Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности
Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности
Есть несколько точек зрения на проблему творческой одаренности. По одной из них – творческих способностей попросту нет. Интеллектуальная одаренность является хотя и необходимым, но недостаточным условием творческой активности человека. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, сензитивность к проблемам и независимость в сложных ситуациях.
Те, кто придерживается иной точки зрения, утверждают, что высокий интеллектуальный уровень предполагает, прежде всего, и высокий уровень творческих способностей и наоборот. Чтобы доказать или опровергнуть это, многие мировые ученые пытались определить коэффициент интеллекта личности.
Так, еще в 1926 году с этой целью ученые Л. Термин и К. Кокс проанализировали биографии почти трехсот заподноевропейских выдающихся личностей, в том числе оценивая их интеллект в детском возрасте. В процессе этой работы учитывались и интеллектуальные и творческие достижения. Результаты этих исследований вошли во многие учебники по психологии.
При сравнении уровня овладения знаниями исследуемых людей в детстве и обычных детей того же возраста выяснилось, что коэффициент интеллекта контрольной группы значительно выше среднего (158,9). Отсюда был сделан вывод, что гении – это те люди, которые еще в раннем детстве можно было отнести к высоко одаренным [3].
Интеллектуально одаренные дети значительно опережают своих сверстников. Как правило, они рано начинают ходить, говорить, читать и проявлять другие навыки развития. Успешно окончив школу, получали высшее образование. Некоторые из них и далее продолжали свое обучение, все более развиваясь интеллектуально. Но, как оказалось, высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений, т.е. как правило очень одаренный интеллектуал почти никогда не становиться таланливым творцом в любой области, будь то наука, литература или искусство [1].
Но существует и еще одна точка зрения, при которой творческие способности или креативность – не что иное, как самостоятельная единица, независимая от интеллекта. Иными словами, теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Е. Торренс предложил идею о том, что нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Одним из первых на различие творческих способностей и интеллекта обратил внимание Л. Терстоун. По его мнению, ключевую роль в развитии творческих способностей играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и фокусирование на решении проблем.
Исследователи М. Воллах и Н. Коган, изучая связь интеллекта и креативности дошкольников, выделили 4 группы детей с разными уровнями развития: первая группа – это дети с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверенные в своих способностях. У них отличается адекватный уровень самооценки и самоконтроль. Обладают большой инициативой, но могут приспосабливаться к социальному окружению, при этом не теряя личную независимость своих взглядов и действий. Вторая группа – это дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности. Эти дети ждут похвалы за каждый свой успех, а неудачу воспринимают крайне тяжело. Более того, они испытывают страх перед неудачей. Они сдержаны, скрытны, необщительны и у них мало друзей. Третья группа – дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности – с трудом воспринимают школьные требования. Их не любят сверстники. Ими недовольны и учителя за невнимательность и неумение сосредоточиться. Они страдают от своего неверия в себя, ощущая «комплекс неполноценности». И последняя, четвертая группа включает детей с низким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности – дети довольны своим положением, имеют адекватную самооценку. Хорошо адаптируются во внешней среде. Свой низкий уровень предметных способностей восполняют общительным характером [2].
На протяжении многих десятилетий соотношение творческой и интеллектуальной одаренности детей, изучаемое психологами с мировыми именами, и по сей день остается обсуждаемой темой.