Статья:

Мотивационная готовность к инклюзивному образованию родителей детей с ОВЗ и детей с типичным развитием

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Катушенко О.А. Мотивационная готовность к инклюзивному образованию родителей детей с ОВЗ и детей с типичным развитием // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мотивационная готовность к инклюзивному образованию родителей детей с ОВЗ и детей с типичным развитием

Катушенко Ольга Александровна
студент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Дмитриева Елена Ермолаевна
научный руководитель, д-р психол. наук, проф., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

Одной из проблем современной школы является проблема внедрения инклюзивного образования. Его цель – обеспечение равного доступа к образованию всех детей с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями «безбарьерной среды», внедрение технологий инклюзии, но и с проблемами социального свойства, в частности, неготовностью участников образовательного процесса к реализации инклюзивной практики [1; 2].

При обилии исследований, посвященных различным вопросам внедрения инклюзии в современное образование, лишь небольшой их процент посвящен изучению субъектов образовательного процесса, в частности, родителей.

Создание действенной системы инклюзивного образования невозможно без анализа и учета мотивационной готовности родителей к принятию инновационной образовательной практики.

Рассматривая готовность родителей к принятию принципов инклюзии, необходимо изучить отношение родителей к реализации инклюзивного подхода, прежде всего в дошкольной образовательной организации.

С целью выявления мотивационной готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образования было организованно исследование, в котором приняли участие 17 родителей, имеющих детей с ОВЗ и 14 родителей, имеющих типичное развитие. Исследование проводилось на базе детского сада №365 г. Нижнего Новгорода, который посещают дети с типичным развитием, а также дети с ДЦП, ЗПР, РДА и т.д.

Инструментом изучения отношения к инклюзии стала анкета, направленная на исследование отношения к инклюзии как образовательной инновации.

В ряде вопросов анкеты респондентам предлагалось выразить своё к совместному обучению и воспитанию детей с типичным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Следующая группа вопросов касалась положительных и отрицательных моментов при инклюзивном обучении и воспитании детей.

В последнем ряде вопросов респондентам предлагалось высказать своё мнение по поводу того, какими дополнительными навыками должны обладать педагоги и воспитатели, работающие в инклюзивном учреждении, а также о том существуют ли необходимые условия для детей с ОВЗ в конкретном учреждении.

Отношение к инклюзивной пракрите: Исследование показало, что положительно к совместному обучению относится большинство опрошенных родителей детей с типичным развитием (88%), у родителей детей с ОВЗ наблюдается полное единогласие в этом вопросе – они все положительно относятся к совместному обучению. Только для 12% родителей детей с типичным развитием было затруднительно ответить на данный вопрос (рис. 1).

Таким образом, у родителей детей с типичным развитием можно увидеть преобладание позиции на совместное обучение, это может быть связанно, что их дети уже ходят в детский сад, который посещают дети с ОВЗ. Также не маловажным является замечание одного из респондентов, у которого ребёнок с типичным развитием, о том, что его отношение к этому вопросу «+», только если речь не идёт о умственно отсталых детях.

 

Рисунок 1. Отношение к инклюзивной пракрите

 

Положительный и отрицательный моменты инклюзивной практики для детей: В ряде вопросов анкеты респондентам предлагалось высказать своё мнение по поводу того, как измениться жизнь их ребёнка, отношение между участниками в среде введения инклюзии. Самые часто встречаемые ответы у родителей детей с типичным развитием, по поводу положительного влияния совместного обучения на детей с типичным развитием, это «Здоровый ребёнок научится помогать другим» (27%) и «Это расширит представления здорового ребёнка о жизни общества» (30%). Не один из респондентов не дал ответ, что положительные моменты отсутствуют. Аргументируя свои ответы, родители делали упор на то, что у ребёнка будут формироваться социально желательные качества личности, а также что инклюзивная практика повлияет на ценностные ориентации ребёнка и его мировоззрение.

