Статья:

Результаты формирующего эксперимента по развитию коммуникативной компетентности у подростков-членов ВРОДО Искра

Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Харитон Н.А. Результаты формирующего эксперимента по развитию коммуникативной компетентности у подростков-членов ВРОДО Искра // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(109). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(109).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Результаты формирующего эксперимента по развитию коммуникативной компетентности у подростков-членов ВРОДО Искра

Харитон Наталия Александровна
магистрант, Воронежский Государственный Университет, РФ. г. Воронеж

 

Важнейшим условием любой успешной деятельности является компетентность. Дж. Равен [5] имел в виду под компетентностью особый человеческий потенциал, необходимый для выполнения определенного действия в определенном предмете или области, включая узкоспециализированные знания, навыки, способы мышления и готовность взять на себя ответственность за свои действия.

Это определение показывает, какие уровни коммуникативной компетентности должны быть разработаны на основе психологических законов психического и личностного развития, и которые должны формироваться на основе методологического принципа единства сознания и деятельности.

Одним из важнейших инструментов деятельности в различных сферах жизни является общение. Благодаря умению общаться человек может найти выход из сложных, а зачастую и конфликтных ситуаций. Коммуникативная компетентность, по мнению большинства авторов, является многокомпонентной системой и относится к способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

С 2018  по 2020 годы в детских клубах ВРОДО Искра (Воронежская региональная детская организация Искра г. Воронеж пр-т Революции 1/1)  было проведено исследование, в котором участвовали 200 старшеклассников. Выборку исследования составили 2 группы:

– экспериментальная группа (100 старших школьников, являющиеся членами  ВРОДО Искра);

– контрольная группа (100 старших школьников, не посещающих дополнительные развивающие занятия).

Целью исследования было выявить динамику развития коммуникативной компетентности подростков-членов ВРОДО Искра в ходе формирующего эксперимента со специальной программой по развитию коммуникативных навыков, декомпозированных и адаптированных в соответствии с возрастными особенностями группы.

В качестве первой гипотезы выступило предположение о том, что есть различия в уровне развития коммуникативной компетентности подростков, занимающихся в детских клубах, в начале и в конце цикла специальных занятий, а именно: уровень развития коммуникативной компетентности старших школьников будет выше в конце посещения занятий.

Второй гипотезой выступило предположение о том, что существуют различия в уровне коммуникативной компетентности подростков-членов ВРОДО Искра и старшеклассников, не занимающихся специальной системой развития навыков общения, а именно: уровень развития коммуникативной компетентности у подростков-членов ВРОДО Искра, будет выше, чем у старшеклассников, не занимающихся в дeтских клубах.

Теоретико-методологической основой исследования стали компетентнoстный подход (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя)[3, 4], трехкомпонентный структурный подход к понятию «коммуникативной компетентности» (как совокупности когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов) (Г. О. Галич) [2] и возрастная периодизация Б. Г. Ананьева [1].

Исследование было проходило 2 года (2018-2020гг.) и состояло из следующих этапов. Первый адаптационный этап (окт.2018г.-янв.2019г.): анализ психологической литературы, подготовка формирующего эксперимента, тренинговой программы, разработка программы эмпирического исследования, проведение первичной диагностики (первый срез), обсуждение результатов с наставниками ВРОДО Искра. Второй основной этап (фев.2019г.-сент.2019г.): корректировка тренинговой программы, программы эмпирического исследования, проведение второй диагностики (2 срез), обсуждение результатов с наставниками ВРОДО Искра . Третий завершающий этап(окт.2019г.-май 2020г.): осуществление эмпирического исследования, проведение последней диагностики (3 срез), обработка, анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов исследования.

Коммуникативную компетентность мы рассматриваем как сложное трехкомпонентное образование. Методики исследования подбирались с учетом выделенных показателей коммуникативной компетентности (таблица 1).

Таблица 1.

