Статья:

Формирование у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости

Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Чапурина К.В. Формирование у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(84). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(84).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости

Чапурина Ксения Владимировна
студент, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, Республика Татарстан, г. Елабуга

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости, так как в настоящее время наблюдается высокий рост детской агрессии следовательно, формирование эмоциональной отзывчивости происходит, в основном, стихийно, что ведет не только к низкому уровню эмоциональной культуры, но и к различным ее дефектам, а порой и к нарушениям в эмоциональной сфере личности ребенка. Осуществление данной цели возможно только при условии грамотной организации процесса эмоционального развития личности, начиная с дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, ДОУ (дошкольное образовательное учреждение), дети младшего дошкольного возраста.

 

Дошкольное детство- это самый яркий и полных эмоций период ребенка. Формирование эмоциональной отзывчивости представляет собой одну из актуальных и важных социальных и психолого-педагогических задач. Возрастные аспекты эмоционального формирования  раскрыты в трудах таких ученых, как: Л.И.Божович, Е.И. Бондарчук, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие. Эмоциональная отзывчивость рассмотрена в трудах таких авторов, как В.П. Анисимова, Т.Д. Пашкевич С.Л. Рубинштейн и многих других.

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач эмоциональной сферы дошкольника, предполагает прямую и косвенную работу  педагогов по развитию и формированию эмоциональной сферы дошкольника. Эта работа может осуществляться в различных видах деятельности дошкольника.

Мы решили провести опытно-экспериментальную работу с детьми младшего дошкольного возраста, цель, которой заключалась в анализе формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста и оценке эффективности разработанной программы по формированию эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Шапшинский детский сад «Аленушка». В исследовании  принимали участие  30 воспитанников младшего дошкольного возраста (дети 3-4 лет)  (15 детей – экспериментальная группа (ЭГ); 15 детей – контрольная группа (КГ). 

Мы воспользовались такими методиками как: Методика «Изучение эмоционального поведения детей  при восприятии литературных произведений» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) ; Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной  по изучению понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке; Методика «Раскрась рисунок» (авторы Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина).

На первом этапе применялась методика «Изучение эмоционального поведения детей  при восприятии литературных произведений» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). После проведения методики мы выявили низкий уровень эмоциональной отзывчивости при восприятии литературных произведений у ЭГ,   7 детей 46%, а у КГ в результате проведенной методики низкий результат имеют 4 ребенка 27% - я думаю, это связано с тем, что эти дети плохо воспринимают сюжет сказки, не умеют эмоционально реагировать на героев. Высокий уровень у ЭГ составило 3 ребенка 20%,  в КГ 4 ребенка 27% - эти дети смогли объяснить: почему же зайчик плакал, правильно ли поступила лиса, сопереживали зайчику.

Вторым этапом исследования послужила методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной  по изучению понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. После проведения этой методики получили низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей, у ЭГ 7 детей 46% , у КГ Низкий уровень у 4 детей 27%- эти дети не готовы были выполнять задания. Высокий уровень у ЭГ имеют 2 ребенка 14% , у КГ составило 4 ребенка 27% - эти дети с творчеством подошли к заданию, и быстро выполнили его.

Третьим этапом послужила методика «Раскрась рисунок» (авторы Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина). Результат данной методики показал, что в ЭГ есть деть с очень низким уровнем эмоциональной отзывчивости это  3 детей 30% ,у КГ составило 2 ребенка 14% - эти дети не захотели выполнять задание, не захотели идти на контакт.С достаточным уровнем выявлено в ЭГ 3 ребенка 20%,  У КГ выявлено 5 детей 33% - эти дети справились с заданием и эмоционально отозвались помочь своим сверстникам.

Таким образом, проведенное исследование с младшими дошкольниками показало низкий уровень сформированности эмоциональной отзывчивости. Мы пришли к выводу что, на формирующем этапе необходимо разработать и реализовать  программу  направленную на процесс формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста.

В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались:-различные игры;( «Волшебные шарики», «Пузырь», « Что случилось?», «Зеркало» и т.д); -беседы на различные темы;( «Мое настроение», «Эмоции», «Мои добрые поступки», «Мои друзья» и т.д); -чтение и обсуждение художественных произведений;( «Волк и семеро козлят», «Теремок» и т.д); -обыгрывание эмоционального состояния людей изображенных на рисунках.

После реализации программы,  направленной на процесс  формирования эмоциональной отзывчивости у младших дошкольников нами была проведена контрольная диагностика.

По методике «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), высокий уровень увеличился на 20% в ЭГ, а в КГ на 19%. Низкий уровень уменьшился на 26% в ЭГ и на 13% в КГ. Это связано с тем, что на формирующем этапе с детьми проводились занятия по чтению разнообразной художественной литературы и обсуждались эмоциональное состояние героев их поступки.

По методике  Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной  по изучению понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке, высокий уровень  понимания детьми эмоций, вырос на 20% в ЭГ, в КГ результат увеличен на 13%. Низкий уровень уменьшился на 26% в ЭГ, а в КГ на 13%. Это связано с тем, что мы смогли их заинтересовать, научить определять эмоциональные состояния людей, и правильно сопоставлять графические эмоции с эмоциональными ситуациями, изображенные на рисунках. 

По методике «Раскрась рисунок» Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина, достаточный уровень вырос на 20% в ЭГ, а в КГ на 19%, низкий уровень уменьшился так же на 20% в ЭГ и на 13% в КГ. Я думаю, это связано с тем, что дети в этом возрасте очень любят рисовать, стоит только их заинтересовать.

Исходя из всего изложенного, делаем вывод что, наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, дети часто выражают свои эмоции (гнев, страх, злость, радость, удивление и т.д). Мы, взрослые, педагоги, должны профессионально подойти к таким детям, создать специальные условия, с целью формирования у них эмоционального мира, эмоциональной отзывчивости к окружающим. Таким образом, правильно построенная система  работы, поможет достичь высоких результатов.

 

Список литературы: 
1. Анисимов, В.П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В.П. Анисимов. // Дошкольное воспитание. – 2010. – №3. - С. 13–17.
2. Бондарчук, Е.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций – 3 – е изд., стереотип. / Е.И. Бондарчук, Л.И. Бондарчук. – К.: МАУП, 2012. – 876 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2010. - 464 с.
4. Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения / М.В. Егорова. - Волгоград: Учитель. - 2012. – 67 с.
5. Пашкевич,Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. / Т.Д. Пашкевич. - М.: Учитель, 2014. – 123 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2016. – 712 с.
7. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2013. – 223 с.