Статья:

Исследование кибер-аддикции у подростков

Конференция: LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шайдуллина Ч.Р. Исследование кибер-аддикции у подростков // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(89). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(89).pdf (дата обращения: 02.12.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование кибер-аддикции у подростков

Шайдуллина Чулпан Расимовна
магистрант Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, РФ, Республика Татарстан, г. Казань
Юсупова Гузель Валиевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, РФ, Республика Татарстан, г. Казань

 

CYBER ADDICTION STUDY IN ADOLESCENTS

 

Chulpan Shaidullina

Master Student of Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan

Guzel Yusupova

Scientific director, Cand. psychol. sciences, associate professor Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan

 

Аннотация. Статья посвящена выявлению уровней кибер-аддикции (интернет-зависимости) у подростков. Рассматриваются различные точки зрения специалистов в данной сфере и подходы к такой проблеме как зависимость-кибераддикция.

Abstract. The article is devoted to the detection of levels of cyber-addiction (Internet addiction) in teenagers. Different points of view of specialists in the field and approaches to such problem as dependence-cyberaddiction are considered.

 

Ключевые слова: кибер-аддикция, интернет-зависимость, подростки, игровая зависимость. 

Keywords: cyber-addiction, Internet addiction, teenagers, game addiction.

 

В современном мире большинство аспектов жизнедеятельности человека связаны с интернетом. Им пользуются практически все. Поэтому проблема патологического использования интернета становится все более актуальной: по результатам западных исследований, распространенность такого расстройства составляет в среднем до 5% населения стран Европы.

В России с конца ХХ века по первые десятилетия XXI века численность подростков с интернет зависимостью разного уровня увеличилась с 2% до 25%, поскольку именно эта часть населения является наиболее активным пользователем глобальной сети. Несмотря на то, что зависимость (аддикция) не имеет ничего общего с инфекцией, по скорости своего распространения она может сравниться с эпидемией.

Интернет-зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием интернета, приводящее к резкому сокращению всех других видов деятельности, в том числе и общению с другими людьми. Подобное зависимое поведение имеет несколько видов деятельности, связанных с компьютером или интернетом, поэтому его часто называют кибераддикция [1].

Подростковый возраст занимает одну из важнейших фаз в процессе становления личности человека, занимая переходную стадию между детством и юностью.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме кибер-аддикции обнаружило, что подростки в возрасте от десяти до восемнадцати лет считаются основным сектором риска для вырабатывания компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость – такое же серьезное заболевание, как и другие, более распространенные отклонения: алкоголизм или наркомания.

В силу возрастных особенностей проблема игровой компьютерной аддикции наиболее актуальна именно в детском и подростковом возрасте. В детском возрасте ведущей деятельностью является игра. Ребенок взаимодействует с окружающим миром через компьютер. В возрастном периоде 12-15 лет поведение индивида обусловлено растущим стремлением к независимости, увлечениями, формированием полового влечения, а также ростом значимости ролевого взаимодействия. Такие факторы могут способствовать развитию кибер-аддикции [1].

Подростки, которые страдают кибер-аддикцией, как правило, не умеют выстраивать свои взаимоотношения с ровесниками и противоположным полом, трудно приспосабливаются к коллективу. Они видят выход из жизненных проблем в фантастическом мире компьютера, который постепенно развивает компьютерную зависимость.

Кроме того, виртуальная среда работает еще и средством самозащиты: здесь у него не существует плохого настроения, отсутствует чувство боли, никто не унизит и не оскорбит его. Однако, как и при других зависимостях, людям с компьютерной аддикцией не хватает внимания, они ощущают одиночество, не получают помощи и понимания от близких людей и потому испытывают связанное с этим беспокойство и эмоциональное напряжение. Вот почему такой человек больше всего и нуждается в помощи своих родных, психологически компетентном сопровождении его в преодолении проблем, разных жизненных ситуаций. Из разных типов компьютерных зависимостей, сильнее всего подросток подвержен игровой зависимости, что обуславливается отличительными чертами самой компьютерной игры: стремительной сменой событий в компьютерных играх, динамичностью игры, неповторимостью, непрерывностью процесса.

Абсолютное погружение в игру создает эффект участия игрока в фантазийной реальности, который существует только для него в сложном и подвижном процессе. Собственно, данная способность компьютерных игр не дает возможности человеку, страдающему игровой зависимостью прекратить процесс, для выполнения того или иного социального обязательства в реальной жизни [4].

