Саморазвитие старшеклассников общеобразовательных учреждений
Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Саморазвитие старшеклассников общеобразовательных учреждений
Значимость нашей работы обусловлена кардинальными переменами, которые происходят в обществе во всех сферах жизнедеятельности. Фундаментальные модификации, происходящие в настоящем мире, их высокий процесс развития предполагают расширение значимости личностной организации, ее активности, индивидуального видения, задатков независимо ни от кого находить, обдумывать, вычленять полезную информацию из числа многообразного материала, принимать творческие, нестандартные решения в разных ситуациях. Понятие «саморазвития» и его значение на данный момент имеет ключевую роль в системе образовании и находит свое отражение в статьях Закона РФ Об образовании, Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Концепции модернизации российского образования до 2020 года. Саморазвитие имеет важную функцию для будущего специалиста в его становлении как личности и профессионала в своей деятельности. На сегодняшний день исследуют различные ходы, которые бы привели к раскрытию содержания саморазвития, определяются средства, методы и приемы возрастания эффективности личностного саморазвития обучающихся.
«Понятие «саморазвитие» — это способность личности делать свою жизнь уникальной и неповторимой, становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, преобразовывать свою индивидуальную, активную деятельность в нечто большее, привнося в нее практическую значимость и ценность» [5, с. 159]. Данное определение понятию дали отечественные психологи, деятели науки В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев.
Данная работа была проделана в рамках субъектно-деятельностной парадигмы, где саморазвитие понимается как осознанное изменение себя.
В субъектно – деятельностной подходе понятие «саморазвитие» имеет различные определения и значения, все они содержательно отличаются. К. А. Абульханова – Славская писала, что саморазвитие есть жизненная стратегия, «в которой человеком осуществляется поиск более адекватных своим возможностям путей их реализации, воплощения в жизни» [2, с. 262]. «Стратегия саморазвития обеспечивает качественное преобразование отношений человека с действительностью, давая по существу новое решение проблемы, «выход» за пределы ситуации, задавая для индивида организацию «нового “пространства”, нового измерения жизни и, соответственно, новых возможностей, которые выводят индивида на качественно новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность» [1, с. 115].
Саморазвитие, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, понимается как изучение и развитие самим человеком своей собственной сущности. А также они отмечали: «В психологии должна идти речь о развитии по сущности человека – о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это означает, что в развитие человека включается еще одна детерминанта – ценностно – смысловая. Развитие для человека – это и цель, ценность, а иногда – и смысл его жизни» [2, с. 147].
Понятие «саморазвитие» рассматривала и М. А. Щукина, она выделила его специфические черты: положительный вектор изменений, целенаправленный характер саморазвития, субъектный настрой изменений, осознанность, опосредованность. Автор заключает, что «саморазвитие проявляется в осознанном самоизменении», «именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как творец своего Я и своего жизненного пути» [6, с. 112].
В исследовании участвовали старшеклассники юношеского возраста. Юность – достаточной важный этап в жизни каждого человека. Перейдя порог юности подростком, юноша завершает этот этап подлинной взрослостью, когда он всерьёз сам выбирает для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земной жизни. Он представляет себе свое место в обществе, свою сферу работы, свой план жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в структуре развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот этап, взрослый человек может остаться в психологическом статусе подростка.
В юношеском возрасте приобретает совершенно другое развитие механизм идентификации – обособления. Именно в юности сосредотачиваются способности к вчувствованию в состояния других, умения преодолеть эмоционально эти состояния как свои. Именно это определяет юность столь сензитивной и тонкой в своих проявлениях к другим людям, в своем испытании впечатлений от прекрасного вида природы и обособление с ней, в своих чувствах и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования индивида, делая его богаче и одновременно ранимее. В то же время именно в юности сосредотачивается необходимость к обособлению, желание скрыть и защитить свой уникальный, особенный мир от вторжения, нападения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию и понимания себя укоренить чувство личности, чтобы сохранить свою оригинальность, осуществить свои притязания на признание. Обособление как способ сдерживание расстояния при столкновении с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения [4, c. 420 – 424].
Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия периода зрелости. «Главные новообразования юношеского возраста – саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [3, c. 311].
Юность – определяющая стадия становления мировоззрения. Мировоззрение, это не только порядок сведений и опыта, но и система своеобразных убеждений, волнение которых сопутствуется чувством их подлинности, правильности. Поэтому мировоззрение согласованно с решением в юности проблем, связанных со смыслом жизни. Явления реальности приковывают внимание юноши не сами по себе, а в связи с его личностным отношением к ним. Поиск мировоззрения включает общественную устремленность человека, осознание себя в качестве частицы общественной целостности (социальной группы, институты, народности и так далее), избрание своего будущего общественного положения и методов его достижения.
Чтобы убедиться, что существует значительные различия, мы применили такие математические критерии как Стьюдент и Манна-Уитни, которые показали, что достоверные различия присутствуют между показателями по методикам среди обучающихся малого города и большого города (U = 3101, p = 0,005*, t = 2,508, p = 0,014*), у старшеклассников малого города уровень саморазвития выше, чем у старшеклассников большого города, также существуют различия между результатами показателей малого города и села (U = 4158,5, p = 0,006*, t = 2,838, p = 0,005*), у старшеклассников малого города уровень саморазвития выше, чем у сельских старшеклассников. А вот между результатами старшеклассников сел и большого города значимых различий нет. (U = 3641, p = 0,956, t = 0,768, p = 0,444). (* - существуют достоверно значимые различия).
В ходе проделанной работы особенностей саморазвития старшеклассников общеобразовательных учреждений мы получили следующее: наибольшее количество школьников с активным уровнем саморазвития в малом городе, с эпизодическим – в большом городе, с остановившимся – в селе.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) Активное саморазвитие преобладает у респондентов малого города. Это можно объяснить тем, что старшеклассники хоть и живут в городе, где не так много возможностей, они стремятся самостоятельно добывать знания, саморазвиваться в своем направлении.
2) Эпизодическое саморазвитие преобладает у респондентов большого города, а уровень стремления средний и выше среднего, что говорит о том, что в ближайшее время у них установится система саморазвития и они достигнут многих результатов.
3) Не смотря на то, что в сельской школе также есть старшеклассники с активным и эпизодическим саморазвитием, среди них есть респонденты с остановившимся саморазвитием, но уровень стремления выше среднего. Это можно объяснить тем, что в большинстве учебных групп всегда найдутся несколько человек, которые находятся за гранью стандартного показателя этой группы, но под влиянием группы стремятся достичь тех же результатов, что и другие.