решается комплексно, то есть внимание должно уделяться всем сферам социальной жизни, так или иначе затрагивающим личностное гражданское самоопределение индивида, лишь в этом случае можно говорить об эффективности проводимой политики.

 

Список литературы:
1. Горшкова В.В. «Непрерывное образование как способ бытия человека», – Санкт-Петербург, 2016 г.
2. Журнал «Мир науки, культуры, образования» №6, 2013, раздел 2 «Педагогика. Психология»,- статья «Теоретические основы профилактики наркомании в молодежной среде» // П.В. Станкевич, А.А. Богданов, Н.В. Авдеева.
3. Сидоров П.И. «Наркологическая превентология», – Москва, 2006.