Статья:

Взаимосвязь принадлежности к молодёжной субкультуре и некоторых особенностей личности у подростков

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Рожнова М.А. Взаимосвязь принадлежности к молодёжной субкультуре и некоторых особенностей личности у подростков // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь принадлежности к молодёжной субкультуре и некоторых особенностей личности у подростков

Рожнова Мария Анатольевна
студент 4 курса, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Леснянская Жанна Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

В настоящее время становится всё более актуальным тщательное исследование всех течений и направлений молодёжных субкультур. Понятие «молодежная субкультура» относительно молодое, и, в течение последних 50-60 лет возникало множество молодежных направлений, в основном ориентированных на западную культуру. Но в современной России формирование подростковых субкультур имеет свои, отличимые от Запада специфические предпосылки. Это и отсутствие официальных молодежных организаций, это и сложившаяся социально-экономическая обстановка в нашей стране за последние годы, когда идет расслоение общества на богатых и бедных, а во многом и находящихся за чертой бедности, это и отсутствие в школах кружков, клубов по интересам, которые вынесены за пределы учебного заведения, в котором осталась только «услуга» образования. В связи с этим в современном обществе происходит трансформация ценностей, и, если в Советском Союзе все, что было связано с культурой, образованием, воспитанием носило идеологический характер, направленный на построение в стране коммунизма, то в настоящее время, в связи со сменой строя и идеологии, ушло в прошлое. Молодежи предлагается принятие тех ценностей, которые несут отпечаток прошлых поколений, сложившихся правил и норм поведения, что вызывает протест у подрастающего поколения. Подростков не удовлетворяют общепринятые развлечения и способы времяпровождения, и они придумывают себе свой стиль поведения, свои социально-культурные ценности. Все это направлено на то, чтобы эффективно приспособиться к изменившейся социокультурной среде. Огромную роль в отторжении общепринятых норм поведения играют средства массовой информации, телевидение, киноиндустрия, компьютерные игры, интернет. В настоящее время интернет выступает как быстрое средство общения и распространение субкультур в массы подростков.

Изучение взаимосвязи принадлежности к подростковым субкультурам и некоторых особенностей личности подростка представляется актуальным, поскольку развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды (Л.Д. Столяренко, 2004). У детей в подростковом возрасте такой средой является группа сверстников, с которой он общается вне школы и школьный класс. В группе сверстников у подростков формируются навыки, которые необходимы для перехода во взрослую жизнь. Считается что принадлежность подростка к субкультурной группе, с одной стороны, удовлетворяет его потребности в общении, способствует самораскрытию, самовыражению и формированию своего собственного «Я», но с другой стороны участие в группах с деструктивной направленностью оказывает негативное влияние на личность подростка и влечет за собой слом психики или более тяжелые последствия.

Нами была поставлена цель: изучение взаимосвязи принадлежности к молодёжной субкультуре и некоторых особенностей личности у подростков. Мы предположили, что существует взаимосвязь между принадлежностью к молодёжной субкультуре и некоторыми особенностями личности у подростков, а именно склонностью к отклоняющемуся поведению и системой ценностей.

В соответствии с задачами исследования, нами был осуществлён теоретический анализ по проблеме. Теоретически изучены особенности подросткового возраста, рассмотрено понятие субкультуры, классификацию молодежных субкультур.

Нами было осуществлено эмпирическое исследование взаимосвязи принадлежности к молодёжной субкультуре и некоторых особенностей личности у подростков. Оно было осуществлено в МБОУ СОШ с. В-Усугли. Для проведения исследования нами был взят 8 класс в количестве 15 человек, возраст учащихся составляет 13–14 лет. Мы подобрали методики в соответствующие поставленным задачам исследования.

Пакет методик включает разработанную нами анкету на выявление принадлежности подростков к какой-либо субкультуре, методику «Ценностные ориентации» М. Рокича и методику «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орёл.

Разработанная нами анкета необходима для того, чтобы понять, к каким субкультурам относят себя подростки и относят ли вообще. На основании результатов данной анкеты будет выявлено положительное и отрицательное влияние тех или иных подростковых субкультур на личность подростков.

Обратимся к результатам, полученным в ходе исследования. По данным этой анкеты стало ясно, что 66,7% данного класса не причисляют себя ни к какой субкультуре, считая, что все субкультуры «чертят рамки», ограничивают людей в выборе стиля одежды, и образцов поведения. Эти подростки считают себя свободными и не зависимыми от каких-либо стереотипов, образцов поведения.

33,3% из класса причислили себя к альтернативной субкультуре, считая себя альтернативщиками, объяснили они это таким образом, что им присущ стиль HardCore и течение Мейнстрим, многие из них предпочитает слушать группу LinkiPark. Они предпочитают носить широкую одежду, так же их образ сопровождается наличием пирсингов.

