Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР С УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Кузьмичева М.О. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР С УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 01.12.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 322 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР С УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ

Кузьмичева Мария Олеговна
студент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Хаидов Сергей Курбанович
научный руководитель, доц., канд. психол. наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
 

Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста остается актуальна и на сегодняшний день, в связи с имеющимися у них дополнительными предпосылками к ее формированию.

Актуальность исследования вызвана тем, что тревожность, формируясь, под влиянием неблагоприятных факторов у детей с задержкой психического развития усиливает дизонтогенез: осложняет их социальную адаптацию и социализацию, снижает эффективность обучения в школе.

Анализ литературы показал, что существует широкий спектр различных определений тревожности. В целом, многообразие толкований понятия «тревожность» можно свести к основным содержательным аспектам:

Прихожан А.М. трактует тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6].

У Немова Р.С. «Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [5].

Астапов В.Н. тревожность описывает как состояние напряженности [1].

В «Большом психологическом словаре» приводится следующее определение этого понятия: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [2].

Младшие школьники с ЗПР проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Это связано с тем, что дети с ЗПР, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.

По запросу учителя первого класса «Тульской специальной общеобразовательной школы-интернат VII вида», было проведено исследование, причиной которого явилась низкая школьная успеваемость учащихся этого класса. В первичном обследовании приняли участие 10 детей в возрасте 8—9 лет, из которых 5 мальчиков (50 %) и 5 девочек (50 %).

Диагностическое исследование проводилось по разработанной автором программе: проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан; методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; шкала явной тревожности CMAS; метод незаконченных предложений; методика экспертных опросов педагогов и родителей учащихся.

В результате диагностики по проективной методике школьной тревожности А.М. Прихожан [6] выявлено, что у 10 % (1 человек) низкий уровень школьной тревожности, у 30 % (3 человека) средний уровень и у 60 % (6 человек) высокий уровень.

Низкий уровень школьной тревожности, характеризуется отсутствием страхов перед выполнением домашней работы, ответом у доски, участием в соревнованиях, разговором с директором школы.

Средний уровень свидетельствует о том, что они испытывают трудности в школьной деятельности, не справляются с требованиями учителей, не понимают объяснений на занятиях.

Высокий уровень говорит о повышенном беспокойстве, неуверенности, эмоциональной неустойчивости, такие дети очень чувствительны к своим неудачам, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. На занятиях они зажаты и напряженны, отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом.

По методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [3] был определен уровень общей тревожности детей. Данная методика показала, что у 10 % (1 человек) определяется низкий уровень общей тревожности, у 30 % (3 человека) средний уровень и у 60 % (6 человек) высокий уровень.

Низкий уровень общей тревожности, характеризуется хорошими результатами в ситуациях моделирующих отношения ребенок — взрослый, то есть эмоциональное состояние ребенка в норме.

При среднем уровне школьники постоянно переживают тревогу, т. е. ожидают неблагополучия. Чрезвычайно болезненно реагируют на изменения и усложнения обстановки, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях.

Высокий уровень свидетельствует о том, что дети постоянно находятся в подавленном настроении, у них затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Такие дети, терзаются постоянными сомнениями, не способны на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивны.

Шкала явной тревожности CMAS [7] показала следующие результаты: у 20 % (2 человека) низкий уровень общей тревожности, у 50 % (5 человек) повышенный уровень и у 30 % (3 человека) отмечается явно повышенный уровень.

Низкий уровень общей тревожности, свидетельствует о том, что состояние тревожности детям не свойственно. Они характеризуются хорошим эмоциональным состоянием, включены в жизнь школы.

Повышенный уровень тревожности связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни ребенка. Дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность.

Явно повышенный уровень тревожности, обычно носит «разлитой», генерализированный характер. Дети подавлены, безинициативны, с трудом входят в контакт, не уверенны в себе, обладают неустойчивой самооценкой. У них могут быть проблемы на занятиях, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Они как будто постоянно от всех ожидают подвоха. В результате такие дети действительно значительно чаще переживают неуспех, чем их нетревожные сверстники, что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта.

