Статья:

Исследование эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Голота А.Е. Исследование эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Голота Александра Евгеньевна
студент, Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Бут-Гусаим Марина Валерьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

В современном обществе многогранный целостный процесс окружающего нас мира во всем его полном многообразии представляет собой психическую жизнь человека.  Эмоциональная сфера личности, которая представляет из себя совокупность внутренних психических состояний, проявление которых отражается в переживаниях субъективных отношений и в экспрессивно-коммуникативном поведении является непосредственным компонентом отражательной деятельности.

В становлении личности человеку помогают эмоции. Так, у детей часто бывают проблемы с адаптацией в социуме, из-за недостаточности развития эмоций. В связи с этим у младших школьников с задержкой психического развития возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы.

Абсолютно любой дефект развития сопровождается теми или иными изменениями эмоционального состояния ребенка, соответственно исследование особенностей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития является особо значимым.

Изучением выявленной мною проблемы занимались А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, К. Бюлер, Г.М. Бреслав, А.Н. Леонтьев, А.М. Прихожан, Ф. Гудинаф, и другие. В работах данных исследователей главной мыслью является то, что роль эмоций ребенка с задержкой психического развития очень велика. Так, влияние эмоций на познавательные процессы и поведение «является наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников» [3, с. 47].

Данная проблема является исключительно актуальной, так как возникающие проблемы различных особенностей развития эмоциональной сферы у школьников с задержкой психического развития не могут не отразиться на формировании его личности в целом и эмоциональной стабильности в частности.

Общее недоразвитие всех познавательных процессов является характерной чертой для детей с задержкой психического развития.

Одним из наиболее важных условий умственного развития, социальной адаптации и правильных развитий коммуникативных функций младшего школьника является коррекция эмоциональной сферы.

В одной из работ Изотовой Е.И. главным направлением является коррекция эмоциональной сферы у детей. Она направлена на преодоление отставаний, нарушений в развитии,  негативных эмоциональных состояний или иных составляющих в эмоциональной сфере младших школьников.

Методы коррекции воздействия должны оказывать такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое будет воздействовать на нормализацию ее функционирования и компенсацию негативных особенностей личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что с помощью приемов психогимнастики возможно овладение навыками управления своей эмоциональной сферы: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

На основе анализа литературы нами была составлена диагностическая программа, направленная на диагностику эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития: 1) методика «Страхи в домиках»; 2) методика «Тест тревожности»; 3) методика «Эмоциональная идентификация» ; 4) методика «Определение эмоциональности»; 5) методика «Эмоциональная пиктограмма»

Исследование проводилось на базе Государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4» г. Тула среди учащихся 3 «А» класса. В исследовании принимали  участие младшие школьники в количестве 10 человек.

После проведения диагностики особенностей эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития был произведен анализ полученных результатов.

Анализ данных, полученных с помощью методики «Страхи в домиках» показал, что самыми распространёнными являются медицинское страхи, выявлены у 10 учеников (100%). Также среди данной группы детей распространён страх темноты, выявлен у 9 человек (90%). 80%(8 человек) испытуемых присущи пространственные страхи.

У 7 испытуемых (70 %) обнаружен страх сказочных персонажей.

Исходя из анализа данных, полученных с помощью методики «Тест тревожности» было выявлено, что высокий уровень тревожности свойственен  двум испытуемым ( 20 %) .

Большинство учащихся имеют  средний уровень тревожности 50%(5 человек). Низкий уровень обнаружен у  3 учеников(30 %).

Анализ результатов, полученных с помощью методики «Эмоциональная идентификация» показал, что большинство испытуемых (50 %) имеют средний уровень развития эмоциональной сферы.

Высокий уровень развития эмоциональной сферы имеют 4 человека (40 %). Низкий уровень развития эмоциональной сферы обнаружен у 1 человека (10%).

Анализ данных полученных с помощью методики «Определение эмоциональности»  показал, что у 30% детей был выявлен высокий уровень эмоциональности, для них характерно волнение и беспокойство.

Большая часть испытуемых (40%)  имеет средний уровень эмоциональности, что говорит о  средней выраженности реакции на проявление эмоций. Оставшаяся часть школьников (30%) обладает низкой эмоциональностью.

В результате проведения методики «Эмоциональная пиктограмма» было выявлено, что у 50% детей преобладает низкий уровень вербализации эмоций. Средний уровень вербализации эмоций свойственен четырем испытуемым (40%).Оставшаяся часть испытуемых (10%) имеет высокий уровень вербализации эмоций.

Таким образом, к особенностям эмоционально-личностной сферы младших школьников с задержкой психического развития в данной группе детей относится: средний уровень тревожности, средний уровень развития эмоциональной сферы, средний уровень развития эмоциональности, распространение таких страхов как: страх темноты, медицинские страхи, пространственные страхи и страх сказочных персонажей.

 

Список литературы:
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с за-держкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина - М., Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с за-держкой психического развития. - М. 2009. – 77с.
3. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика.: Изд-во «Речь», 2006. - 440 с.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. Роспедагенство, 2008.-68 с
5. Выготский  Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. - 1008 с.
6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития. / Под. ред. С.Г.Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 222 с.
8. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М.: Академия, 2004.
9. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ) / Составитель К.С. Лебединская. — М., 2010.