Брак и семья в социалистическом обществе Советского Союза
Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Брак и семья в социалистическом обществе Советского Союза
Социалистическая революция представляет собой самый глубокий, всесторонний и радикальный общественный переворот.
Ее итогом является ликвидация не только всех форм частной собственности на средства производства, но всех других форм общественных отношений, порожденных частной собственностью и основанных на ней.
В связи этим естественно возникает вопрос: не исчезнет в таком случае и моногамия, поскольку она продукт частной собственности, плод и форма порабощения женского пола мужским, и не вернется ли человечество при коммунизме вновь к домоногамным формам брака и семьи и вместе с тем к общности жен и детей?[1]
Враги социализма, фальсификаторы марксизма приложили немало усилий, чтобы запутать, исказить научный ответ на этот вопрос, который дали основоположники марксизма-ленинизма, вместе с тем доказать, внушить трудящимся, будто коммунизм означает разрушение, уничтожение семьи, обобществление не только средств производства, но и женщин и детей. «Буржуа, писали авторы «Манифеста Коммунистической партии»,-смотрит на свою жену как на простое орудие производства.
Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь».[1][2]
Учитывая вредное влияние этой буржуазной лжи, Маркс и Энгельс не раз высмеивали и разоблачали ее со сочинителей. Энгельс писал, что моногамия не только не исчезнет в коммунистическом обществе, но, напротив только в нем впервые полностью осуществится, т.е. станет наконец действительностью также и для мужчин.
Фальсификаторы марксизма и в наши дни продолжают сочинять всякие небылицы браке и семье при социализме, в социалистических странах.
Причем занимаются этим не только те буржуазные журналисты, которые уже давно сделали своей профессией распространение клеветы на социализм и на коммунистов, но и «солидные» профессора, афиширующие свою «объективность», такие, к примеру, как неотомист Виктор Катрейн или западно-германский «советолог» Клаус Меннeрт.[3]
Первый силится доказать, что социализм якобы вообще несовместим с семьей и поэтому она в социалистических странах рано или поздно неизбежно погибнет.
А второй утверждает, что Советское правительство ведет якобы непрерывную войну против семьи с целью ее уничтожения, так как большевизм считает семью чужеродным телом в государстве. Действительность в социалистических странах начисто опровергла клеветнические измышления о браке и семье при социализме.
Общеизвестно, что коммунистические партии всемерно заботятся об укреплении брака семьи и о создании все лучших условий для их развития в будущем.
Социалистическая революция включает в себя и революцию в брачно-семейных отношениях, влечет за со бой смену старой моногамии, являющейся частнособственнической, новым типом моногамии.
Но протекает этот процесс в трудной, временами острой борьбе между новым и старым в которой старые традиции, обычаи, предрассудки оказываются часто сильнее и даже сейчас еще иногда берут верх над требованиями, нормами коммунистической морали. Только постепенно, шаг за шагом вытесняются старые брачно-семейные отношения и утверждаются новые, социалистические.
Первым шагом на этом пути или первой предпосылкой возникновения социалистического типа моногамии является уничтожение старых и создание новых юридических основ брака и семьи.
Советское государство сделало этот шаг вскоре после победы октябрьской революции: за подписью В. И. Ленина еще в 1917 г. были изданы два декрета о браке и разводе, которые «не оставили… камня на камне из тех подлых законов о неравноправия женщины, о стеснениях развода, о гнусных формальностях, его обставляющих, о непризнании внебрачных детей, о розыске их отцов и т. п.,- законов, остатки которых многочисленны всех цивилизованных странах к позору буржуазии и капитализма».
Эти декреты и следа не оставили в нашей стране от неравенства женщины с мужчиной по закону.
Они полностью уничтожили неравенство в брачном и семейном праве, а также в отношении к ребенку. «Ни одна демократическая партия мире ни в одной из наиболее передовых буржуазных республик,- говорил Ленин,- за десятки лет не сделала, в этом отношении, и сотой доли того, что мы сделали за первый же год нашей власти». [4]
Чтобы создать все необходимые предпосылки для полного освобождения женщины, достижения ею фактического равенства с мужчиной, для перехода к новому этапу преобразования брачно-семейных отношений, Советское государство должно было сделать следующий, главный шаг на пути к этому: ликвидировать частную собственность на средства производства, обобществить их и на этой основе индустриализовать страну, кооперировать сельское хозяйство и провести культурную революцию.
Процесс строительства социалистического общества был связан с массовым вовлечением женщин в общественное производство как в городе, так и в деревне, в общественно-политическую жизнь страны, в управление государством и хозяйством, с массовым получением ими среднего, специального и высшего образования, с достижением женщинами экономической независимости равенства в труде, в общественно-политической жизни страны.
Все это привело к коренной перестройке брачно-семейных отношений, к возникновению и утверждению в СССР социалистического типа моногамии. Экономическую основу брака и семьи в социалистическом обществе составляют общественная собственность на средства производства и общественный труд членов семьи.
Они не являются более институтами частной собственности, создаваемыми для накопления богатства и передачи его по наследству, и поэтому перестали быть формами порабощения и угнетения женщины мужчиной. Женщины равны с мужчинами по закону и по возможности быть экономически независимыми. [5]