ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В БИОЛОГИЧЕСКИХ И ОПЕКУНСКИХ СЕМЬЯХ
Конференция: LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В БИОЛОГИЧЕСКИХ И ОПЕКУНСКИХ СЕМЬЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности суицидального поведения, преобладающие причины, которые подталкивают подростка к самоубийству и их сравнение у несовершеннолетних воспитывающихся в биологических и опекунских семьях.
Abstract. The article discusses the features of suicidal behavior, the predominant causes that cause the occurrence in a teenager and their comparison with minors developing in biological and guardian families.
Ключевые слова: суицидальное поведение, самоубийство, концепт, подростки.
Keywords: suicidal behavior, crime, concept, teenagers.
Подростковый суицид- это значимая проблема всего общества в целом. Дети, не достигшие даже восемнадцати лет, предпринимают серьезную попытку самоубийства. Причины и последствия сложно оценить, когда трагедия уже произошла, в голове родителей и педагогов возникает масса вопросов.
Множество взрослых людей признаются в том, что когда-либо рассуждали и думали о смерти. Одни рассуждали в философском ключе «что есть смерть», другие в серьез задумывались об лишении себя жизни в следствии переживаемых внутренних и/или внешних конфликтов. Но так как, в обществе и многих культурах феномен самоубийства обсуждать не принято, люди остаются один на один со всеми своими внутренними переживаниями, что способно обострять их желание к смерти.
В средние века акт самоубийства считался «преступлением» против общества, за попытку лишить себя жизни осуждали и наказывали. В период Ренессанса самоубийство начали рассматривать с более индивидуального подхода, в поисках причин и следствия. Одни продолжали осуждать действия суицидента, а другие романтизировали. Амбивалентное отношение наблюдается и в греко-римской культуре, где суицид воспринимался как «акт свободы» и независимости [7].
Существует ряд современных теоретических моделей, которые объясняют формирование и развитие суицидального поведения именно в подростковом возрасте. К таким моделям относятся: модель развития суицидального поведения у подростков Тина Р. Голдштейн, Джеффри А. Бридж, Дэвид А Брент [1], интерперсональная модель Джойнера Т.[4]; несколько последних разработок когнитивной теории Энтони Спирито [2], Эми Венцель и Аарон Т. Бек [5].
В течении жизни, ребенок проходит нормативные этапы взросления и способен приходить к мысли, что каждая вещь/жизнь имеет начало и конец. Человек, как биологический вид, рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Для подростка смерть-это очевидное и понятное явление, но он глубоко не задумываются над этим процессом, а предпочитает её игнорировать и всячески способен подвергать свою жизнь опасности и риску. Некоторые подростки начинают заниматься опасными видами спорта, другие без опасений принимают химические вещества, третьи становятся жертвами влияния старших лиц, которые намерено «романтизируют» смерть в глазах подростка. Подростки, которые еще не в полной мере осознают опасность своих побуждений, предпринимая суицидальные попытки не отдают себя отчёта в трагичности данного явления и не задумываются о смертельном исходе. Особенностью суицидальных попыток подростков является его возможные демонстративные черты, у них нет чёткой границы между искреннем намерением и такой рисковой манипуляцией [6].
Авторы рассматривающие причины суицидального поведения подростков выделяют разные мотивы. Например, теория Т.Джойнера повествует о том, что человек способен возжелать смерти в следствии своей низкой принадлежности к обществу [4]. А.П. Бордман, К. Хэндли, К., П.В. Джонс считают, что доминирующим фактором в решении человека лишить себя жизни, является его социальная изоляция, отсутствие чувства своей «нужности»[3].
Отечественные научные деятели, такие как А.Г. Амбрумова, А.С. Михлин, С.В. Бородин спроектировали основную классификацию мотивов подросткового суицида:
- Семейные (внутрисемейные конфликты, тяжелый развод родителей, смерть близкого, болезнь, одиночество, неудачная любовная история, несостоятельность в сексуально-половой сфере, унижения со стороны окружающих);
- Неудовлетворительное здоровье (наличие психических и соматических нарушения, врождённые или приобретённые «уродства»);
- Антисоциальное поведение с последующими конфликтами (уголовное наказание, страх позора или другой формы наказания);
- Конфликты, сопряженные с учебной деятельностью;
- Материально-бытовые проблемы;
- Другие мотивы [8].
