Статья:

ОСОБЕННОСТИ В ПРОЯВЛЕНИИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Адилова Л.Т. ОСОБЕННОСТИ В ПРОЯВЛЕНИИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(61).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ В ПРОЯВЛЕНИИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Адилова Лора Темирболатовна
бакалавр, университет Туран, Казахстан, г. Алматы
Дуплякин Евгений Борисович
научный руководитель, канд. психол. наук, профессор кафедры «Психология» университета Туран, академик МАИН, Казахстан, г. Алматы

 

FEATURES IN THE MANIFESTATION OF EMPATHY AMONG PSYCHOLOGY STUDENTS

 

Lora Adilova

Bachelor’s degree, University of Turan, Kazakhstan, Almaty

Evgeny Duplyakin

Scientific supervisor Candidate of Psychological Sciences, Professor of the Department of Psychology, Turan University, Academician of MAIN, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Статья рассматривает особенности проявления эмпатии у студентов психологов в контексте их профессиональной деятельности. Авторы исследовали уровень эмпатии у студентов психологических факультетов и выявили различия в проявлении эмпатических способностей у разных групп студентов. В статье описываются результаты исследования, проведенного с использованием различных методик, измеряющих уровень эмпатии у студентов психологических специальностей. Также в статье рассматриваются факторы, влияющие на уровень эмпатии у студентов психологов, включая личностные особенности, опыт работы и обучения.

Abstract. The article examines the features of the manifestation of empathy among psychology students in the context of their professional activities. The authors investigated the level of empathy among students of psychological faculties and revealed differences in the manifestation of empathic abilities in different groups of students. The article describes the results of a study conducted using various techniques that measure the level of empathy among students of psychological specialties. The article also discusses factors affecting the level of empathy among psychology students, including personality traits, work and training experience.

 

Ключевые слова: эмпатия, студенты, психология, профессиональная деятельность, личностные особенности, опыт работы, эмпатические навыки.

Keywords: empathy, students, psychology, professional activity, personal characteristics, work experience, empathic skills.

 

Эмпатия - это способность человека постигать и понимать чувства, эмоции, мысли и переживания других людей. Она позволяет воспринимать и чувствовать мир через глаза и сердце другого человека, проникаться его проблемами и радостями и реагировать на них соответствующим образом. Эмпатия является важной составляющей межличностного взаимодействия и эффективной коммуникации, а также может быть полезна в профессиональной деятельности, особенно в области психологии и медицины [1].

Студенты психологических специальностей имеют особые особенности в проявлении эмпатии в связи с их профессиональной деятельностью. Они часто обладают более высоким уровнем эмпатии, чем люди в других профессиональных областях, благодаря тому, что профессиональная деятельность психологов требует постоянного взаимодействия с людьми и понимания их проблем.

Однако, в зависимости от направления специализации, у студентов могут быть различия в проявлении эмпатии. Например, студенты клинической психологии имеют более высокий уровень эмпатии, чем студенты, изучающие другие направления психологии, такие как организационная или экспериментальная психология. Это может быть связано с тем, что клиническая психология в большей степени фокусируется на работе с людьми и их проблемами, что требует от специалиста высокого уровня эмпатии.

Также важно отметить, что уровень эмпатии у студентов может быть повышен в результате обучения и опыта работы. Например, стажировки и практика могут помочь студентам развивать эмпатические навыки и приобретать опыт работы с людьми, что в свою очередь может улучшить их проявление эмпатии в профессиональной деятельности.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс развития эмпатии у студентов психологов.

Исследование проводилось на базе студентов факультета Университета Туран и КазНУ.  Всего в экспериментальной деятельности приняли участие 60 студентов психологического и химического факультетов.

Первый этап констатирующего эксперимента проводился с целью выявить эмпатические способности студентов. По его результатам, было выявлено, что у студентов психологов выражена способность понимать, чувствовать эмоции других людей. Интерпретация результатов происходила по показателям, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни выраженности способности личности к эмпатии

Уровень

Количество баллов

Высокий

30-36

Средний

29-22

Заниженный

21-15

Очень низкий

14 и меньше

 

Выявлено, что у студентов психологов, наиболее ярко выраженными параметрами эмпатических способностей является идентификация в эмпатии и проникающая способность в эмпатии.

