Статья:

Эмоциональный интеллект: сравнительный анализ у студентов разных специальностей

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Серик к.А. Эмоциональный интеллект: сравнительный анализ у студентов разных специальностей // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эмоциональный интеллект: сравнительный анализ у студентов разных специальностей

Серик кажы Айша Русланкызы
студент, Университет «Туран», Казахстан, г. Алматы

 

Студенчество – переходный этап в жизни, который определяет будущее человека, максимально активное временя интенсивного саморазвития, связанный с обучением в высшем учебном заведении.

По определению Л.Д. Столяренко, студенческий возраст – это особая социальная категория людей, организационно объединенных высшим учебным заведением [1]. И.А. Зимняя характеризует студенчество как организацию людей, целенаправленно, систематически овладевающих навыками и профессиональными знаниями, которые впоследствии будут отличаться высоким образовательным и культурным уровнем, а также высокой познавательной мотивацией [2]. По Б.Г. Ананьеву, период жизни от 17 до 25 лет является завершающим этапом в формировании личности, основная стадия профессионализации [3].

Архипова И.В., Ярыгина П.П., исследуя проблему развития эмоционального интеллекта у студентов, указывают на актуальность в настоящее время не только повышения личностного потенциала, но и необходимость грамотного психологического сопровождения становления личности обучающихся в процессе их профессионализации [4, с. 11]. 

Таким образом, в современных условиях особое значение приобретает вопрос развития эмоционального интеллекта студентов, особенно на начальных этапах специализированной подготовки.

Профессиональная деятельность студентов включает множество различных аспектов, таких как, восприятие, осознание, принятие, различие, управление своих эмоций и чувств, а также эмоции других людей.

Этот комплекс умений позволяет студенту определить причину возникновения определенной эмоции, умение переходить от одной эмоции к другой, различать свои эмоции от эмоций окружающих, осознавать реальную действительность, умение использовать определенную информацию с целью управления и понимания своего поведения и поведения других, предполагать последствия развития какой-либо ситуации. 

Целью данной работы является изучение и сравнение уровня эмоционального интеллекта у студентов разных специальностей.

В исследование приняли участие студенты, получающие техническое и гуманитарное образование, в количестве 60 человек в возрасте от 19 до 22 лет (30 человек – студенты специальности IT, и радиотехника, электроника и телекоммуникации, 30 человек – студенты специальности психология и юриспруденция). Сравнительное эмпирическое исследование уровня развития эмоционального интеллекта студентов было проведено на профессиях по предмету труда «человек - техника» и «человек - человек».

Для определения уровня эмоционального интеллекта была использована методика Н. Холла «Оценка эмоционального интеллекта».

По методике Н. Холла испытуемым предлагались высказывания, отражающие различные стороны жизни.

Методика состоит из тридцати утверждений, пяти шкал и шести вариантов ответа, показывающих степень согласия с данными утверждениями. По каждой шкале подсчитывается сумма, и чем больше положительная сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление.

Далее в статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта у студентов.

Таблица 1.

Показатели U-критерия Манна Уитни при сравнении уровня эмоционального интеллекта у студентов разных специальностей

 

Технические с.

Гуманитарные с.

U Манна-Уитни

Асимп. знач. (двухст

оронняя)

Шкалы

Средний ранг

Сумма рангов

Средний ранг

Сумма рангов

Эмоциональная осведомленность

30,77

923,00

30,23

907,00

 

442,000

 

,905

Управление своими эмоциями

 

35,87

 

1076,00

 

25,13

 

754,00

 

289,000

 

,017

Самомотивация

36,07

1082,00

24,93

748,00

283,000

,013

Эмпатия

32,35

970,50

28,65

859,50

394,500

,411

Управление эмоциями других

 

34,33

 

1030,00

 

26,67

 

800,00

 

335,000

 

,088

Интегративный показатель

 

35,43

 

1063,00

 

25,57

 

767,00

 

302,000

 

,029

 

Согласно проведенному исследованию, по шкале «эмоциональная осведомленность» получены средние показатели во всех выборках: значимых различий по данной шкале не обнаружено. Все студенты, принявшие участие в нашем исследовании, обладают низким уровнем эмоциональной осведомленности относительно собственного эмоционального состояния.

По шкале «управление собственными эмоциями» у всех испытуемых обнаружены низкие показатели, но самые низкие результаты были получены из ответов у студентов, получающих гуманитарное образование.

На основании статистического сравнения показателей при помощи U-критерия Манна Уитни было установлено, что существуют достоверные различия у студентов технических и гуманитарных специальностей по шкале «управление своими эмоциями» (U= ,017). У студентов, обучающихся на технических специальностях, лучше сформирован данный компонент эмоционального интеллекта, они эмоционально отходчивы и гибки, сосредоточены, хотя этот показатель также остается в границах низких значений, если следовать логике его интерпретации автором методики.

Это можно объяснить тем, что в процессе обучения, знакомясь с разными людьми, попадая во множество ситуаций, студенты все больше и больше пополняют свой словарь эмоций, встречаются и знакомятся с новыми эмоциональными состояниями, все больше узнают о себе и окружающих. Пополняя этот запас, они лучше понимают, что происходит с другими, воздействуют на эмоции окружающих, но не в полной мере готовы управлять своими эмоциями и поведением.

По шкале «самомотивация» у студентов психологов и юристов получены низкие показатели, у студентов специальностей IT и РЭТ– средние. Самомотивация в контексте данного диагностического инструментария представляется как способность управлять поведением через управление эмоциями. Этот процесс является сложным, поскольку предполагает, что поведение личности должно строиться на внутреннем стимуле при полном волевом контроле над эмоциями. По результатам нашего исследования, данный компонент эмоционального интеллекта в большей степени свойствен студентам технических специальностей (U = ,013).

При интерпретации данных по шкалам «эмпатия» и «управление эмоциями других» можно заметить, что особо значимых различий нет.

По шкале «Интегративный уровень эмоционального интеллекта» выявляется общий уровень эмоционального интеллекта в двух группах. По результатам общего показателя, мы видим, что в среднем у обоих выборок низкий уровень эмоционального интеллекта, но значимые различия существуют (U=,029). Высокий результат по шкале «интегративный показатель» обнаружен только у студентов технических специальностей.

По методике «Оценка эмоционального интеллекта» Н. Холла, результаты статистической диагностики показали нам, что между студентами технических и гуманитарных специальностей существуют значимые различия по шкалам управление своими эмоциями, самомотивация, и  по шкале интегративный показатель, который определяет общий уровень эмоционального интеллекта. 

 

Список литературы:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии.– Р /наД.: Феникс, 1997.– С. 736.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов по пед. и психол. направ. и спец.– М.: Логос, 2000.– С. 384.
3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой.– Вып. 2.– Л.: ЛГУ, 1974.– С. 3—15.
4. Архипова И.В., Ярыгина П.П. К вопросу о развитии эмоционального интеллекта у студентов на ранних этапах профессиональной подготовки // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. 2015. С.10-13.