Статья:

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В БИОЛОГИЧЕСКИХ И ОПЕКУНСКИХ СЕМЬЯХ

Конференция: LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Пазухина А.А. ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В БИОЛОГИЧЕСКИХ И ОПЕКУНСКИХ СЕМЬЯХ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(56). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(56).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В БИОЛОГИЧЕСКИХ И ОПЕКУНСКИХ СЕМЬЯХ

Пазухина Алёна Алексеевна
магистрант, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы Московский городской педагогический университет, педагог-психолог, ГКУ СО «Областной центр помощи семье и детям»; РФ, г. Москва
Устюжанинова Е.Н.
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности суицидального поведения, преобладающие причины, которые подталкивают подростка к самоубийству и их сравнение у несовершеннолетних воспитывающихся в биологических и опекунских семьях.

Abstract. The article discusses the features of suicidal behavior, the predominant causes that cause the occurrence in a teenager and their comparison with minors developing in biological and guardian families.

 

Ключевые слова: суицидальное поведение, самоубийство, концепт, подростки.

Keywords: suicidal behavior, crime, concept, teenagers.

 

Подростковый суицид- это значимая проблема всего общества в целом. Дети, не достигшие даже восемнадцати лет, предпринимают серьезную попытку самоубийства. Причины и последствия сложно оценить, когда трагедия уже произошла, в голове родителей и педагогов возникает масса вопросов.

Множество взрослых людей признаются в том, что когда-либо рассуждали и думали о смерти. Одни рассуждали в философском ключе «что есть смерть», другие в серьез задумывались об лишении себя жизни в следствии переживаемых внутренних и/или внешних конфликтов. Но так как, в обществе и многих культурах феномен самоубийства обсуждать не принято, люди остаются один на один со всеми своими внутренними переживаниями, что способно обострять их желание к смерти.

В средние века акт самоубийства считался «преступлением» против общества, за попытку лишить себя жизни осуждали и наказывали. В период Ренессанса самоубийство начали рассматривать с более индивидуального подхода, в поисках причин и следствия. Одни продолжали осуждать действия суицидента, а другие романтизировали.  Амбивалентное отношение наблюдается и в греко-римской культуре, где суицид воспринимался как «акт свободы» и независимости [7].

Существует ряд современных теоретических моделей, которые объясняют формирование и развитие суицидального поведения именно в подростковом возрасте. К таким моделям относятся: модель развития суицидального поведения у подростков Тина Р. Голдштейн, Джеффри А. Бридж, Дэвид А Брент [1], интерперсональная модель Джойнера Т.[4]; несколько последних разработок когнитивной теории Энтони Спирито [2], Эми Венцель и Аарон Т. Бек [5].

В течении жизни, ребенок проходит нормативные этапы взросления и способен приходить к мысли, что каждая вещь/жизнь имеет начало и конец. Человек, как биологический вид, рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Для подростка смерть-это очевидное и понятное явление, но он глубоко не задумываются над этим процессом, а предпочитает её игнорировать и всячески способен подвергать свою жизнь опасности и риску. Некоторые подростки начинают заниматься опасными видами спорта, другие без опасений принимают химические вещества, третьи становятся жертвами влияния старших лиц, которые намерено «романтизируют» смерть в глазах подростка. Подростки, которые еще не в полной мере осознают опасность своих побуждений, предпринимая суицидальные попытки не отдают себя отчёта в трагичности данного явления и не задумываются о смертельном исходе. Особенностью суицидальных попыток подростков является его возможные демонстративные черты, у них нет чёткой границы между искреннем намерением и такой рисковой манипуляцией [6].

Авторы рассматривающие причины суицидального поведения подростков выделяют разные мотивы. Например, теория Т.Джойнера повествует о том, что человек способен возжелать смерти в следствии своей низкой принадлежности к обществу [4]. А.П. Бордман, К. Хэндли, К., П.В. Джонс считают, что доминирующим фактором в решении человека лишить себя жизни, является его социальная изоляция, отсутствие чувства своей «нужности»[3].

Отечественные научные деятели, такие как А.Г. Амбрумова, А.С. Михлин, С.В. Бородин спроектировали основную классификацию мотивов подросткового суицида:

  1. Семейные (внутрисемейные конфликты, тяжелый развод родителей, смерть близкого, болезнь, одиночество, неудачная любовная история, несостоятельность в сексуально-половой сфере, унижения со стороны окружающих);
  2. Неудовлетворительное здоровье (наличие психических и соматических нарушения, врождённые или приобретённые «уродства»);
  3. Антисоциальное поведение с последующими конфликтами (уголовное наказание, страх позора или другой формы наказания);
  4. Конфликты, сопряженные с учебной деятельностью;
  5. Материально-бытовые проблемы;
  6. Другие мотивы [8].

Семья безусловно является важной составляющей в жизни подростка. В семье он формирует основные навыки жизни, учиться взаимодействовать с окружающим миром и в идеале чувствует себя там в безопасности. К сожалению, семьи не всегда бывают идеальными и случается так, что ребенок остается один, но и в таком случае у него есть шанс получиться любовь и заботу, пускай даже не в среде кровных родственников.

