Статья:

Проблемы и пути решения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Данилина В.С., Гришин Н.В. Проблемы и пути решения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(37).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и пути решения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

Данилина Вероника Станиславовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Гришин Николай Валентинович
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Копытов Валерий Васильевич
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

В данной статье рассматриваются причины возникновения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе, а также пути их решения на примере технологий, применяемых в Пензенской области, в том числе и в городе Пензе.

На сегодняшний день появление коррупции в органах власти имеет разные формы. Одной из них является конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.

Что включает в себя понятие конфликт интересов, возникающий в государственном аппарате? Это – такая ситуация, при которой личная заинтересованность служащего, прямая или косвенная, непосредственно влияет на выполнение своих надлежащих обязанностей, следствием этого возникает противоречие между личной заинтересованностью должностного лица и законными интересами индивидов, различных организаций, а также всего общество и государства в целом. Государственный служащий получает выгоду в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, тем самым, нарушая принятый им регламент, умножает процентные составляющие коррупции в органах власти [3, c. 3].

Следует обратить внимания на условия, способствующие возникновению конфликтов интересов на муниципальной и государственной службе: дублирование полномочий, неопределенные границы компетенции государственных органов, включая себя и кадровый состав, и различные и структурные подразделения, а также слабая информированность населения о деятельности этих органов, ненадлежащий контроль за выполнением своих должных обязанностей лицами на государственной службе и другие.

Конфликт интересов, возникающий между должностными лицами при реализации своих обязанностей, в большинстве случаев приводит к негативным последствиям, помимо вышеперечисленных факторов, так же наблюдается нанесение ущерба авторитету государства, государственной службы, престижу и имиджу органов государственной власти управления.

Например, старший помощник прокурора Пензенской области Юлия Макарова, считает, что:

- «Одним из приоритетных направлений работы прокуратуры является выявление в деятельности государственных и муниципальных служащих конфликта интересов, – подчеркивает Юлия Макарова. – То есть пресечение возможности получения служащими или третьими лицами, в том числе родственниками, имущественных благ при исполнении своих должностных обязанностей» на самых ранних этапах проявления подобных действий.

Работа прокуратуры действительно ведется добросовестно, доказательством служит: оперативное возбуждение уголовного дела, в августе 2016 года, в отношении начальника одной из городских колоний. Мужчина получил взятку в виде сотового телефона и 7 000 рублей за доставку в тюрьму запрещенного предмета – мобильника. Сотрудник Управления ФСИН был задержан с поличным.

Немаловажным является то, что полностью конфликт интересов на государственной службе устранить нельзя, следовательно, в конфликтной ситуации можно лишь осуществить грамотную процедуру урегулировании.

Умение вовремя обнаружить причины возникновения конфликта, способствующие ему условия, проанализировать цикличность конфликтов и их протекания в этой сфере, учет данных составляющих позволит снизить отрицательные последствия конфликта.

Важно выявить конфликт на ранних стадиях его проявления. Например, служебные записки, обращение граждан и различных организаций, как личным визитом, так и оформлении заявки в электронном варианте, мониторинг сведений доходов и расходов лиц, занимающихся государственной деятельностью, а также публикации в средствах массовой информации, все это является рычагами обнаружения предпосылок возникновения конфликта интереса или устранение его на начальных стадиях обнаружения.

Существует две разновидности конфликта интересов на государственной и муниципальной службе – это организационный и личный конфликт.

·     Организационный конфликт. Для него характерны условия, что при оказании государству услуг, какое-либо юридическое лицо, обладает необъективными преимуществами перед другими поставщиками услуг.

·     Личный конфликт интересов. Возникает при несоответствии частной заинтересованностью госслужащего и профессиональными задачами, которые он выполняет.

·      Возникновение конфликта интереса в следующих областях имеет наибольшую вероятность, это: получение подарков и услуг; владение ценными бумагами, банковскими вкладами; выполнение какой-либо другой оплачиваемой работы; трудоустройство после увольнения с государственной службы к бывшему работодателю и другие.

·      Что касается города Пензы, то Губернатор сообщил, что в 2015 году правоохранительными органами области выявлено 158 преступлений коррупционной направленности. В суд направлено 118 уголовных дел указанной категории в отношении 121 лица. Обвинительные приговоры вынесены в отношении 110 человек. Кроме того, чиновники, нарушающие антикоррупционное законодательство, освобождаются от занимаемой должности решением главы региона.

«За малейшие проявления коррупции уже уволил несколько глав администраций с передачей материалов в правоохранительные органы. Это моя позиция, как губернатора. Я это сделал, намерен делать дальше, и требую этой работы от подчиненных – чтобы все понимали, что за взятки и откаты они могут остаться на улице, и никто их больше на работу не примет», – подчеркнул Иван Белозерцев.

Исходя из этого, могу сделать вывод, что губернатор города Пензы, настроен решительно, искоренять, даже малейшее проявление коррупции в органах власти.

В Пензе проводится достаточное большое количество мероприятий для предотвращения конфликта интересов в органах власти, например, такие, как:

Регулярные семинары по профилактике коррупционных правонарушений. На данных семинарах рассматриваются следующие вопросы:

·     привлечения муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции;

·     стимулирование муниципальных служащих к предоставлению информации о замеченных ими случаях коррупционных правонарушений, нарушениях требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов;

·     просвещение муниципальных служащих по вопросам антикоррупционной тематики и методическое обеспечение их профессиональной служебной деятельности [1].

Таким образом, правительство заинтересовано в циклической профилактике, направленной для борьбы с коррупционными действиями.

Ряд заседаний Совета общественности по противодействию «бытовой» коррупции при главе администрации города Пензы.

В работе Совета приняли участие первый заместитель главы администрации города В.А. Попков, начальник отдела противодействия коррупции администрации города Д.А. Моргунов. Вёл заседание председатель Совета общественности А.И. Савин.

По итогам обсуждения принято решение о дополнении положения о Совете общественности функциями общественного контроля в отношении органов местного самоуправления и муниципальных организаций в форме проведения общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, а также разделом о полномочиях общественных инспекторов [2].

Различные заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Одним из важных решений этого мероприятия было принято провести методическое обеспечение и мониторинг реализации законодательства в сфере профилактики коррупционных правонарушений на муниципальной службе в иных органах местного самоуправления города Пензы с выездом на место.

Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт интересов на государственной службе служит одной из острых причин увеличения коррупции, снижения доверия к власти, предвзятое отношение к работникам государственных органов.

Интересно то, что соседние регионы могут перенять практику мер борьбы с коррупцией в государственном аппарате, тем самым в совокупности увеличить перспективу уменьшения коррупционных действий во всей Пензенской области в целом.

Своевременное уведомление о возможном конфликте интересов является одной из главных функций государственного служащего, если он не принимает никаких соответствующих мер по оповещению возникновения конфликта интересов, то это может рассматриваться как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт администрации города Пензы. Режим доступа. – URL: http://corrupt.penza-gorod.ru/newsG.shtml (Дата обращения 24.09.16).
2. Официальный сайт администрации города Пензы. Режим доступа. – URL: http://corrupt.pnzreg.ru/news/2016/04/20/15452096 (дата обращения 24.09.16).
3. Чаннов С.Е. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: новеллы антикоррупционного законодательства // Административное право. – 2009. – № 2. – С. 19.