В ответе на вопрос о том, какие положительные моменты для ребёнка с ОВЗ и его родителей возникнут в случае совместного обучения, воспитания, у обеих групп родителей схожие результаты. Большинство респондентов соглашается со всеми предложенными положительными вариантами. Самый популярный ответ у родителей детей с типичным развитием, это «Ребёнок будет чувствовать себя полноценно, участвуя в жизни детского коллектива наравне со здоровыми детьми», а у родителей детей с ОВЗ «Общаясь со здоровыми детьми, ребёнок будет активно развиваться» (рис. 2).

 

Рисунок 2. Положительные моменты для ребёнка с ОВЗ и его родителей

 

Но большинство родителей видят не только плюсы от совместного обучения и воспитания, но и отрицательные последствия:

Первая группа родителей детей с типичным развитием видят в совместном обучении проблему уменьшения внимания к детям с типичным развитием со стороны педагогов, воспитателей,

Вторая группа родителей с типичным развитием видит проблему в ухудшении качества образования и замедлении темпа развития их ребёнка.

Третья группа родителей с типичным развитием, которая составляет только 18% от общего числа родителей детей с типичным развитием, не видит никаких отрицательных моментов.

Родители детей с ОВЗ больше всего опасаются, что нагрузка, рассчитанная на детей с типичным развитием, усугубит физическое и психическое здоровье детей данной категории и не один из родителей детей с ОВЗ не считает, что ребёнок не сможет проявить себя в среде здоровых детей. Также одним родителем ребёнка с ОВЗ даётся комментарий по поводу того, что внимание педагогов, воспитателей будет недостаточным для усвоения материала ребёнком с особыми потребностями, респондент согласен с этим пунктом только если в группе слишком много детей, он приводит число 25.

Таким образом, можно предположить, что у респондентов из-за расхождения мнений могут образоваться следующие две группы:

Первая группа – группа сплочения, где родители с похожей точкой зрения сближаются.

Вторая группа – группа, в которой могут возрасти конфликты, измениться отношения педагогов и родителей, так как они будут перегружены.

Необходимые дополнительные навыки педагогов и воспитателей, работающих в инклюзивном учреждении, мнения о существовании необходимых условий для детей с ОВЗ в конкретном учреждении: В определении, какими дополнительными умениями и навыками должны владеть педагоги, воспитатели, работающие в образовательных учреждениях, где совместно обучаются, воспитываются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, родители сходятся во мнениях и в основном выбирают следующие позиции:

·     Они просто должны любить детей и быть терпимыми.

·     Необходимы специальные знания особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

·     Специальная методическая подготовка педагогов.

Мнение о том, что в учреждении есть все необходимые условия для детей с ОВЗ, высказало 50% родителей, также считает большая часть сотрудников данного учреждения, которым задавался этот же вопрос. У сотрудников есть ответ о том, что условия отсутствуют, у родителей такого мнения не встречалось, т.к. мнение родителей разделилось почти что поровну, но они все были согласны с тем, что в определенной мере условия имеются.

Таким образом, наше исследование позволяет сделать выводы.

Ведущим мотивом принятия инклюзии родителей с ОВЗ является изменение отношения к ребёнку со стороны социума, создание условий для успешной социализации их детей. Одним из мотивов родителей с типичным развитием является формирование у здоровых детей социально желательных качеств. При этом родители не отмечают возможности изменения ценностных ориентаций своих детей.

Демонстрирую стремление к принятию цели и задач инклюзивного подхода в образовании, многие родители, имеющие типичных детей, находят в совместном обучении проблему уменьшения внимания педагогов к здоровым детям, связывают перспективы инклюзии в зависимости от характера дефекта в структуре нарушенного развития. Вследствие чего нельзя сказать, что идеи инклюзии личностно принимаются респондентами.

Данное противоречие в содержании мотивов участников образовательного процесса, в частности родителей, являются одним из барьеров внедрения инклюзии в практику образования.

Полагаем, что одна из задач просвещения родителей – формирование у них представлений от инклюзии как о важном процессе ценностно-смысловых общественных изменений, в которые включен их ребёнок и они сами. При осознании этого обстоятельства родители смогут с большим желанием и адекватной мотивацией содействовать развитию в современном образовании инклюзивной образовательной среды.

 

Список литературы:
1. Адеева Т.Н. Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 4 – С. 112–119.
2. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 77–87.