Показатели коммуникативной компетентности старших школьников

Компоненты коммуникативной компетентности

Показатель / предмет диагностики

Методика

Когнитивный

Уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Тест коммуникативных умений»

(Л. Михельсон, адаптация

Ю.З. Гильбуха)

Эмоциональный

Умение управлять своими эмоциональными проявлениями в процессе коммуникации

Методика «Диагностика коммуникативного контроля»

(М. Снайдер)

Поведенческий

Наличие коммуникативных умений и навыков, применяя которые в различных ситуациях общения человек может эффективно вести совместную деятельность с другими людьми

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

(В.В. Синявский,

В.А. Федоришин).

 

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В целях решения задач исследования для занятий детских клубов Воронежской региональной общественной детской организации Искра была разработана опытно-экспериментальная программа, основу которой составили таких коммуникативные дисциплины как риторика, культура речи, психология, конфликтология. Особую роль в программе формирования коммуникативной компетентности старших школьников занимал курс «Психология общения».

Программа состояла из еженедельных занятий по 2-3 часа в группе сверстников из 10-15 человек. При этом происходит активное развитие навыков в игровой форме, каждая команда реализовывала свой проект, с каждой группой работали 2 наставника.

Особое внимание было уделено работе в малых группах, в которых создавалась свободная, неформальная атмосфера, налаживалось взаимодействие участников, применялось сочетание разных коммуникативных технологий. В создании и организации малых групп учитывалась длительность работы (кратковременные и долговременные) и функции. Педагог подбирал конкретные приемы для того, чтобы активизировать всех участников.

Использование в группах ролевых и деловых игр оказывало влияние на формирование умений продуктивно выходить из заданных конфликтных ситуаций, приближенных к реальности, умение взаимодействовать и способствовать проявлению организаторских коммуникативных способностей.

Тренинги на занятиях детских клубов ВРОДО Искра подчинили таким специфическим принципам, как принцип активности: активное участие всех членов группы повышает эффективность в достижении целей тренинга; проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений дает возможность осознать, апробировать и потренироваться приемам и способам продуктивного профессионального взаимодействия; принцип исследовательской творческой позиции: в ходе тренинга подростки осознавали, обнаруживали идеи, закономерности, уже известные им из теоретических курсов психологии, а также, что особенно важно, свои личностные ресурсы, возможности, особенности; принцип партнерского общения необходимость учитывать интересы других участников взаимодействия, также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация поставленных целей во многом зависела от того, насколько удавалось сконструировать и организовать такие ситуации, которые реально встречаются в жизни. Поэтому сами подростки, участвовавшие в занятиях детских клубов ВРОДО Искра, часто предоставляли материал для дискуссий и ролевых игр.

2. Изучен уровень развития коммуникативной компетентности подростков в начале, середине и конце посещения занятий в детских клубах ВРОДО Искра. До посещения детских клубов у подростков выявлен низкий уровень коммуникативной компетентности, коммуникативного контроля, коммуникативных и организаторских склонностей.

3. К концу посещения занятий в детских клубах ВРОДО Искра у подростков значимо повысился уровень коммуникативной компетентности (t=4,23 при p≤0,000035) (таблица 2).

Таблица 2.

Различия между показателями коммуникативной компетентности подростков-членов ВРОДО Искра в начале и в конце занятий «Искра»

Переменная

Начало занятий

Конец занятий

tэмп

уровень значимости

Уровень коммуникативной компетентности

13,23

16,54

4,23

р≤0,000035

 

У них сформировались умения и навыки как устанавливать и поддерживать межличностное общение, они научились вступать в контакт с другими людьми, по-разному реагировать на справедливую или несправедливую критику, оказывать и принимать знаки внимания партнеру по коммуникации, обращаться к нему с просьбой, оказывать поддержку и сочувствие.

4. К концу посещения занятий в детских клубах ВРОДО «Искра» у подростков значимо повысился уровень коммуникативного контроля (t=5,81 при p≤0,000001) (таблица 3)

Таблица 3.

