КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
В настоящее время компьютерные игры стали одним из самых востребованных видов развлечений, доступным для широкого круга пользователей. Однако, вместе с их распространением возникла проблема компьютерной игровой зависимости. Компьютерная игровая зависимость определяется как патологическое, излишнее увлечение компьютерными играми, которое приводит к отрицательным последствиям для физического и психического здоровья человека. В последние годы все больше исследований уделяется изучению связи между компьютерной игровой зависимостью и психической напряженностью. Целью данного исследования является рассмотрение этой связи и выявление ее последствий.
С психологической перспективы компьютерная игровая зависимость рассматривается как сложное состояние, включающее мотивационные, когнитивные и эмоциональные аспекты [1]. Исследования в этой области помогают понять механизмы зависимости, факторы риска и последствия для психологического благополучия. Это знание может быть использовано для разработки эффективных стратегий профилактики и лечения компьютерной игровой зависимости и повышения качества жизни у тех, кто страдает от этого состояния.
Для достижения цели исследования был проведен обзор отечественной и зарубежной литературы по теме компьютерной игровой зависимости и ее влиянию на психическую напряженность. Были также проведены опросы и тесты среди пользователей компьютерных игр с использованием стандартизированных инструментов для измерения уровня игровой зависимости и психической напряженности. С целью получения наиболее точного результата при измерении уровня компьютерной зависимости были взяты две методики: тест Такера на выявление игровой зависимости И. А. Коныгина и тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета С. В. Краснова [2]. Для измерения же психической напряженности была взята шкала НПН Т. А. Немчин [3]. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу для выявления корреляции, использовалась ранговая корреляция Спирмена.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Путём использования математической статистики, мы определили ранг каждого ответа респондента, в последствии посчитав разницу (di) между рангами первого и второго параметров, НПН и компьютерная игровая зависимость соответственно.
Вычисление коэффициента корреляции Спирмена
N |
35 |
∑di2 |
2812,5 |
Rs |
0,61 |
rкрит |
0,43 |
Результаты исследования показали, что компьютерная игровая зависимость положительно коррелирует с психической напряженностью. Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что компьютерная игровая зависимость может приводить к повышению психической напряженности у пользователя. Конечно же, мы не можем с уверенностью утверждать, что психическая напряженность непосредственно связана с компьютерной игровой аддикцией, однако, всё же существует связь, между долгими и продолжительными игровыми сеансами и физическим дискомфортом и последующими отклонениями, по типу: плохое зрение, недосып, боли в спине и шее, что в свою очередь выливается в повышенный риск развития стрессового состояния и появления психической напряженности.
Результаты исследования подтверждают необходимость более глубокого понимания проблемы компьютерной игровой зависимости и ее влияния на психическую напряженность. Для предотвращения и лечения компьютерной игровой зависимости важно разрабатывать эффективные меры, включающие просвещение и информирование общественности, разработку программ реабилитации и поддержку отказавшихся от зависимости. Дополнительные исследования требуются для более глубокого понимания механизмов взаимосвязи между компьютерной игровой зависимостью и психической напряженностью.
Компьютерная игровая зависимость может иметь отрицательное влияние на психическую напряженность человека, приводя к повышенному уровню тревоги и стрессу. Результаты исследования подчеркивают важность предотвращения и лечения компьютерной игровой зависимости, а также необходимость проведения дополнительных исследований для более глубокого понимания этой проблемы и разработки эффективных мер по ее решению.