Психологический аспект подготовки пианиста к выступлению на сцене
Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Психологический аспект подготовки пианиста к выступлению на сцене
Сценическое волнение - явление естественное и весьма распространённое. Содержит ряд позитивных моментов, способствующих более яркому, эмоционально-окрашенному раскрытию музыкальных образов при исполнении. Вместе с тем, страх учащихся перед сценой порой бывает настолько велик, что делает невозможным успешное выступление на экзаменах, зачётах и т. д., несмотря на качественный уровень подготовки. Задача педагога - научить юных музыкантов справляться с негативными явлениями сценического волнения, настроить на состояние оптимальной концертной готовности, состоящей из физических, умственных и эмоциональных факторов. Хорошее физическое самочувствие пианиста на сцене является целью психологической подготовки к выступлению.
Ф.Лист утверждал: «Техника рождается из духа». Прогрессивные исследования, трактующие музыкальное исполнительство, как психофизиологический акт, оценивают роль психологии как более весомого фактора в формировании мастерства будущего музыканта.
Предстоящее выступление студента перед публикой создаёт иногда такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста, темперамента, уровня знаний и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения.
Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.
Стоит заметить, что самочувствие ученика перед концертным выступлением в значительной мере зависит и от психологического состояния его педагога, который должен уметь вселять бодрость и энтузиазм, призывать к спокойствию и уверенности в своих силах, то есть быть для него своеобразным психотерапевтом.
Как же научиться владеть собой перед публикой? Психологи настоятельно советуют тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно и ежечасно. По мнению педагогов, занимающимися вопросами музыкальной психологии, вредные житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно откладывая на завтра то, что необходимо сделать сегодня, студент- музыкант может расстроить функции памяти, так как нерешительность ослабляет характер. Музыкант-исполнитель не может, подобно поэту или художнику выбирать для работы самые удачные минуты - он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения и физического состояния. Здесь необходима гибкость, способность максимально сосредоточиться на важности данного момента-то самое «здесь и сейчас».Данные качества можно выработать регулярной тренировкой, ежедневной концентрацией волевых усилий во время самостоятельных занятий.
Известно, что в момент выхода на концертную площадку у исполнителя значительно учащается пульс, часто «сбивается» дыхание. Чтобы научиться преодолевать подобное состояние и управлять своим телом, рекомендуется регулярно ,перед исполнением концертной программы, выполнять дома и в классе 50 прыжков или 30 приседаний для учащения пульса. Это упражнение приучит организм адекватно реагировать на игру в стрессовой сценической обстановке.
Неуверенность юных музыкантов на сцене чаще всего связана с недоработками, боязнью забыть нотный текст. Как правило, волнуются от того, что боятся забыть, а забывают от того, что волнуются!
Необходимо надёжно, качественно и прочно запоминать нотный текст, уверенно знать каждое произведение, чтобы «застраховаться» от любых негативных форм сценического волнения. Это спасает, как правило, от неожиданных потерь во время игры и позволяет всецело думать о музыке в процессе исполнения на концертной эстраде.
Уверенность движений пианиста так же важна, как и уверенность памяти. Если движения рук и пальцев становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры. Необходимо помнить, что лишние напряжения аппарата во время подготовительной работы часто перерастают при выступлении до состояния «зажима», мешающего полноценному исполнению.
Активность слуха юного музыканта, непосредственно связанная с гармоничным эмоциональным тонусом, способствует естественной управляемости пианистического аппарата, а чрезмерная эмоциональная напряжённость приводит, как правило, к мышечному перенапряжению, которое нарушает нормальное функционирование техники.
Волнение перед концертным выступлением не всегда плохо. У него есть и положительная, и стимулирующая сторона. Волнение необходимо и полезно как состоявшемуся артисту, так и студенту, поскольку помогает им раскрыть такие потенциальные исполнительские возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявляться полностью. Без повышенного эмоционального состояния не может быть истинного артистического подъема, того уникального образно-художественного воздействия на публику, которое является основой музыкального искусства. Концертные выступления учащихся представляют собой своеобразные ступени в их развитии, демонстрируют уровень личностной наполненности и зрелости. Они являются необходимой профессиональной, психологической, адаптационной и социальной проверкой возможностей ученика. Всё это, несомненно, - положительные стороны концертных волнений, их стимулирующий характер.
Юному исполнителю необходима установка на успех, имеющая очень важное функциональное значение. Быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу – вот что такое сценическая установка. Роль преподавателя в создании атмосферы доверия, доброжелательства ,психологического комфорта трудно переоценить.
Чем шире жизненный и творческий кругозор исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче и глубже способен он художественно истолковывать сочинение и, следовательно, тем легче ему направить своё волнение в русло творческих задач. «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё - не только зрителей, зал, но и самого себя» (С. Т. Рихтер).
Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует; каждый педагог должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки юных пианистов к концертному выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, возраст, темперамент, степень зрелости творческой личности. Будущий настоящий музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить достойным посредником между композитором и слушателем, показать то лучшее, на что он способен. Хочется, чтобы юный пианист верил в свои творческие силы, поставил под контроль не только работу над техникой, звуком, стилем и т. д., но и постоянную работу над владением собой.