Для выявления отрицательного влияния субкультур на личность подростков нами была выбрана методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орёл. При обработке результатов мы разделили тех детей, которые отнесли себя к альтернативной субкультуре и тех детей, которые не отнесли себя ни к какой субкультуре.

1.  Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала).

Показатели от 50 до 60Т-баллов свидетельствуют об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.

2.  Шкала склонности к преодолению норм и правил. Результаты, лежащие в диапазоне 50–60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

3.  Шкала склонности к аддиктивному поведению. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4.  Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5.  Шкала склонности к агрессии и насилию. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.

6.  Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Показатели, лежащие в пределах 60–70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

7.  Шкала склонности к делинквентному поведению.Результаты, находящиеся в диапазоне 50–60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

8.  Шкала принятия женской социальной роли (только для женского варианта) Результаты, находящиеся в диапазоне 50–60 Т-баллов свидетельствуют об адекватном уровне принятия испытуемой женской социальной роли.

Полученные данные представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1.

Средние показатели методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» среди детей, которые не отнесли себя к какой-либо субкультуре

Шкалы

Показатель

Шкала установки на социально желательные ответы

56

Шкала склонности к преодолению норм и правил

53,5

Шкала склонности к аддиктивному поведению

49,5

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

45,5

Шкала склонности к агрессии и насилию

43

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

55

Шкала склонности к делинквентному поведению

56

 

В таблице 2 приведены результаты средних показателей методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» среди детей, которые отнесли себя к субкультуре «альтернативщики».

Таблица 2.

Средние показателей методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» среди детей, которые отнесли себя к субкультуре «альтернативщики»

Шкалы

Показатель

Шкала установки на социально желательные ответы

57

Шкала склонности к преодолению норм и правил

54,5

Шкала склонности к аддиктивному поведению

50

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

47,5

Шкала склонности к агрессии и насилию

45

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

55

Шкала склонности к делинквентному поведению

54

 

Обработав результаты и сравнив результаты методики детей относящих себя к субкультуре и не относящих себя к субкультуре, было выяснено, что полученные данные не имеют существенного отличия.

Для определения положительного влияния субкультур на личность подростка нами была выбрана методика «Ценностых ориентаций» М. Рокича

Данная методика измеряет значимость тех или иных ценностей для личности. Мы выбрали эту методику, потому что она позволяет выявить, какие ценности являются более значимыми для подростков.

Результаты данного исследования представлены в таблице 3, 4.

Таблица 3.

Средние результаты показателей значимости по списку терминальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

Список «терминальных ценностей»

Учащиеся, принадлежащие к субкультуре

Учащиеся, не принадлежащие к субкультуре

активная деятельная жизнь

3,65

3,56

жизненная мудрость

4,14

3,59

здоровье

3,32

3,40

интересная работа

3,46

3,32

красота природы и искусства

3,15

3,35

любовь

3,87

4,00

материально обеспеченная жизнь

3,60

3,55

наличие хороших и верных друзей

4,35

3,93

общественное призвание

3,48

3,35

познание

3,18

3,22

продуктивная жизнь

4,42

4,33

развитие

3,95

3,48

развлечения

4,22

4,13

свобода

3,10

3,18

счастливая семейная жизнь

3,62

3,51

счастье других

3,47

3,34

творчество

3,34

3,47

уверенность в себе

3,12

2,94

 

Таблица 4.

Средние результаты показателей значимости по списку инструментальных ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича

Список «инструментальных ценностей»

Учащиеся, принадлежащие к субкультуре

Учащиеся, не принадлежащие к субкультуре

аккуратность

3,31

3,30

воспитанность

4,40

4,45

высокие запросы

3,39

3,56

жизнерадостность

3,85

4,15

исполнительность

3,43

3,46

независимость

3,62

3,40

непримиримость к недостаткам в себе и других

3,24

3,20

образованность

4,26

4,12

ответственность

3,45

3,85

рационализм

3,04

3,18

самоконтроль

4,29

4,35

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

3,28

3,34

твердая воля

3,30

3,00

терпимость

3,66

3,54

широта взглядов

3.30

3,00

честность

3,35

3,00

эффективность в делах

3,64

3,44

чуткость

4,10

4,20

 

Таким образом, при изучении ценностей подростков принадлежащих и не принадлежащих к субкультуре было обнаружено, что средние показатели результатов иерархии ценностей отличаются не существенно, а это означает, что принадлежность к субкультуре, не имеет влияния на личность подростка.

 

Список литературы:
1. Гатиатуллина Э.Р. Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ // Молодой ученый. – 2013. – №10. – 630–634 с.
2. Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: Специфика идентичности. – М.: КРАСАНД, 2010. – 160 с.
3. Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России «Знание. Понимание. Умение». 2008. – 25 с.