Подростки еще не обладают необходимыми психологическими механизмами защиты, и, таким образом их нервная система подвергается жестокому давлению, что способно послужить причиной появления приступов панического ужаса, тревожности, агрессии, раздражения, ночных кошмаров, назойливых нервозных состояний. Со временем у подростков, при постоянном взаимодействии с компьютером, нарушается порядок дня, что приводит к потере чувства времени, нарушениям сна [3].

Под влиянием компьютера у подростков сбивается режим дня и ночи – у них могут наблюдаться резкие телодвижения и вскрики в период сна. Пренебрежению подвергаются не только лишь отдых и полноценный сон, но и принципы питания. Одним из физиологических последствий компьютерной зависимости являются разные болезни желудочно-кишечного тракта: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты. В общем подростки, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, имеющих адекватное отношение к компьютеру.

Вопрос о влиянии компьютерных игр на формирование личности подростка связан с основными проблемами психолого-педагогического характера [2].

Основной вопрос– проблема формирования игровой компьютерной зависимости подростков. Этот поведенческий феномен рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых подростков к жизненным условиям, способ их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время, игровая компьютерная зависимость, как и любая форма поведенческой аддикции, имеет разрушительные последствия для формирования личности подростка и его социальной адаптации.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной сферы подростка, в снижении успеваемости в школе, ухудшении физического самочувствия. Возникают проблемы в общении с окружающими людьми, прежде всего с членами семьи. Сейчас психологи, педагоги и родители сталкиваются с этой проблемой ежедневно и остро нуждаются в эффективных инструментах ее преодоления.

По данным обзора исследований компьютерные игры, повышают в подростках склонность к насилию, тормозя развитие мозга. Тесты показали, что у детей, игравших в компьютерные игры, стимулировались только те части мозга, которые отвечали за зрение и мышечную моторику. Зато та часть мозга, которая помогает человеку контролировать свои негативные эмоции, вообще при игре не стимулировалась [3,4].

Важно отметить, что игровая зависимость определяется не в количестве времени, проведенном за игрой, а в сосредоточении всех интересов ребенка вокруг компьютера и отказ от других видов деятельность.

В исследованиях многих авторов, зависимые становятся тревожными, депрессивными, робкими в социальных контактах; однако некоторые исследователи считают, что их определяющими характеристиками являются высокий уровень абстрактного мышления, индивидуализм, готовность довольствоваться косвенными контактами с другими, несклонность к конформизму, они чувствуют себя «пионерами» на «неизведанной территории» [1,2,4].

Способность постоянно пополнять знания и осваивать новые виды деятельности - источник их самоуважения. Особенно заметно влияние киберзависимости на ценностные ориентации молодежи, что обусловлено появлением личностных деформаций.

Анализ рассмотренных выше исследований позволяет сделать вывод, что кибераддикция - реально существующий феномен. Однако считается, что имеющихся в настоящее время эмпирических данных еще недостаточно для рассмотрения ее как заболевания. Часто за проявлениями игровой зависимости скрываются другие аддикции или она выступает в качестве вторичного симптома других отклонений. Важно также сосредоточить внимание на том, что факторы кибер-аддикции должны рассматриваться по крайней мере в трех основных «измерениях» (аспектах): характеристики социальной ситуации, характеристики возможностей виртуальной среды, и психологические особенности аддиктов.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день все еще недо конца разработана  абсолютно четкая и общепринятая концепция критериев данной аддикции и практически не исследованы долгосрочные последствия игровой зависимости. Однако, несмотря на периодические или постоянные физические, социальные, профессиональные или психологические проблемы, вызываемые данным типом аддикции, зависимые нуждаются в квалифицированной психотерапевтической помощи.

 

Список литературы:
1. Чулкова, А.В. Интернет-зависимость: сущность, причины, признаки, профилактика / А.В.Чулкова – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2018. – 220 с., С. 201-204. 
2. Друзин В.Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков / В.Н.Друзин // Инновации в образовании. – 2017. - №5. – С. 5-82. 
3. Кушнерова Ю.Ю. Я-концепция студентов вуза с разной степенью выраженности Интернет-аддикции / Ю.Ю. Кушнерова, О.Ф. Кушнеров // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15172 (дата обращения: 02.03.2020).
4. Шагивалеева Г.Р. Взаимосвязь акцентуаций характера и Интернетзависимого поведения у подростков / Г.Р.Шагивалеева, О.В.Борисова, А.А.Игнатьева // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - №7. 
5. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2016. - 196 с.