Особенности проявления инициативы у старших дошкольников с застенчивым поведением
Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности проявления инициативы у старших дошкольников с застенчивым поведением
Аннотация. В исследовании представлены и рассмотрены такие понятия как инициатива, инициативность и застенчивость в старшем дошкольном возрасте, их взаимосвязь через призму культурно-исторической психологии.
В современном обществе инициативность человека считается особой ценностью. Инициативный человек имеет возможности в большей мере проявить себя, добиться реализации собственных жизненных планов, быть активным созидателем и творцом.
Ценность развития этого качества личности на разных уровнях обусловлена ростом психолого-педагогических исследований активности и инициативности, особенностей и условий их развития. Проявление активности и самостоятельности в различных видах деятельности, способность выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности и способность к принятию собственных решений – возрастные характеристики детей, которые складываются к концу дошкольного детства благодаря качественному обучению, воспитанию и развитию дошкольников (в соответствии с ФГОС ДО).
Успешное достижение образовательных целей в работе с дошкольниками предполагает реализацию принципа индивидуализации. То есть педагогу для каждого ребенка с его индивидуальными особенностями необходимо создать условия для развития у него такого качества как инициативность. Однако есть определенная группа детей, чьи индивидуальные особенности могут выступать препятствием или ограничением для проявления активности и инициативы, построения продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, успешной социализации. К этой группе можно отнести застенчивых дошкольников. И в отношении этих детей требуются особые усилия педагогов по созданию условий проявления ими инициативы и развития у них инициативности. В психологии как отмечает ряд автором (Ф. Зимбардо, Л.Н. Галигузова, Е.М. Гаспарова и другие), существует несколько подходов к проблеме застенчивости. Например, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса. Бихевиористы считают застенчивость приобретенной реакцией страха на социальные стимулы. Социологи же связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Такая устойчивая характерологическая особенность как застенчивость достаточно рано проявляется в поведении ребенка. Уже в раннем возрасте нередко отчетливо прослеживаются ее предпосылки. Существуют причины, по которым ребенку сложно включиться в совместную коллективную деятельность и иметь возможность быть полноправным участником группы во дворе или детском саду:
- низкий уровень развития общения;
- замкнутость и трудности при контактах как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Проблема застенчивых состоит в том, что страх перед неизвестностью и боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка.
Застенчивость проявляется в различных формах и характеризуется рядом поведенческих проявлений, застенчивость – это комплексное свойство.
Фундамент застенчивости закладываются в детстве, а главным источником развития застенчивого поведения являются условия и стиль воспитания. Гиперопека, лишение самостоятельности, сверхтребовательность или отсутствие требовательности вообще, а так же повышенная строгость могут привести к ее развитию.
Многие исследователи застенчивости отмечают, что возникшая в раннем детстве, она сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.
Инициатива у детей с застенчивым поведением, менее заметна, чем у других детей. Большая часть их инициативных и ответных действий окрашены двойственными (амбивалентными) эмоциями.
Анализ основных программ дошкольного образования показал, что инициативность имеет огромную значимость в развитии личности дошкольника.
Основой индивидуализации ребёнка является процесс проявления себя в качестве субъекта деятельности. Иными словами, ребёнок приобретает свой личный опыт через какую-либо деятельность.
В ряде исследований (О. Я. Андрос, Д. Б. Богоявленская, М.С.Каган, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кухарев, Я. А. Пономарев и др.) рассматривалось понятие «инициатива» в рамках изучения творческой деятельности.
Если инициатива является характеристикой действия и самой личности, для которой характерна как активность, так и инициативность, значит, отражением способности проявлять инициативу является инициативность личности. Соответственно, инициативность можно считать способностью человека проявлять инициативу. Как писал Л.С. Выготский, инициативность развивается и формируется в деятельности постепенно. Проявление инициативности можно наблюдать во всех деятельностях дошкольников: общении, предметной деятельности, экспериментировании и, прежде всего в игре.
