Статья:

Псхологическое благополучие в студенческом возрасте

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Псхологическое благополучие в студенческом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XLI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2017 —№ 1(40) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf
Подводятся итоги голосования
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников

Псхологическое благополучие в студенческом возрасте

Кабанченко Екатерина Александровна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Холодкова Ольга Геннадьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

Актуальность исследования психологического благополучия студентов определяется социальной ситуацией. Современные условия жизни, в которых находится и развивается личность, проходит становление и реализуется, – это условия, экстремальные и стимулирующие развития стресса. Учеба в вузе предполагает наличие сильной нагрузки, умственной и нервно-эмоциональной. Однако, в студенческий период происходит и становление личности, характера, мировоззрения. На данном возрастном этапе происходит формирование позитивного или негативного отношения к жизни, развитие уверенности человека в своих силах решить проблему, принятие ответственности за свое благополучие или неблагополучие.

Целью данной работы является изучение психологического благополучия студентов.

Интерес к феномену психологического благополучия возник у психологов сравнительно недавно. В Америке об этом заговорили в середине 20 века, именно тогда американский социолог М. Ягода по заказу Объединенной комиссии по психическим болезням и здоровью провела первое исследование, по результатам которого она выявила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, личностный рост, интегрированность, автономность, точность восприятия реальности, компетентность в отношении окружающей социальной среды [2].

Затем в западных исследованиях возникло два течения, гедонистический и эвдемонистический подход. Сторонники гедонистического подхода М. Аргайл, Н. Шварц, Э. Динер, Д. Кайнемен, Н. Брэдбурн рассматривают психологическое благополучие как феномен, обусловленный окружающей средой и позитивными переживаниями. Сторонники эвдемонистического подхода (К. Рифф, Р. Райан, Э. Диси, А. Вотермен) рассматривают развитие и саморазвитие самой личности. Считается, что психологического благополучия и гармонии личность достигает только преобразую саму себя и окружающей мир. А. Маслоу, В. Франкл и Э. Шостром отмечали, что к психологическому благополучию ведет не только самопознание, а еще и поиск человеком возможностей «актуализирующего творческого синтеза» между сигналом собственного внутреннего аутентичного «Я» и социальными запросами [2, с. 71].

Следует отметить, что в зарубежной психологии сегодня существует несколько моделей и теорий феномена психологического благополучия. К. Рифф разработала свою концепцию [6]. Основное внимание в ней уделяется самопринятию, позитивным отношениям с окружающими, автономией, управлением средой, целями в жизни и личностным ростом. В теории самодетерминации личности Р. Райн и Э. Дисли рассматривали психологическое благополучие как удовлетворение психологических потребностей, связанных с автономией, компетентностью и связями с другими [5].

Н. Брэндбурн, в исследованиях которого в 1969 году впервые было употреблен термин, рассматривал психологическое благополучие как баланс, возникающий при взаимодействии позитивного и негативного аффекта. События, привносящие в нашу жизнь позитивные эмоции, накапливают позитивный эффект, печальные событья, переживания, по Н. Брэдбурну, составляют негативный аффект. Психологическое благополучие человека определяется разницей между этими аффектами, и в итоге возникает самоощущение удовлетворенности жизнью.

Позитивная психология, как относительно новое направление, рассматривает феномен психологического благополучия как синоним счастья. Представитель этой теоретической школы М. Селигман определяет психологическое благополучие как соответствие между имеющейся и идеальной ситуацией, человек сам оценивает текущее состояние своей жизни.

Отечественная психология обратила внимание на феномен психологического благополучия только в 90-е годы 20 века. М.В. Соколова, Р.М. Шамионов, Г.Л. Пучкова, Н.К. Бахарева в своих исследованиях опираются на определение Э. Динера, рассматривают три составляющих психологического благополучия: когнитивную, коннотативную и эмоциональную. Л.В. Куликов под психологическим благополучием понимает слаженность психических процессов и функций, гармонию личности, ощущение целостности и внутреннего равновесия. Таким образом, можно выделить два компонента – когнитивный и эмоциональный.

А.В. Воронина определяет психологическое благополучие как системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций. Психологическое благополучие – это условие реализации потенциальных возможностей и способностей личности [3].

Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьев, - это сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека, всех уровней психики. За время учебы в вузе у студента развиваются все уровни психики [1]. Это период интенсивного процесса социализации личности, развития высших психических функций, становление интеллектуальной системы и всей личности, это период достижения наивысших, «пиковых» результатов, которые основаны на процессах биологического, психологического и социального развития, время становления в профессиональном пути, в результате чего могут происходить различные возрастные кризисы, связанные с процессом адаптации, «вырывания корней», профессионального становления [4]. Современный студент сталкивается с большими информационными нагрузками, усложнение межличностных взаимоотношений, также доказано, что сегодня студенты переживают большое эмоциональное напряжение, тревожность, ощущение психологического неблагополучия [4].

Для исследования уровня психологического благополучия студентов мы использовали методику «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, адаптированные П.П. Фасенко [7]. В исследовании приняли участие 25 студентов высших и средних образовательных учреждений Алтайского края, в возрасте 20-25 лет. В исследовании приняло участие 16 девочек и 10 мальчиков.

В ходе проведенного исследования автором ли получены следующие данные. Низкий уровень психологического благополучия был выявлен у 38,5% испытуемых, у 57,7% респондентов уровень психологического благополучия в норме, а для 3,8% характерен высокий уровень психологического благополучия. Для 23,1% испытуемых характерны позитивная самооценка и принятие себя. Для половины испытуемых (шкалы: осмысленность жизни, человек как открытая система, позитивные отношения, управление средой, личностный рост и самопринятие показали нормальный уровень – 53,8%, 57,7%, 57,7%, 61,54%, 57,7%, 50% испытуемых соответственно) характерно наличие осмысленности жизни, отсутствие чувства скуки и бесцельности, они имеют жизненные цели, открыты новому, способны построить иметь открытые и доверительные отношения с окружающими, сопереживать и заботиться о других. Данным студентам присуще удовлетворение своих потребностей и реализации собственных жизненных целей. 92,3% всех респондентов продемонстрировали свою самостоятельность и независимость, способность следовать своему мнению, независимость от оценок окружающих. Однако, 46,2% респондентов ощущают скуку и недостаточное осмысление своей жизни, отсутствие жизненных перспектив.

Таким образом в ходе нашего исследования мы выявили, что уровень психологического благополучия у 57,7% испытуемых студентов находится в пределах нормы, а у и 3,8% эти показатели выше нормы. Также отметим, что повышением уровня психологического благополучия студентов психологическая служба в учебном заведении среднего и высшего профессионального образования может проводить адаптационные тренинги с первокурсниками, занятия и тематические встречи, направленные на снятие напряжения, борьбу со стрессом, развитие навыков позитивного мышления, эффективного межличностного взаимодействия, конструктивного решения конфликтов. Психологическая служба может способствовать созданию в учебном заведении благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического благополучия студентов.

 

Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. – Вып. 2.
2. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. – 2013. – №1. – С. 70–74.
3. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Томск-Иркутск, 2002. – 24 с.
4. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития теории. – 2009. – Т.2. – С. 98–105.
5. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации – М.: Смысл, 2002. – С. 103–121. 
6. Заусенко И.В. Психологическое благополучие личности // Психология образования. – 2012. – №2. – С.63–66.
7. Фасенко П.П., Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. – 2005. - №3. – С. 95–129.