Статья:

БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кочергина И.В. БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(165). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(165).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Кочергина Ирина Валерьевна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Мичуринский государственный аграрный университет, РФ, г. Мичуринск

 

Явление буллинга или травли в современном мире не редкое.

Зачастую родители впадают в панику, если их ребенок, приходя домой, рассказывает о негативном отношении к нему своих сверстников.

Слова ребенка: «Меня дразнят не только за то, что я новичок, но и за то, какой я есть. Каждый раз становится только хуже», воспринимаются  как вселенская катастрофа на земном уровне.

Дети подчас бывают так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Травля в школе явление бессмысленное и беспощадное. Она всегда была, есть и будет.

Школьные воспоминания у каждого человека разные. Кто-то вспоминает о школе с улыбкой, кто-то с легким оттенком грусти, а у кого-то школьные воспоминания ассоциируются с болью, ужасом и страхом.

Так в чем же причина проявления травли, кто может стать её жертвой, что делать и как с ней бороться.

Как помочь ребенку сохранить в памяти только позитивные воспоминания о школе и как научить его выходить из конфликтных ситуаций без психологических проблем?

Ребенок в школе может быть один по двум причинам. Первая, если он замкнут и не любит общение. Его стихия одиночество, тишина, то есть ребенок интроверт. И вторая причина, если ребенок стал жертвой агрессии (буллинга) со стороны своих сверстников.

Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. 

Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.

Буллинг (от английского bullying, bully - хулиган, задира, грубиян) - это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха [3, с.15-18].

Буллинг может принимать различные формы. Это и физическое насилие (тычки, затрещины,  иные формы выражения физической силы), материальное насилие (кражи вещей или их порча, вымогательство), психологическое насилие (придумывание кличек, обзывания, насмешки), информационное насилие (выдумывание несуществующих событий, сплетен).

Сравнительно недавно появилась и более современная форма буллинга - кибербуллинг. Данная форма агрессии выражается в эмоциональном давлении на человека в сетях интернета.

Наибольшая опасность буллинга заключается в том, что ребенок перестает себя воспринимать как личность.

Он верит, что с ним можно, а главное нужно только так общаться. «Я плохой. Так мне и надо. Я это заслужил».

Сама учёба и успеваемость отходит на второй план. Ребенок не может думать ни о чем кроме ежедневного урока выживания, который он проходит снова и снова день за днём.

Так кто же может стать жертвой буллинга. Любой, да, абсолютно любой. Поводом для этого может быть любое отличие от агрессора,  как в положительную сторону, так и в отрицательную.

Это и физические недостатки или способности, и финансовые возможности семьи ребенка, и личностные качества (умение общаться или замкнутость, успеваемость или отсутствие способности к учебе и другие), и многое другое.

Причем в качестве нападающего могут выступать не только дети, но и взрослые.

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия.

Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму.

При длительном воздействии травля приводит к фобиям, расстройствам, ребенок становится подозрительным, перестает верить людям. В крайних случаях жертвы буллинга предпринимают попытки самоубийства, как решение возникшей проблемы.

Если ребенок стал жертвой буллинга, один с атакующей его агрессией он не справится. Не надо думать, что ребенок самостоятельно разберётся с окружающими его проблемами.

В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации, педагогов и родителей  ложится ответственность за проработку и устранение проблемы буллинга, его профилактику.

С травлей ребенок не должен справляться один.

Данная проблема требует общего внимания и участия, и ребенка, и его родителей, и педагогов школы.

Со стороны родителей самым лучшим способом участия в проблемах своего ребенка будет выражение любви к нему.

Разговаривайте со своим ребенком. Показывайте свою заинтересованность в его делах и проблемах, пусть даже самых незначительных на Ваш взгляд. Не давайте ему замыкаться в себе.

Покажите, что Вы всегда будете на его стороне и поможете разобраться в любых вопросах, пусть даже самых сложных. Развивайте в ребенке толерантность и эмпатию. Проводите  с ребенком как можно больше времени, разъясняйте на примерах почему один поступок, поведение, ситуация хорошие (положительные), а другие нет.

Помощь же педагогов в данной ситуации заключается в оказании информационной, консультативной помощи детям подросткового возраста и их родителям, столкнувшимся с проблемой буллинга.

Необходимо создание и администрирование групп в социальных сетях, сайта в сети Интернет с функцией психологического тренинга (группового и индивидуального), информационной лентой, рубрикой «вопрос-ответ». Проведение цикла семинаров для детей и их родителей с просветительской целью, а также с целью оказания психологической поддержки. Разработка наглядного материала: буклеты, методички, брошюры.

Функционирование групп в социальных сетях позволит получать детям и родителям актуальную информацию, а также безотлагательные консультации в системе реального времени.

Информация, полученная в ходе психологических семинаров, позволит детям и их родителям легче адаптироваться в стрессовых ситуациях, находить выход из конфликта с наименьшими эмоциональными затратами.

 

Список литературы:
1. Бобровникова Н.С. Профилактика буллинга в образовательной среде - Молодой ученый. - 2016. - № 12 (116). - С. 759-761.
2. Бондарь В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности / В. Бондарь / Социальная педагогика в России. - 2018. - № 4. - С. 42-44.
3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. - 2006. - №11. - С. 15-18
4. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / Социальная педагогика. - 2007. - №4. - с. 90-92.
5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – Москва-Воронеж., 2016. –107 с.
6. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// infourok.ru (Дата обращения 11.02.2022)
7. Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studbooks.net (Дата обращения 11.02.2022)