Различия между показателями коммуникативного контроля подростков-членов ВРОДО Искра в начале и в конце занятий

Переменная

Начало занятий

Конец занятий

tэмп

уровень значимости

Уровень коммуникативного контроля

3,48

5,45

5,81

р≤0,000001

 

Подростки научились контролировать речь, следить за процессом установления контакта, за выражением эмоций, проявлять гибкость при изменении ситуации в общении, предвидеть впечатление, которое могли произвести на людей.

5. К концу посещения занятий в детских клубах ВРОДО Искра у подростков значимо повысился уровень коммуникативных склонностей (t=5,59 при p≤0,000001) (таблица 4).

Таблица 4.

Различия между показателями коммуникативных склонностей подростков-членов ВРОДО Искра в начале и в середине занятий

Переменная

Начало занятий

Конец занятий

tэмп

уровень значимости

Уровень коммуникативных склонностей

8,08

10,52

5,59

р≤0,000001

 

Повысилась потребность в общении, появилось активное стремление к нему, инициативность, умение быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно вести себя в новом коллективе.

6. К концу посещения занятий у подростков-членов ВРОДО Искра значимо повысился уровень организаторских склонностей (t=1,95 при p≤0,052023) (таблица 5).

Таблица 5.

Различия между показателями организаторских склонностей подростков-членов ВРОДО Искра и контрольной группы в конце занятий детских клубов

Переменная

Начало занятий

Конец занятий

tэмп

уровень значимости

Уровень организаторских контроля

10,45

9,54

1,95

р≤0,052023

 

7. Подтвердилась гипотеза о том, что существуют различия в уровне развития коммуникативной компетентности подростков, занимающихся в детских клубах ВРОДО Искра, в начале и в конце посещения занятий, а именно: уровень конце посещения занятий. Подтвердилась гипотеза о том, что существуют различия в уровне развития коммуникативной компетентности подростков -членов детских клубов ВРОДО Искра, и старшеклассников, не занимающихся в детских клубах данной организации, в начале и в конце посещения занятий, а именно: уровень развития коммуникативной компетентности старших школьников, занимающихся в детских клубах ВРОДО «Искра», будет выше, чем у старших школьников, не занимающихся в детских клубах.

Таким образом, факторы, изменившиеся при проведении формирующего эксперимента по развитию коммуникативной компетентности у старших школьников это: коммуникативный контроль; организаторские способности; коммуникативная склонность; эмоциональная стабильность; эмпатия. Формирование коммуникативной компетентности целесообразно рассматривать как развитие не просто знаний и навыков, а как формирование важных качеств личности, позитивного настроя и интереса к другим людям на трех уровнях: психологическом, интеллектуальном и социальном.

Психологический уровень предполагает формирование готовности к данному виду деятельности, осознание своих возможностей, способностей, интересов. Происходит усвоение теоретических знаний и навыков, овладение навыками коммуникативной компетентности на интеллектуальном уровне. На социальном уровне появляются представления о социальном статусе человека, обладающих данной компетентностью, востребованности в разнообразных средах общения

Условно можно выделить следующие этапы обучения [3]. Начальный этап охватывает примерно первый год, его цель - адаптировать старших школьников к новым учебным программам, новым требованиям при коммуникациях на занятиях в детских клубах ВРОДО Искра. Основной этап  (2 и 3 годы) характеризуется осуществлением организаторской и проектно-командной деятельности. Заключительный этап (выпуск) основывается на сформированном на предыдущих этапах обучения и отработки коммуникативных навыков и реализации командных проектов во внешней среде.

Результаты могут быть использованы для обоснования использования данного комплекса в школах и детских клубах для развития для развитие и коррекции коммуникативной компетентности у старших школьников.

 

Список литературы:
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2016. – 282 с.
2. Галич Г. О. Обучение в школе как фактор развития коммуникативной компетентности детей и подростков / Г. О. Галич // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2008. – № 7. – С. 124-128.
3. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с. 
5. Raven, J. Development and Release. Unionville, New York: Royal Fireworks Press, 1997.-  253p