Семья безусловно является важной составляющей в жизни подростка. В семье он формирует основные навыки жизни, учиться взаимодействовать с окружающим миром и в идеале чувствует себя там в безопасности. К сожалению, семьи не всегда бывают идеальными и случается так, что ребенок остается один, но и в таком случае у него есть шанс получиться любовь и заботу, пускай даже не в среде кровных родственников.
Целью эмпирического исследования явилось выявление суицидальных концептов у подростков, семьи которых обратились по проблеме суицидального поведения. Эксперимент носил констатирующий характер и строился на основании сравнения двух групп, для определения сходств и различий психологических свойств и состояний.
Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Областной центр помощи семье и детям» в отделе консультирования диагностики и коррекции.
В исследовании приняло участие 60 подростков (42 девочки и 18 мальчиков) 13-16 лет, направленных на консультацию к психологу по проблеме суицидального поведения (30 подростков из биологических семьей и 30 подростков, воспитывающихся в опекунских семьях). Для диагностики суицидальных мотивов был использован «Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой». Тестирование проводилось в индивидуальном формате в процессе консультирования педагога-психолога.
Обработка и результаты исследования. Для того чтобы определить степень выраженности каждого концепта в исследуемых группах, был определен средний балл для каждого концепта. У подростков из биологических семьей результаты, следующие: 4,1 «демонстративность»; 4,6 «аффективность; 3,7 «уникальность»; 5 «несостоятельность»; 4,8 «социальный пессимизм»; 4,1 «слом культурных барьеров»; 4 «максимализм»; 3,9 «временная перспектива»; 3,8 «антисуицидальный фактор».
При обработке и подсчете среднеарифметического значения у подростков из опекунских семье результаты: 2,2 «демонстративность»; 3,3 «аффективность»; 2 «уникальность»; 3,7 «несостоятельность»; 3,7 «социальный пессимизм»; 4,1 «слом культурных барьеров»; 3 «максимализм»; 2 «временная перспектива»; 5,3 «антисуицидальный фактор».
При сравнении показателей, полученных в двух группах можно сделать вывод о том, что у подростков из биологических семей доминирующим фактором в оценке суицидального риска является «несостоятельность», т.е. отрицательное восприятие собственной личности, а наименьшим фактором риска «уникальность». У подростков из опекунских семей доминирующим фактором в оценке суицидального риска является «антисуицидальный фактор», что наоборот свидетельствует о глубоком понимание чувства ответственности за своих близких и ощущаемое чувство долга перед ними. Однако присутствуют риски в показателях «несостоятельности», «слом культурных барьеров» и «социальном пессимизме».
Для того чтобы определить существуют ли структурные и содержательные различия в наличие суицидальных тенденций подростков из опекунских и биологических семей, применим U-критерий Манна-Уитни.
U-критерий Манна-Уитни равен 15. Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 17, 15<17, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05).
Таким образом, можно сделать предположение о том, что существуют структурные и содержательные различия в наличие суицидальных тенденций подростков из приемных и биологических семей, что подтвердилась при численности выборки 60 человек, по 30 человек в двух сравниваемых группах.
Выводы
Итак, эмпирическое исследование уровня сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска подростков, воспитывающихся в приёмных/опекаемых и биологических семьях, показало, что на статистически значимом уровне существуют различия в истинности суицидальных намерений у несовершеннолетних.
Суицид существует как последствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний. Так, в группе подростков из биологических семей выявлен более высокий показатель «социального пессимизма» (4,8) чем у подростков из приёмных семей (3,7). Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для подростка отношениях с окружающими.
Для суицидента характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Баллы по шкале «несостоятельность» так же оказались выше у подростков первой группы (5), чем у второй (3,7). Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная шкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью.
Стоит отметить, что «антисуицидальный фактор» оказался выше у подростков из приёмных семей (5,3) нежели у детей из биологических семей (3,8). Это представление о греховности самоубийства, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Подводя итоги важно отметить, что нами были рассмотрены далеко не все концепты проявления суицидальных намерений. Необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Проведение профилактической просветительской работы с подростками, выявление суицидентов с помощью АИС «Мониторинга депрессивного и суицидального состояния», работа с семьями подростков групп риска.
Необходимо постараться обеспечить несовершеннолетнему помощь в разрешении конфликта на предсуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.