Статья:

КАК ВЛИЯЮТ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА С СОЦИУМОМ

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кирчева А.С., Мамедов И.В. КАК ВЛИЯЮТ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА С СОЦИУМОМ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(69).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 19 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КАК ВЛИЯЮТ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА С СОЦИУМОМ

Кирчева Алина Сергеевна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Мамедов Илькин Вахид оглы
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Родительские взаимоотношения – это динамичный и многогранный набор отношений между родителями, то есть взаимодействие и связь между матерью и отцом в контексте семьи и их воздействие на детей. Эти взаимоотношения охватывают широкий спектр аспектов, включая эмоциональную связь, коммуникацию, воспитание, поддержку, установление границ и правил, а также совместные усилия в вопросах, связанных с решением семейных задач.

Родительские взаимоотношения могут сильно влиять на атмосферу в семье и, как следствие, на психологическое и эмоциональное благополучие детей [1]. Здоровые и поддерживающие взаимоотношения между родителями обеспечивают стабильность и безопасность для детей, способствуют их эмоциональному развитию и формированию навыков социального взаимодействия [2, с. 8-21]. Напротив, конфликты и несогласованность между родителями могут создавать стрессовую обстановку и оказывать отрицательное воздействие на развитие детей.

Родительские отношения с детьми представляют собой взаимодействие между родителями и их потомками. Эти отношения охватывают эмоциональный аспект, включая любовь и поддержку, физическое воспитание, воспитание и обучение, коммуникацию, поддержку и поощрение, установление границ и правил, а также взаимоуважение. Отношения формируются на протяжении всего детского развития и оказывают глубокое влияние на физическое, эмоциональное и социальное благополучие ребенка, создавая основу для его самооценки, социальной адаптации и общего благополучия.

Отношения между родителями и детьми представляют собой значимый компонент внутри семейной динамики, охватывающий непрерывное взаимодействие, зависящее от возрастных особенностей ребенка и родителя. Э. И. Захарова выделяет три аспекта эмоционального взаимодействия: чувствительность, эмоциональные проявления и поведенческие проявления [3]:

  • первый аспект – это способность родителя чутко воспринимать и понимать эмоциональное состояние ребенка, проявляющаяся в том, как чутко родитель реагирует на изменения в эмоциональной сфере ребенка и выражает сочувствие;
  • второй аспект – включает в себя эмоции матери в процессе взаимодействия с ребенком, где положительные эмоции возникают при наличии искреннего интереса и любви, а отрицательные - в случае раздражения и недовольства;
  • третий аспект – это поведенческие проявления, отражающие чувствительность родителя и его влияние на эмоциональное состояние ребенка, включая предоставление эмоциональной поддержки, стремление к физическому контакту и воздействие на эмоциональное благополучие ребенка.

Помимо взаимодействия с родителями, важно осознавать, что, будучи эмоциональными существами, мы воспринимаем эмоции не только через слова. Поэтому отношения между родителями могут оказывать влияние на социальное взаимодействие ребенка. В возрасте от 7 до 14 лет дети особенно чутко реагируют на образ, в котором родители взаимодействуют друг с другом. Для формирования будущих гармоничных отношений, поддержания психического здоровья, развития уверенности в себе и достижения адекватной самооценки важно, чтобы окружение ребенка преумножало взаимопонимание и гармонию, как между ним и родителями, так и между самими родителями.

Дети, не всегда понимая причины семейных разногласий, тем не менее, чутко ощущают эмоциональное напряжение между родителями. В случае, когда родители пытаются утаивать негативные моменты от ребенка, они могут ошибочно предполагать, что ребенок не замечает. Даже в отсутствие явных конфликтов в доме, дети всё равно воспринимают эмоциональную атмосферу и могут испытывать дискомфорт.

Откладывание разрешения конфликтов и скрытие недовольства между родителями может привести к тому, что эмоции в конечном итоге проявляются, часто неудачным образом, например, в виде взрывов в ответ на мелкие события. Такие эмоциональные взрывы, направленные на более уязвимого члена семьи, могут негативно сказаться на ребенке, вызывая у него постоянное чувство вины, уменьшенную самооценку и связанные с этим последствия.

