Статья:

Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бондаренко А.В. Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 27.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности

Бондаренко Анна Викторовна
магистрант Воронежского государственного педагогического университета, РФ, г. Воронеж

 

Есть несколько точек зрения на проблему творческой одаренности. По одной из них – творческих способностей попросту нет. Интеллектуальная одаренность является хотя и необходимым, но недостаточным условием творческой активности человека. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, сензитивность к проблемам и независимость в сложных ситуациях.

Те, кто придерживается иной точки зрения, утверждают, что высокий интеллектуальный уровень предполагает, прежде всего, и высокий уровень творческих способностей и наоборот. Чтобы доказать или опровергнуть это, многие мировые ученые пытались определить коэффициент интеллекта личности.

Так, еще в 1926 году с этой целью ученые Л. Термин и К. Кокс проанализировали биографии почти трехсот заподноевропейских выдающихся личностей, в том числе оценивая их интеллект в детском возрасте. В процессе этой работы учитывались и интеллектуальные и творческие достижения. Результаты этих исследований вошли во многие учебники по психологии.

При сравнении уровня овладения знаниями исследуемых людей в детстве и обычных детей того же возраста выяснилось, что коэффициент интеллекта контрольной группы значительно выше среднего (158,9). Отсюда был сделан вывод, что гении – это те люди, которые еще в раннем детстве можно было отнести к высоко одаренным [3].

Интеллектуально одаренные дети значительно опережают своих сверстников. Как правило, они рано начинают ходить, говорить, читать и проявлять другие навыки развития. Успешно окончив школу, получали высшее образование. Некоторые из них и далее продолжали свое обучение, все более развиваясь интеллектуально. Но, как оказалось, высокий уровень  интеллекта не гарантирует творческих достижений, т.е. как правило очень одаренный интеллектуал почти никогда не становиться таланливым творцом в любой области, будь то наука, литература или искусство [1].

Но существует и еще одна точка зрения, при которой творческие способности или креативность – не что иное, как самостоятельная единица, независимая от интеллекта. Иными словами, теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Е. Торренс предложил идею о том, что нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.   Одним из первых на различие творческих способностей и интеллекта обратил внимание Л. Терстоун. По его мнению, ключевую роль в развитии творческих способностей играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и фокусирование на решении проблем.

Исследователи М. Воллах и Н. Коган, изучая связь интеллекта и креативности дошкольников, выделили 4 группы детей с разными уровнями развития: первая группа – это дети с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверенные в своих способностях. У них отличается адекватный уровень  самооценки и самоконтроль. Обладают большой инициативой, но могут приспосабливаться к социальному окружению, при этом не теряя личную независимость своих взглядов и действий. Вторая группа – это дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности. Эти дети ждут похвалы за каждый свой успех, а неудачу воспринимают крайне тяжело. Более того, они испытывают страх перед неудачей. Они сдержаны, скрытны, необщительны и у них мало друзей. Третья группа – дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности – с трудом воспринимают школьные требования. Их не любят сверстники. Ими недовольны и учителя за невнимательность и неумение сосредоточиться. Они страдают от своего неверия в себя, ощущая «комплекс неполноценности». И последняя, четвертая группа включает детей с низким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности – дети довольны своим положением, имеют адекватную самооценку. Хорошо адаптируются во внешней среде. Свой низкий уровень предметных способностей восполняют общительным характером [2].

На протяжении многих десятилетий соотношение творческой и интеллектуальной одаренности детей, изучаемое психологами с мировыми именами, и по сей день остается обсуждаемой темой.

 

Список литературы:
1. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых / Н.К. Винокурова. - М.: Эйдос, 1994. - 153 с.
2. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одарённости / Л.И. Ларионова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 320 с.
3. Леви В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1992. – 231 с.
4. Мякишева Н.М. Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников. Москва: МГПУ, 2011. 159 с.