В соответствии с положениями Л.С. Выготского – «личность развивается в деятельности. Определяющим значением здесь является то, как осуществляется деятельность. Важно учесть, что при осуществлении деятельности, ребёнком должна быть сохранена позиция субъекта».
Основоположник субъектного подхода в психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности человека с его субъектностью, определяя её как «самостоятельную активность». Таким образом, основой индивидуализации образования является обеспечение для каждого ребенка возможности стать и проявить себя в качестве субъекта деятельности.
Инициативность необходимо развивать у ребенка на протяжении всего периода дошкольного возраста. Если педагоги не будут давать возможность ребенку действовать самостоятельно, тем самым проявлять инициативу, то тем самым они могут заблокировать данное стремление. В случае частых запретов и наказаний, у ребенка возникает чувство вины, что впоследствии препятствует развитию инициативности и произвольности. Это приводит к отсутствию решимости постоять за себя, проявить свои навыки и умения в каком-то деле, возникает зависимость от родителей и сверстников, а в дальнейшем привести к изменениям личности. В исследовании приняли участие 2 старшие и 2 подготовительные к школе группы, всего 119 детей, из которых 25 были определены как застенчивые. Данные полученные в результате эмпирического исследования позволили выявить, что у застенчивых детей старшего дошкольного уровня снижен уровень всех видов инициатив. Полученные данные свидетельствуют о преобладании среднего уровня всех исследуемых видов инициатив у застенчивых детей, в отличие от незастенчивых детей, где очевидно видна разница, как в старших, так и в подготовительных группах. У незастенчивых детей преобладает высокий уровень проявления всех видов инициатив, что позволяет сделать вывод, о том, что застенчивое поведение мешает детям проявлять инициативу в любых видах деятельности.
Полученные результаты показывают:
- характерными чертами в поведении застенчивых детей являются боязнь застенчивого ребенка сделать ошибку; защита от окружающих и уход от их внимания; переживание негативных эмоций при общении с окружающими.
- уровень инициативы у застенчивых дошкольников снижен по всем видам, т.е. во всех деятельностях дошкольники с застенчивым поведением много менее инициативны, чем их сверстники, не проявляющие застенчивого поведения;
- наиболее сложной для проявления инициативы для застенчивых старших дошкольников является игровая деятельность, где в наибольшей степени необходимо взаимодействие со сверстниками и проявление активности и инициативности.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: гипотеза о том, что дети с застенчивым поведением не проявляют творческую и коммуникативную инициативу, основывающуюся на включенности ребенка во взаимодействие со сверстниками в игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности, не подтвердилась. Застенчивые старшие дошкольники проявляют инициативу в разных деятельностях на более низком, чем их сверстники, уровне, характерном для более младших детей.
Таблица.
Исследования
Методы исследования |
1) Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое обобщение результатов исследования. 2)Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование. |
Методики исследования: |
1) Карта наблюдения (выявление старших дошкольников с застенчивым поведением). 2) Анкета для воспитателей «Частота проявлений особенностей застенчивого поведения» (разработана В.В. Усольцевой). 3) Универсальная унифицированная карта для оценки качества дошкольного образования (ФИРО РАНХиГС) |
Цель исследования: |
выявить особенности проявления инициативы у старших дошкольников с застенчивым поведением |
Объектом исследования является: |
инициатива в дошкольном возрасте. |
Предмет исследования: |
особенности проявления инициативы у старших дошкольников с застенчивым поведением |
Гипотеза исследования: |
дети с застенчивым поведением не проявляют творческую и коммуникативную инициативу, основывающуюся на включенности ребенка во взаимодействие со сверстниками в игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности |
Задачи исследования: |
1) Провести теоретический анализ проблемы развития инициативы и инициативности в дошкольном возрасте. 2) Изучить особенности феномена застенчивости в дошкольном возрасте. 3) Разработать программу эмпирического исследования. 4) Провести эмпирическое исследование по выявлению старших дошкольников с застенчивым поведением. 5) Провести наблюдение за поведением «застенчивых» дошкольников и выявить особенности проявления ими инициативы. 6) Подготовить выводы и практические рекомендации по итогам исследования. |