Наименьшее развитие способностей к проявлению эмпатии у студентов - психологов обнаружены по каналам интуитивный канал и рациональный канал эмпатии (Рисунок 1)

 

Рисунок 1. Уровни эмпатии студентов психологов

 

В отношении степени выраженности поликоммуникативной эмпатии были получены следующие результаты. Наиболее выразительно у студентов развито эмпатическое отношение к героям художественных произведений (7,24) и к детям (7,1 баллов из возможных 15). Наименьшее проявление эмпатии испытуемые демонстрируют по отношению к животным (6,1).

Это связано с тем, что студенты психологи имеют больше опыта взаимодействия с людьми, чем с животными. Как следствие, большая эмпатия развивается к людям и детям, потому что они лучше понимают их потребности и эмоции.

Высокий уровень и очень низкий ни у одного исследуемого не диагностирован.

В ходе проведения эксперимента, было предположено, что уровень эмпатии может различаться у студентов разных специальностей. Для этого мы провели исследование в группе студентов химиков на уровень их профессиональной идентичности. Эмпатия важна для формирования профессиональной идентичности. Когда мы понимаем и чувствуем эмоции других людей, мы можем начать лучше понимать свои собственные ценности и мотивации. Это может помочь нам определить, какую роль мы хотим играть в профессиональной жизни и как мы можем использовать наши навыки и опыт для достижения своих целей. Исследования профессиональной идентичности студентов химических специальностей происходило по методике Шнейдер Л.Б [2]. Результаты представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Уровни профессиональной идентичности студентов химиков

 

Студенты психологи будущие специалисты в области психологической помощи и заботы о психическом здоровье людей, что также может способствовать развитию у них более высокого уровня эмпатии, чем у студентов химических специальностей.

Полученные результаты исследования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Студентам психологам полезно развивать эмпатию, поскольку это поможет им лучше понимать своих будущих клиентов и более эффективно работать с ними.

2. Диагностика уровня эмпатии на начальных курсах у студентов психологов позволит вовремя провести коррекцию данного чувства.

3. Развивать эмпатию у студентов психологов можно через:

- Участие в ролевых играх: Ролевые игры могут помочь студентам лучше понимать, какие эмоции и потребности могут испытывать люди в разных ситуациях, и попрактиковаться в выражении эмпатии;

- Практика активного слушания: Студентам следует уделить внимание тому, что говорят их собеседники, попробовать понять их эмоции и потребности и задавать уточняющие вопросы;

- Изучение литературы: Чтение книг и статей о психологии, эмоциях и социальной психологии может помочь студентам лучше понять, как работает эмпатия, и как она может быть использована в психологической практике.

- Практика самоанализа: Студентам следует попытаться анализировать свои собственные эмоции и потребности, чтобы лучше понимать, как они могут влиять на их восприятие и понимание других людей [3, c. 59].

Помимо этого, эмпатия также играет важную роль в межличностных отношениях и общении с окружающими людьми. Развитие эмпатии позволяет студентам психологам стать более эффективными и понимающими специалистами, а также более толерантными и уважительными к другим людям.

Кроме того, исследования показывают, что эмпатия может быть эффективным инструментом для улучшения межличностных отношений, улучшения настроения и снижения стресса. Поэтому развитие эмпатии является важным аспектом для студентов психологов, чтобы они могли успешно работать в области психологии и достигать лучших результатов в своей профессии.

 

Список литературы:
1. Никишов, С. Н. Психологические особенности эмпатии у студентов / С. Н. Никишов, И. С. Осипова [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. – 2015. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-empatii-u-studentov
2. Л.Б. Шнейдер. Методика исследования профессиональной идентичности, 2007.
3. Эберштейн, Д. Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам / Д. Эберштейн. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 288 с.