Дети, хотя и не всегда понимают причины семейных разногласий, чутко ощущают эмоциональное напряжение между родителями. Поэтому родители, стремящиеся скрыть негатив от ребенка, могут ошибочно полагать, что он не замечает. Даже если в доме нет явных конфликтов, дети всё равно чувствуют эмоциональную обстановку и могут испытывать дискомфорт.

Откладывание разрешения конфликтов и скрытие недовольства между родителями может привести к тому, что эмоции в конечном итоге выражаются, часто неудачным образом, например, в виде взрывов в ответ на мелкие происшествия. Такие эмоциональные взрывы, направленные на более слабого члена семьи, могут негативно влиять на ребенка, вызывая у него постоянное чувство вины, пониженную самооценку и связанные с этим последствия.

В сфере психологии выделяются три основных типа взаимоотношений между родителями и детьми:

  1. Оптимальный тип (демократический стиль воспитания): В таких отношениях родители и ребенок взаимодействуют, опираясь на взаимное доверие. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность развиваться в соответствии с его возрастными возможностями. Это способствует формированию здорового социального поведения.
  2. Тип избыточной вовлеченности (попустительский стиль воспитания): В таких отношениях родители проявляют чрезмерную любовь и опеку, иногда вмешиваясь во внутренний мир ребенка. Отсутствие ясных правил и ограничений может сделать ребенка несамостоятельным и эгоистичным, что может привести к трудностям в адаптации в обществе.
  3. Тип избыточной отстраненности (эмоциональное отвержение, авторитарный стиль воспитания): В этом случае наблюдается пренебрежение к ребенку, контроль и ограничение без объяснений. Такие отношения могут уменьшить самооценку ребенка и вызвать антиобщественное поведение.

Таким образом, важно, чтобы родители уделяли внимание созданию баланса между любовью, принятием и пониманием, чтобы подготовить ребенка к жизни и помочь ему стать устойчивым и оптимистичным взрослым.

Ссоры родителей могут подорвать уверенность в себе у ребенка, который может неверно трактовать их конфликты, чувствуя себя источником разногласий. Важно пояснить ему, что это не связано с ним, и подчеркнуть стабильность в отношениях внутри семьи.

Атмосфера напряжения в доме оказывает более сильное воздействие на настроение и сон ребенка, чем на взрослых. Для снятия беспокойства родителям следует донести до ребенка, что конфликты решаемы, и проявлять заботу и любовь вне зависимости от обстоятельств. Дети подражают черты характера и образцы поведения родителей, поэтому важно избегать выяснения отношений перед ребенком. Их характер и личностное развитие зависят от образа жизни и поведения родителей в их присутствии.

Проблемы в семье могут сказаться на здоровье ребенка через психосоматические проявления в телесных симптомах. Родителям стоит помнить, что эмоциональное состояние ребенка может влиять на его физическое благополучие. Дети в детском саду могут копировать образцы поведения родителей, поэтому родители должны бережно относиться к своему образу жизни, чтобы не формировать нежелательные модели поведения у своих детей.

В заключение, необходимо подчеркнуть значительное воздействие динамики родительских отношений на становление личности детей. Те, кто вырастает в атмосфере любви и взаимопонимания, часто сталкиваются с менее проблемным путем в сфере здоровья, образования и социального взаимодействия. Напротив, нарушение взаимоотношений между родителями и детьми может быть источником разнообразных психологических проблем и комплексов.

Исходя из психолого-педагогической литературы, выделяются основные условия успешного воспитания детей в семье. Нормальная семейная атмосфера включает в себя осознанное исполнение родителями своих обязанностей и чувство ответственности, равноправие всех членов семьи, организацию общего досуга, взаимное уважение, явное выражение требовательности, а также проявление доброжелательности и любви.

Таким образом, семейные взаимоотношения играют ключевую роль в формировании психического здоровья и личностного развития ребенка. Родители имеют возможность созидательно воздействовать на будущее своего ребенка, создавая благоприятное окружение, основанное на взаимопонимании и любви.

 

Список литературы: 
1. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – №. 2. – С. 187-193.
2. Савина, Е. А. Родители и дети : Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой - Москва : Когито-Центр, 2003. - 230 с
3. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс.
4. Как отношения между родителями влияют на ребенка [Электронный ресурс] – URL: https://www.nur.kz/family/children/1975130-kak-otnosheniya-mezhdu-roditelyami-vliyayut-na-rebenka-razbor-psihologa/ (дата обращения 15.11.2023)