ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: CLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время определения, которое четко отражало бы понятие «социальная адаптация» и все стороны этого противоречивого процесса не существует.
Термин адаптация рассматривают как с биологической, так и с социальной позиций. В первом случае адаптацию понимают как свойство, изначально присущее всему живому, во втором — в системе отношений «личность -социальная среда» [1].
Для понятия «социальная адаптация» отведено множество сущностных характеристик, в связи с тем, что есть определённая множественность подходов к изучению феномена социальной адаптации. Остановимся на точке зрения И. Ю. Резвановой, которая под социальной адаптацией понимает исторически обусловленный процесс и результат приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер [4]. По своей структуре социальная адаптация – процесс, который имеет цель, свойства, уровни, типы и свои специфические особенности.
В ходе анализа психологической литературы были выделены педагогические уровни эффективной социальной адаптации. К одному из условий социальной адаптации личности ребенка относится включение в деятельность, направленную на обучение и сохранение здоровья, правильное отношение к миру, окружающим людям, умение устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой.
Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь.
То есть, успешность формирования мотивации учебной деятельности обусловливает успешность социальной адаптации, в целом. Образовательный процесс при этом по своей сущности характеризуется как развивающееся на содержательной основе, с использованием разнообразных средств, взаимодействие всех его участников, направленное на достижение психофизического, умственного, нравственного развития учащихся, что также должно способствовать успешной социальной адаптации.
Младший школьный возраст – это именно тот возрастной промежуток, когда основополагающее значение занимает социальная адаптация. Прошедший первичную социализацию ребенок попадает в школу, совершая первый, серьезный шаг к опыту социального сотрудничества и взаимодействия с детьми и взрослыми. В этот период закладывается база его будущей успешной интеграции в общество, самореализации, создаются условия освоения новых социальных ролей. Из этого следует, что от того насколько успешно пройдет период социальной адаптации младших школьников зависит его уровень обучения, а в последующем успех личности на протяжении всей жизни.
Следуя принципу непрерывности «образование через всю жизнь», подтверждаем, что младший школьный возраст закладывает основы мотивации учебной деятельности, взаимообусловливает процессы социальной адаптации, познавательные процессы и др., способствующие формированию всесторонне развитой личности готовой вступать во взрослую жизнь.
Младший школьный возраст (6-11 лет) знаменует множество изменений, в особенности, в развитии психических функций и социальной компетенции.
Э. Эриксон, изучая психосоциальное развитие личности, присвоил младшему школьному возрасту стадию инициативы и чувства вины. В этот временной промежуток у ребенка довольно интенсивно развивается способность к взаимодействию с окружающей средой.
В процессе изучения социальной адаптации к условиям конструктивного сосуществования в школе необходимо уделять внимание анализу эмоциональных проявлений.
Одним из критериев социально-психологической адаптации ребенка является сформированность социально-адекватных способов воплощения эмоциональных состояний.
Одним из элементов социальной адаптации младших школьников является адаптация к школе. Адаптация к школе — достаточно длительный процесс, который имеет как физиологические, так и психологические аспекты.
Разберем основные этапы физиологической адаптации:
Первый этап – так называемый, ориентировочный. Здесь в виду начала систематического обучения ребенок отвечает бурной реакцией и напряжением, которое сказывается на всей системе организма ребенка. Такая «физиологическая буря» в основном длится 2-3 недели.
Второй этап - неустойчивое приспособление. Здесь организм занимается поиском оптимальных вариантов реакции на новые для психики воздействия. На протяжении первого этапа, организм ребенка энергию/ресурсы совершенно не экономит – организм пускает все силы на адаптацию.
Третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Здесь организм в поисках/находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Адаптация к школе по исследованиям А. Л. Венгер имеет три уровня:
- высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе: требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и плотно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
- средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно: усваивает основное содержание учебных программ: самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
- низкий уровень адаптации.
Первоклассник индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье. У него доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. А также первоклассник при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [3].
Итак, адаптацией может быть назван процесс формирования определенных механизмов, который «приспосабливают» ребенка к новым для него реалиям (условиям обучения).
Существует несколько результатов адаптации для младшего школьника:
- Адекватный механизм. Ребенок адаптирован, а значит обеспечена успешная учебная деятельность.
- Неадекватный механизм. Данный механизм знаменует нарушения в поведении/учебе, создание конфликтных ситуаций, что в результате может привести к психогенным заболеваниям и реакциям. Ребенок может «получить» повышенную, не свойственную для его возраста тревожность и затем, деформация (искажение) в личностном развитии. Как известно, младший школьный возраст отвечает за развитие сферы интеллектуально-познавательных способностей, что напрямую связано с укреплением в дальнейшем конструктивного личностного развития.
Подводя итог вышесказанного, определим социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, когда без каких-либо длительных внешних и внутренних конфликтов личность «осваивает» свою ведущую деятельность, что означает удовлетворение основных социогенных потребностей.
Социальная адаптация способствует выполнению ролевых ожиданий и самовыражению личности.