Особенности удовлетворенности жизнью латиноамериканских и китайских студентов
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности удовлетворенности жизнью латиноамериканских и китайских студентов
В условиях многонациональных университетов особое внимание уделяется иностранным студентам, и, в первую очередь, проблеме их удовлетворенности жизнью. Это связано тем, что у представителей разных этнических общностей, помимо общечеловеческих качеств, имеются особенности, типичные только для этой этнической группы и не свойственные для других.
На удовлетворенность жизнью человека в большей степени оказывают влияние субъективные факторы, в частности, его образ мысли, особенности восприятия трудностей и жизни в целом [1].
Кросс культурные исследования набирают в последнее время популярность и результаты работы сказываются на практических разработках с целью улучшения пребывания иностранных студентов в ситуации учебной миграции. В нашей работе затрагиваются две этнические группы - студенты из Китая и Латинской Америки. Согласно типологии Р.Льюиса, китайская подгруппа относится к реактивной культуре, а латиноамериканцы - к поли активной культуре [1].
Наибольшее количество студентов именно из этих стран находятся в условиях учебной миграции в России. Перед студентами стоит задача адаптации в Российской Федерации, - в стране, в которой преобладает поли активная культура с элементами моно активной культуры.
Эмпирическое исследование проводилось на протяжении двух лет (2017-2019 г.г.). Целью работы являлось исследование особенностей проявления психологической удовлетворенности жизнью китайских и латиноамериканских студентов. В исследовании приняли участие 60 китайских студентов 1го курса (30 человек) и 4го курса (30 человек и 60 латиноамериканских студентов 1го курса (30 человек) 4го курса (30 человек) обучения РУДН г. Москвы.
В работе использованы следующие методики: шкала психологического благополучия К.Рифф, тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной, шкала удовлетворенностью жизнью Э.Динер.
Для обработки результатов исследования использовался статистический пакет SPSS 13.0. В данной статье представлены краткие результаты сравнительного анализа особенностей удовлетворенности жизнью латиноамериканских и китайских студентов.
В результате исследования выявлено, что китайским студентам больше свойственна автономия, управление средой, позитивные отношения и самопринятие; латиноамериканские студенты больше удовлетворены жизнью и у них выше уровень настроения, если сравнивать в целом с китайской выборкой студентов.
Что касается полоролевых различий, китайским юношам больше свойственны автономия, латиноамериканским студентам юношам больше свойственно благополучие в пунктах личностный рост, интерес, настроение, удовлетворенность. Китайским девушкам больше свойственны позитивные отношения, автономия, самопринятие; латиноамериканским девушкам больше свойственно настроение и повышенная общая удовлетворенность жизнью.
Что касается сравнения в зависимости от года обучения - китайским первокурсникам больше свойственно позитивное отношение, автономия, управление средой, цели в жизни, самопринятие, психологическое благополучие (все параметры методики психологическое благополучие), удовлетворенность жизнью по экспресс методике; латиноамериканским первокурсникам больше свойственны последовательность, согласованность, положительная оценка, настроение, удовлетворенность жизнью.
Китайским студентам 4 курса больше свойственны согласованность и положительная оценка; латиноамериканским студентам 4 курса больше свойственные положительное настроение, удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, цели в жизни и личностный рост.
Таким образом, в результате проведенной работы, показана специфика латиноамериканского и китайского этноса: для китайских студентов, как студентов реактивной культуры, включенных в полиактивную культуру, основные сложности в достижении удовлетворенности жизнью могут быть: восприятие пунктуальности и гибкости ( в т.ч. и времени), особенности коммуникативной сферы (чрезмерная детализация и требования), пассивность в ходе межличностного общения; латиноамериканская выборка - открытость, доброжелательность, чувство юмора, добросердечность. В ходе нашего эмпирического исследования нам так же удалось реализовать заявленную цель и подтвердить выдвинутую гипотезу, обнаружив некоторую специфику проявления удовлетворенности жизнью.
Показано, что четверокурсники в китайской и латиноамериканской выборке, больше испытывают удовлетворённость жизнью, чем первокурсники; четверокурсники демонстрируют адаптивный результат по методикам диагностики особенностей удовлетворенности жизнью - латиноамериканские студенты приспосабливаются к условиям окружающей среды, которые схожи с теми, которые у них на родине.
При этом, китайские студенты первого курса показывают более высокий результат по удовлетворенности жизнью.
Китайские студенты чуть лучше адаптируются и чувствуют удовлетворенность жизнью чаще, чем латиноамериканские студенты первокурсники.
Этот результат можно объяснить особенностями типы культур [2].
На основе полученных результатов был предложен ряд мероприятий и рекомендаций по работе с латиноамериканскими и китайскими студентами, находящимися в учебной миграции.