По результатам исследования школьной тревожности с помощью метода незаконченных предложений [4] выявлено, что у 20 % (2 человека) низкий уровень школьной тревожности, у 30 % (3 человека) средний уровень, у 50 % (5 человек) отмечается высокий уровень.

Низкий уровень школьной тревожности, характеризуется отсутствием страхов перед выполнением домашней работы, ответом у доски, участием в соревнованиях, разговором с директором школы. Дети удовлетворены нахождением в школе.

Средний уровень свидетельствует о том, что они испытывают трудности в школьной деятельности, не справляются с требованиями учителей, не понимают объяснений на занятиях. Трудно усваивают новый материал.

При высоком уровне дети выражают нежелание идти в школу, это в большинстве случаев связано с тем, что им скучно на уроках. Не справляются с домашним заданием, испытывают тревожность перед ответом у доски. Бьются в истерике если получат неудовлетворительную оценку. После родительского собрания ожидают порки.

С помощью метода экспертных опросов педагогов и родителей [4], было определено, что у 30 % (3 человека) низкий уровень школьной тревожности, у 30 % (3 человека) умеренный уровень, у 40 % (4 человека) высокий уровень.

Низкий уровень школьной тревожности, говорит о том, что дети с удовольствием идут в школу, стараются получить хорошую оценку, относятся к заданиям с чрезмерным усердием, имеют много друзей среди одноклассников.

Умеренный уровень тревожности, характеризуется боязнью опоздать в школу, рассеянностью на уроках, обеспокоенностью перед контрольными или проверочными работами.

При высоком уровне тревожности дети боятся опоздать. Плохие оценки вызывают сильные эмоции, иногда слезы. На контрольных работах, при ответе у доски теряются, не могут продемонстрировать все свои знания. На уроках кривляются, пытаются нарушить ход урока. Рассказывают, что им снятся страшные сны. Часто испытывают головные боли, головокружения, боли в животе.

Автором была разработана программа, для определения среднего арифметического уровня общей тревожности. Результаты низкого, среднего, высокого уровня тревожности представлены в рисунок 1.

 

Рисунок 1. Показатели общей тревожности

 

В результате чего, процент учащихся с высоким уровнем тревожности составил 50 %, из них все пять человек учатся на «неудовлетворительно», т. е. имеют низкую успеваемость в школе. Именно эти дети, согласно информации учителя, испытывают школьную дезадаптацию, проявляющуюся в неумении соблюдать дисциплину, низкой успеваемости и работоспособности, повышенной раздражительности и плаксивости, стремлении уйти домой к родителям.

Детей со средним уровнем тревожности выявлено 30 %, из них трое детей учатся на «удовлетворительно», т. е. имеют среднюю успеваемость в школе.

Учащихся с низким уровнем тревожности выявлено 20 %, из них двое детей учатся на «отлично» и «хорошо», т. е. имеют высокую успеваемость.

Использование эмпирических методов исследования позволяет констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и успеваемостью детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Изучая уровень тревожности детей данного класса, был выявлен доминирующий процент учащихся с высоким уровнем школьной тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у первоклассников с ЗПР существует взаимосвязь между уровнем тревожности и эффективностью обучения в школе. Высокий уровень тревожности оказывает негативное воздействие на обучение детей, т. к. у них присутствует неудовлетворительная успеваемость, в то время как средний уровень школьной тревожности указывает на удовлетворительную успеваемость детей, а дети с низким уровнем тревожности имеют высокую успеваемость в школе и учатся на «отлично» и «хорошо».

 

Список литературы:
1.    Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992 г. т. 13 № 5.
2.    Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. — 2003. — 672 с.
3.    Методика изучения детской тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена // Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития — СПб., 2002. — С. 19—28.
4.    Микляева А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — М.: Педагогическая диагностика, 2011. — С. 32—34.
5.    Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
6.    Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11—17.
7.    Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. — СПб., 2002. С. 60—64.