Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Андреева А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(158). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/7(158).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Андреева Александра Сергеевна
студент, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

В настоящее время определения, которое четко отражало бы понятие «социальная адаптация» и все стороны этого противоречивого процесса не существует.

Термин адаптация рассматривают как с биологической, так и с социальной позиций. В первом случае адаптацию понимают как свойство, изначально присущее всему живому, во втором — в системе отношений «личность -социальная среда» [1].

Для понятия «социальная адаптация» отведено множество сущностных характеристик, в связи с тем, что есть определённая множественность подходов к изучению феномена социальной адаптации. Остановимся на точке зрения И. Ю. Резвановой, которая под социальной адаптацией понимает исторически обусловленный процесс и результат приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер [4]. По своей структуре социальная адаптация – процесс, который имеет цель, свойства, уровни, типы и свои специфические особенности. 

В ходе анализа психологической литературы были выделены педагогические уровни эффективной социальной адаптации. К одному из условий социальной адаптации личности ребенка относится включение в деятельность, направленную на обучение и сохранение здоровья, правильное отношение к миру, окружающим людям, умение устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой.

Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь.

То есть, успешность формирования мотивации учебной деятельности обусловливает успешность социальной адаптации, в целом. Образовательный процесс при этом по своей сущности характеризуется как развивающееся на содержательной основе, с использованием разнообразных средств, взаимодействие всех его участников, направленное на достижение психофизического, умственного, нравственного развития учащихся, что также должно способствовать успешной социальной адаптации.

Младший школьный возраст – это именно тот возрастной промежуток, когда основополагающее значение занимает социальная адаптация. Прошедший первичную социализацию ребенок попадает в школу, совершая первый, серьезный шаг к опыту социального сотрудничества и взаимодействия с детьми и взрослыми. В этот период закладывается база его будущей успешной интеграции в общество, самореализации, создаются условия освоения новых социальных ролей. Из этого следует, что от того насколько успешно пройдет период социальной адаптации младших школьников зависит его уровень обучения, а в последующем успех личности на протяжении всей жизни.

Следуя принципу непрерывности «образование через всю жизнь», подтверждаем, что младший школьный возраст закладывает основы мотивации учебной деятельности, взаимообусловливает процессы социальной адаптации, познавательные процессы и др., способствующие формированию всесторонне развитой личности готовой вступать во взрослую жизнь.

Младший школьный возраст (6-11 лет) знаменует множество изменений, в особенности, в развитии психических функций и социальной компетенции.

Э. Эриксон, изучая психосоциальное развитие личности, присвоил младшему школьному возрасту стадию инициативы и чувства вины. В этот временной промежуток у ребенка довольно интенсивно развивается способность к взаимодействию с окружающей средой.

В процессе изучения социальной адаптации к условиям конструктивного сосуществования в школе необходимо уделять внимание анализу эмоциональных проявлений.

Одним из критериев социально-психологической адаптации ребенка является сформированность социально-адекватных способов воплощения эмоциональных состояний.

Одним из элементов социальной адаптации младших школьников является адаптация к школе. Адаптация к школе — достаточно длительный процесс, который имеет как физиологические, так и психологические аспекты.

Разберем основные этапы физиологической адаптации:

Первый этап – так называемый, ориентировочный. Здесь в виду начала систематического обучения ребенок отвечает бурной реакцией и напряжением, которое сказывается на всей системе организма ребенка. Такая «физиологическая буря» в основном длится 2-3 недели.

Второй этап - неустойчивое приспособление. Здесь организм занимается поиском оптимальных вариантов реакции на новые для психики воздействия. На протяжении первого этапа, организм ребенка энергию/ресурсы совершенно не экономит – организм пускает все силы на адаптацию.  

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления. Здесь организм в поисках/находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Адаптация к школе по исследованиям А. Л. Венгер имеет три уровня:

- высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе: требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и плотно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

- средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно: усваивает основное содержание учебных программ: самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

- низкий уровень адаптации.

Первоклассник индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье. У него доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. А также первоклассник при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников [3].

Итак, адаптацией может быть назван процесс формирования определенных механизмов, который «приспосабливают» ребенка к новым для него реалиям (условиям обучения).

Существует несколько результатов адаптации для младшего школьника:

  1. Адекватный механизм. Ребенок адаптирован, а значит обеспечена успешная учебная деятельность.
  2. Неадекватный механизм. Данный механизм знаменует нарушения в поведении/учебе, создание конфликтных ситуаций, что в результате может привести к психогенным заболеваниям и реакциям. Ребенок может «получить» повышенную, не свойственную для его возраста тревожность и затем, деформация (искажение) в личностном развитии. Как известно, младший школьный возраст отвечает за развитие сферы интеллектуально-познавательных способностей, что напрямую связано с укреплением в дальнейшем конструктивного личностного развития.

Подводя итог вышесказанного, определим социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, когда без каких-либо длительных внешних и внутренних конфликтов личность «осваивает» свою ведущую деятельность, что означает удовлетворение основных социогенных потребностей.

Социальная адаптация способствует выполнению ролевых ожиданий и самовыражению личности.

 

Список литературы: 
1. Аксенова О. Е. Синдром школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. В кн.: Психология 21 века. СПб.: Изд. С.-Пб. ун-та, 2003. С. 203.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. М., 2000. 240 с.
3. Коломинский Я. П., Панько Е. В. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1992. 184 с.
4. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 42-47.
5. Моргун В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 13-24.
6. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: Фулекс, 2000. 544 с.