Целью эмпирического исследования явилось выявление суицидальных концептов у подростков, семьи которых обратились по проблеме суицидального поведения. Эксперимент носил констатирующий характер и строился на основании сравнения двух групп, для определения сходств и различий психологических свойств и состояний.

Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Областной центр помощи семье и детям» в отделе консультирования диагностики и коррекции.

В исследовании приняло участие 60 подростков (42 девочки и 18 мальчиков) 13-16 лет, направленных на консультацию к психологу по проблеме суицидального поведения (30 подростков из биологических семьей и 30 подростков, воспитывающихся в опекунских семьях). Для диагностики суицидальных мотивов был использован «Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой». Тестирование проводилось в индивидуальном формате в процессе консультирования педагога-психолога.

Обработка и результаты исследования. Для того чтобы определить степень выраженности каждого концепта в исследуемых группах, был определен средний балл для каждого концепта. У подростков из биологических семьей результаты, следующие: 4,1 «демонстративность»; 4,6 «аффективность; 3,7 «уникальность»; 5 «несостоятельность»; 4,8 «социальный пессимизм»; 4,1 «слом культурных барьеров»; 4 «максимализм»; 3,9 «временная перспектива»; 3,8 «антисуицидальный фактор».

При обработке и подсчете среднеарифметического значения у подростков из опекунских семье результаты: 2,2 «демонстративность»; 3,3 «аффективность»; 2 «уникальность»; 3,7 «несостоятельность»; 3,7 «социальный пессимизм»; 4,1 «слом культурных барьеров»; 3 «максимализм»; 2 «временная перспектива»; 5,3 «антисуицидальный фактор».

При сравнении показателей, полученных в двух группах можно сделать вывод о том, что у подростков из биологических семей доминирующим фактором в оценке суицидального риска является «несостоятельность», т.е. отрицательное восприятие собственной личности, а наименьшим фактором риска «уникальность». У подростков из опекунских семей доминирующим фактором в оценке суицидального риска является «антисуицидальный фактор», что наоборот свидетельствует о глубоком понимание чувства ответственности за своих близких и ощущаемое чувство долга перед ними. Однако присутствуют риски в показателях «несостоятельности», «слом культурных барьеров» и «социальном пессимизме».

Для того чтобы определить существуют ли структурные и содержательные различия в наличие суицидальных тенденций подростков из опекунских и биологических семей, применим U-критерий Манна-Уитни.

U-критерий Манна-Уитни равен 15. Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 17, 15<17, следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05).

Таким образом, можно сделать предположение о том, что существуют структурные и содержательные различия в наличие суицидальных тенденций подростков из приемных и биологических семей, что подтвердилась при численности выборки 60 человек, по 30 человек в двух сравниваемых группах.

Выводы

Итак, эмпирическое исследование уровня сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска подростков, воспитывающихся в приёмных/опекаемых и биологических семьях, показало, что на статистически значимом уровне существуют различия в истинности суицидальных намерений у несовершеннолетних.

Суицид существует как последствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний. Так, в группе подростков из биологических семей выявлен более высокий показатель «социального пессимизма» (4,8) чем у подростков из приёмных семей (3,7). Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для подростка отношениях с окружающими.

Для суицидента характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Баллы по шкале «несостоятельность» так же оказались выше у подростков первой группы (5), чем у второй (3,7). Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная шкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью.

Стоит отметить, что «антисуицидальный фактор» оказался выше у подростков из приёмных семей (5,3) нежели у детей из биологических семей (3,8). Это представление о греховности самоубийства, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Подводя итоги важно отметить, что нами были рассмотрены далеко не все концепты проявления суицидальных намерений. Необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Проведение профилактической просветительской работы с подростками, выявление суицидентов с помощью АИС «Мониторинга депрессивного и суицидального состояния», работа с семьями подростков групп риска.

Необходимо постараться обеспечить несовершеннолетнему помощь в разрешении конфликта на предсуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства. 

 

Список литературы:
1. Adolescent Suicide and Suicidal Behavior March 2006 Journal of Child Psychology and Psychiatry 47(3-4):372-94
2. Anthony Spirito Cognitive-behavioral therapy for adolescent depression and suicidality. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. 2011 Apr; 20(2): 191–204.
3. Boardman, A. P., Grimbaldeston, A. H., Handley, C., Jones, P. W., & Willmott, S. (1999). The North Staffordshire suicide study: a case-control study of suicide in one health district. Psychological Medicine, 29, 27-33.
4. Joiner, T. (2005). Why people die by suicide. Harvard University Press. 
5. А. Wenzel, A. T. Beck A cognitive model of suicidal behavior: Theory and treatment. October 2008. Applied and Preventive Psychology 12(4):189-201
6. Алимова М.А.А Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. 
7. Моховиков А.Н.  Суицидология: Прошлое и настоящее/Пер. Донец О. Ю., Моховиков А. Н., Рышковская О. В. , Секундант С. Г.-М.:Когнито-Центр, 2013-569с.
8. Шахмалова Ирина Жаповна, Некрасова Мария Викторовна ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: МОТИВЫ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ // Современное педагогическое образование. 2021. №6.