Факторы макро- и микросреды негативно сказывающиеся на социально-психологическом климате в коллективе
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Факторы макро- и микросреды негативно сказывающиеся на социально-психологическом климате в коллективе
В настоящий момент повсеместно складывается тенденция к росту социального взаимодействия на различных уровнях общества, а также в различных его сферах. Это проявляется, безусловно, и в рабочих областях. Согласно мнению широкого круга экспертов, занимающихся изучением социальных взаимодействий в обществе, среди значимых аспектов, которые способствуют производительной и плодотворной деятельности на работе, является благоприятный социально-психологический климат в коллективе. [1]
Тенденциозность проблемы социально-психологического климата создаёт определённую потребность в формировании положительного состояния участников коллектива, которая бы проявлялась в их благоприятных ощущениях в его рамках.[2 ] Следовательно, это обуславливает необходимость определения соответствующих условий в коллективе, которые бы поспособствовали продуктивной деятельности отдельных его участников и всего коллектива в целом, как единого механизма. Вышеизложенные аспекты являются основанием актуальности данной тематики в современных условиях.
Стоит понимать, что социально-психологический климат в коллективе – это понятие, которое обладает глубоким смыслом и несёт в себе многообразные характеристики состояния в коллективе, которые формируются исходя из различных условий, называемых факторами. Для адекватной оценки данных факторов, грамотного и достоверного их анализа, прежде всего, следует, обратиться к терминологии понятия социально-психологический климат. Данное понятие в психологии существует относительно давно, и за время своего существования, оно было определено различными выдающимися психологами и теоретиками, однако проанализировав разнообразные материалы, можно заключить следующее. Под понятием социально-психологического климата понимается некий ключевой психологический настрой, превалирующий в социальной группе, который проявляется в форме взаимоотношений участников этой группы, а также в их отношении к коллективу в целом, внешним и внутренним проявлениям.
На формирование определенного социально-психологического климата в коллективе влияет ряд факторов, из которых выделяют две группы: первая группа – это факторы, характеризуемые макросредой, вторая группа – микросредой. Говоря о факторах макросреды, прежде всего, стоит понимать, что к ним относятся факторы, формируемые под действием глобальных внешних проявлений, таких как общественный строй социума, в котором этот коллектив находится, а также его мораль. Этот фактор оказывает влияние на социально-психологический климат коллектива в большинстве своем через отношение к труду. Те нормы, что приняты и одобряемы обществом, а также мораль непосредственно влияют и на нормы в рамках коллектива. Большое влияние на формирование социально-психологического климата коллектива имеют такие характеристики, как гендер, возраст, социальное положение, образование и т. д. его участников. Соответственно, можно оценить, какие факторы макросреды будут являться негативными для определенного коллектива.
Половой состав коллектива очень сильно сказывается на социально-психологическом климате, и негативным фактором относительно данной характеристики является существенное преобладание какой-либо половой группы внутри коллектива, что обусловлено различными подходами к деятельности среди мужчин и женщин.
Возраст участников коллектива, идентично с половым составом, оказывает влияние на определённые особенности формирования социально-психологического климата. Следует выделить негативный фактор данной категории, он связан с превышением оптимальной разницы возраста участников. Иными словами это называется «возрастным расслоением», которое характеризуется превышением разницы возраста на 15 и более лет между участниками. Данный фактор негативно сказывается на климате в коллективе и характеризуется формированием возрастных групп.
Второй группой факторов, оказывающих влияние на климат внутри коллектива, являются факторы микросреды. Они действуют непосредственно внутри коллектива. Их проявление в основном зависит от руководителя. Следует понимать, что говоря о микросреде, нельзя обойти стороной тот факт, что она формируется на основе материальной и социальной среды, именно по этому признаку классифицируются факторы микросреды. Таким образом, среди факторов материальной среды выделяют:
- характер выполняемой деятельности;
- условия для деятельности;
- уровень организации деятельности;
- стимулирование деятельности.
Неблагоприятные условия для деятельности являются причинной, по которой социально-психологический климат, может с течением времени приходить в упадок, но не создавать его. Монотонность труда также отрицательно сказывается на социально-психологическом климате в коллективе. Организация же труда оказывает влияние на социально-психологический климат в том случае, если она имеет в себе недостатки.
Говоря о социальной микросреде, следует выделить следующие факторы:
- система стимулирования и оценки деятельности участников коллектива;
- индивидуальные психологические черты участников, в том числе и руководителя;
- личность руководителя, особенности его взаимодействия с участниками.
Отсутствие определённого морального стимула в процессе деятельности коллектива губительно сказывается на социально-психологическом климате, а отсутствие должной оценки труда со стороны руководителя приводит его участников к отрицательному эмоциональному восприятию деятельности. Также на это влияют постоянно меняющиеся требования к деятельности и дефицит личного примера руководства.[3]
Резюмируя, можно заключить, что социально-психологический климат – это сложное понятие, требующее детального изучения. Оно определяется результатом взаимодействия участников коллектива и проявляется в общем настроении и эмоциональном состоянии коллектива, в индивидуальной рефлексии каждого из участников, оценке качества жизни и деятельности человека как личности в коллективе. Для грамотной работы с коллективом руководитель коллектива должен знать ряд факторов, которые могут оказать негативное влияние на социально-психологический климат, а также признаки, характеризующие его проявление, и иметь при этом объективную оценку этого явления.