Статья:

Психологический аспект подготовки пианиста к выступлению на сцене

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Нарежная Е.А. Психологический аспект подготовки пианиста к выступлению на сцене // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(54).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологический аспект подготовки пианиста к выступлению на сцене

Нарежная Елизавета Андреевна
студент, ГПОУ "Саратовский областной колледж искусств" Филиал в г. Марксе, РФ, г. Маркс
Золотавина Людмила Владимировна
научный руководитель, преподаватель отделения фортепиано, ГПОУ "Саратовский областной колледж искусств" Филиал в г. Марксе, РФ, г. Маркс

 

Сценическое волнение - явление естественное и весьма распространённое. Содержит ряд позитивных моментов,  способствующих  более яркому, эмоционально-окрашенному раскрытию музыкальных образов при исполнении. Вместе с тем, страх учащихся перед сценой порой бывает настолько велик, что делает невозможным успешное выступление  на экзаменах, зачётах и т. д., несмотря на качественный уровень подготовки. Задача педагога - научить юных музыкантов справляться с негативными явлениями сценического волнения, настроить на состояние оптимальной концертной готовности, состоящей из физических, умственных и эмоциональных факторов. Хорошее физическое самочувствие пианиста  на  сцене является целью психологической подготовки к выступлению. 

Ф.Лист утверждал: «Техника рождается из духа». Прогрессивные исследования, трактующие музыкальное исполнительство, как психофизиологический акт, оценивают роль психологии как более весомого фактора в формировании мастерства будущего музыканта.

Предстоящее выступление студента перед публикой создаёт иногда такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста,  темперамента, уровня  знаний и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения.

Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

Стоит заметить, что  самочувствие ученика  перед концертным выступлением в значительной мере зависит и от психологического состояния его педагога, который должен уметь вселять бодрость и энтузиазм, призывать  к спокойствию и уверенности в своих силах, то есть быть для него    своеобразным психотерапевтом.

Как же научиться владеть собой перед публикой? Психологи настоятельно советуют  тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно и ежечасно. По мнению педагогов, занимающимися вопросами музыкальной психологии, вредные житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно откладывая на завтра то, что необходимо сделать сегодня, студент- музыкант может расстроить функции памяти, так как нерешительность ослабляет характер. Музыкант-исполнитель не может, подобно поэту или художнику выбирать для работы самые удачные минуты - он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения и  физического состояния. Здесь необходима гибкость, способность максимально  сосредоточиться на важности данного момента-то самое «здесь и сейчас».Данные качества можно выработать регулярной тренировкой, ежедневной концентрацией волевых усилий во время самостоятельных занятий.

Известно, что в момент выхода на концертную площадку у исполнителя значительно учащается пульс, часто «сбивается» дыхание. Чтобы научиться преодолевать подобное состояние и управлять своим телом, рекомендуется регулярно ,перед исполнением концертной программы, выполнять дома и в классе 50 прыжков или 30 приседаний для учащения пульса. Это упражнение приучит организм адекватно реагировать на игру в стрессовой сценической обстановке.

Неуверенность юных музыкантов на сцене чаще всего связана с недоработками, боязнью забыть нотный текст. Как правило, волнуются от того, что боятся забыть, а забывают от того, что волнуются!

Необходимо надёжно, качественно и прочно запоминать нотный текст, уверенно знать каждое произведение, чтобы «застраховаться» от любых негативных форм сценического волнения. Это спасает, как правило, от неожиданных потерь во время игры и позволяет всецело думать о музыке в процессе исполнения на концертной эстраде.

Уверенность движений  пианиста так же  важна, как и  уверенность памяти. Если движения рук и пальцев становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры. Необходимо помнить, что лишние напряжения аппарата во время подготовительной работы часто перерастают при выступлении до состояния «зажима», мешающего полноценному исполнению.

Активность слуха юного музыканта, непосредственно связанная с гармоничным эмоциональным тонусом,  способствует естественной управляемости пианистического аппарата, а чрезмерная эмоциональная напряжённость приводит, как правило, к мышечному перенапряжению, которое нарушает нормальное функционирование техники.

Волнение перед концертным выступлением  не всегда плохо. У него есть и  положительная, и стимулирующая сторона. Волнение  необходимо и полезно как состоявшемуся артисту,  так и студенту,  поскольку  помогает им раскрыть такие потенциальные исполнительские возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявляться полностью. Без повышенного эмоционального состояния не может быть истинного артистического подъема, того уникального образно-художественного воздействия на публику, которое является основой музыкального искусства. Концертные выступления учащихся представляют собой своеобразные  ступени в их развитии, демонстрируют уровень личностной наполненности и зрелости. Они являются необходимой профессиональной, психологической, адаптационной и социальной проверкой возможностей ученика.  Всё это, несомненно, - положительные стороны концертных волнений, их стимулирующий характер.

Юному исполнителю необходима установка на успех, имеющая очень важное функциональное значение. Быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу – вот что такое сценическая установка. Роль преподавателя в создании атмосферы доверия, доброжелательства ,психологического комфорта трудно переоценить.

Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже способен он художественно истолковывать сочинение и, следовательно, тем легче ему направить своё волнение в русло творческих задач. «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё - не только зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер).

Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует; каждый педагог должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки юных пианистов к концертному выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, возраст, темперамент, степень  зрелости творческой личности.    Будущий настоящий  музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить  достойным посредником между композитором и слушателем, показать то лучшее, на что он способен. Хочется, чтобы юный пианист верил в свои творческие силы, поставил под контроль не только работу над техникой, звуком, стилем и т. д., но и постоянную работу над владением собой.

 

Список литературы:
1. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» М.: «Музыка», 1988.
2. Бычков Ю. Н. «Проблема смысла в музыке». Музыкальная конструкция и смысл: сб., вып. 151. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1999.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Неосознаваемые процессы». Введение в общую психологию М.: МГУ, 1988.
4. ГольденвейзерА.Б. «Об исполнительстве» Вопросы фортепианного исполнительства: Вып.1 М.: 1965.
5. ГотсдинерА.Л. «Подготовка учащихся к концертным выступлениям». Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3. М.: 1991.
6. Гофман И. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» М.: «Москва», 1961.
7. Маккиннон Л. «Игра наизусть» М.: «Музыка», 1967.
8. Петрушин В.И. «Музыкальная психология» М.: «Академический проект», 1991. 
9. Перельман Н.Е. «В классе рояля» М.: «Музыка», 1981.
10. Савшинский С. И. «Работа пианиста над музыкальным произведением» М.: «Классика-XXI», 2004.
11. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М.: «Музыка» 2009.
12. ФейнбергС.Е. «Путь к мастерству» Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. М.: «Музыка», 1965.
13. Цыпин Г. М. «Исполнитель и техника» М.: «Academia», 1999.
14. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». М.; «Просвещение» :1984. 
15. Щапов А.П. «Некоторые вопросы фортепианной техники» М.: «Музыка», 1968.