Статья:

Современные подходы к этапам психологического консультирования на примере работ зарубежных авторов

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Еникеев Т.М. Современные подходы к этапам психологического консультирования на примере работ зарубежных авторов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(39).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные подходы к этапам психологического консультирования на примере работ зарубежных авторов

Еникеев Тимур Маратович
студент, кафедра психологии, УЦ Европейская академия профессионального развития кадров, РФ, г. Саратов

 

MODERN APPROACHES TO THE STAGES OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING ON THE EXAMPLE OF THE WORKS OF FOREIGN AUTHORS

 

Timur Enikeev

Student, Department of Psychology UC "European Academy of Professional Personnel Development", of the Russian Federation, Saratov

 

Аннотация. Научная статья описывает основные понятия этапов проведения психологического консультирования. Опираясь на опыт зарубежных практиков, раскрывает возможные и указывает на желательные моменты связанные с пост-консультативной работой, на что лучше всего обратить внимание при работе с клиентом для наиболее позитивной динамики работы с ним.

Abstract. The scientific article describes the basic concepts of the stages of psychological counseling. Based on the experience of foreign practitioners, it reveals the possible and desirable points associated with post-consulting work, which is best to pay attention to when working with a client for the most positive dynamics of working with him.

 

Ключевые слова: психотерапия, психолог, психологическое консультирование, этапы психотерапии.

Keywords: psychotherapy, psychologist, psychological counseling, stages of psychotherapy.

 

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий. Синтезированный с описаниями, имеющимися в зарубежной литературе, также опыт зарубежных практиков, позволяет с достаточной степенью обоснованности выделить четыре этапа психологического консультирования значимые в функциональном и содержательном смысле.

Первый этап: «Начальный этап», вхождения в ситуацию психологической помощи

Ориентировка в проблеме, установление контакта и рабочих отношений, принятие решения о проживании предложенного курса консультативного или психотерапевтического процесса – по времени этот этап может занять одну встречу или развернуться в продолжение нескольких консультативных бесед. Дело в том, что подчас формальное согласие войти в ситуацию психологической помощи не означает фактического принятия ее клиентом. И только после завершения процесса принятия личности психолога-консультанта клиент сможет принять саму ситуацию психологической помощи.

Со стороны клиента первый этап работы может сопровождаться сомнениями, колебаниями, сопротивлением, проявляющимися в нежелании принять определение ситуации психологом, в агрессивном, враждебном либо, наоборот, чрезмерно зависимом отношении, возникновении сексуального интереса, – т.е. всей той гаммой переживаний, которая характерна для проявления защит, препятствующих установлению доверительных и уважительных рабочих отношений.

Второй этап: этап действования и проживания ситуации психологической помощи.

Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами. Это пространство для возникновения и проявления специфических психологических феноменов, свойственных консультативной и психотерапевтической работе, формируемых той или иной психотерапевтической или консультативной парадигмой и техникой.

Со стороны клиента эта стадия характеризуется чрезвычайно напряженными и насыщенными переживаниями, обилием личностного материала, всплывающего во всем своем многообразии во время и в промежутках между консультативными беседами и психотерапевтическими сеансами. Критериями успешного прохождения данного этапа могут служить спонтанно возникающие чувства облегчения и благодарности.

Третий этап: этап вхождения в новый опыт

Это стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем. На данном этапе психологической помощи клиент переводит свое новое постижение себя и мира в пространство действий, формирует и формулирует новые мотивы и цели, новые жизненные ценности и стратегии, испытывает удивление, сомнение, восторг, ощущение преодоления прежних препятствий, нахождение выхода и – вместе с тем – сомнения, желания поддержки, потребность понять, «что же со мной было». Это этап расставания с собой прежним и возврата к «подлинному себе».

Со стороны клиента типичными проявлениями могут стать чувства неуверенности в своих силах, колебания от грусти к радости, страх предстоящей разлуки с психологом («Как же я теперь буду без вас?») и подобные чувства, связанные с вхождением в иное семантическое пространство, в иные способы бытия.

Четвертый и последний этап – этап вхождения в повседневность, обогащенный новым опытом

Это заключительная стадия основной психологической консультативной и терапевтической работы. Как и завершение любого дела, где, данный этап чрезвычайно важен во многих отношениях. Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом-психотерапевтом такие как подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и консультативного (терапевтического) процесса, анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной самостоятельности и самодостаточности, переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы, нахождение «золотой середины» между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.

Для клиента завершающая стадия совместной работы достаточно трудна. Трудности эти связаны и с прекращением эмоционально насыщенных отношений, когда человек чувствовал себя защищенным, и с определенным страхом вхождения в «настоящую» жизнь, где невозможно бывает переиграть еще раз ситуацию и где подчас у человека вообще нет никакой страховки. Ведь ценность отношений с психологом в том и состоит, между прочим, что они – самостоятельная ценность и представляют собой «роскошь человеческого общения», далеко не всегда достижимую в жизни, а в чистом, целебном, ничем не замутненном виде возможную только в ситуации психологической помощи. Понять опасения клиента, вселить уверенность в него, указать на то, что в случае необходимости он может рассчитывать на несколько поддерживающих встреч – такова, в принципе, схема завершающего этапа. Вовремя освободить жизненное пространство клиента от себя – одна из профессионально важных, если не важнейшая задача психолога на последнем этапе.

Таким образом, можно сделать вывод, что прохождение основных этапов психологического консультирования наиболее экологично влияют на клиента, на его осознания в ходе консультаций. Заодно, придерживаясь поэтапной работы можно ускорить процесс прогресса консультаций, но не стоит забывать об уникальности каждого клиента.

 

Список литературы: 
1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – с. 336;
2. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2012. .-с. 736;
3. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс.  М.: Эксмо-Пресс, 2012 г. – с. 417;
4. Стоун Дж.Л. Консультирование / Дж.Л. Стоун – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 396 с.