Статья:

Особенности удовлетворенности жизнью латиноамериканских и китайских студентов

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Молдован Н.Ж. Особенности удовлетворенности жизнью латиноамериканских и китайских студентов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(48).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности удовлетворенности жизнью латиноамериканских и китайских студентов

Молдован Наталия Жан
студент, Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г.Москва

 

В условиях многонациональных университетов особое внимание уделяется иностранным студентам, и, в первую очередь, проблеме их удовлетворенности жизнью. Это связано тем, что у представителей разных этнических общностей, помимо общечеловеческих качеств, имеются особенности, типичные только для этой этнической группы и не свойственные для других.

На удовлетворенность жизнью человека в большей степени оказывают влияние субъективные факторы, в частности, его образ мысли, особенности восприятия трудностей и жизни в целом [1].

Кросс культурные исследования набирают в последнее время популярность и результаты работы сказываются на практических разработках с целью улучшения пребывания иностранных студентов в ситуации учебной миграции. В нашей работе затрагиваются две этнические группы - студенты из Китая и Латинской Америки. Согласно типологии Р.Льюиса, китайская подгруппа относится к реактивной культуре, а латиноамериканцы - к поли активной культуре [1].

Наибольшее количество студентов именно из этих стран находятся в условиях учебной миграции в России. Перед студентами стоит задача адаптации в Российской Федерации, - в стране, в которой преобладает поли активная культура с элементами моно активной культуры.

Эмпирическое исследование проводилось на протяжении двух лет (2017-2019 г.г.). Целью работы являлось исследование особенностей проявления психологической удовлетворенности жизнью китайских и латиноамериканских студентов. В исследовании приняли участие 60 китайских студентов 1го курса (30 человек) и 4го курса (30 человек и 60 латиноамериканских студентов 1го курса (30 человек) 4го курса (30 человек) обучения РУДН г. Москвы.

В работе использованы следующие методики: шкала психологического благополучия К.Рифф, тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной, шкала удовлетворенностью жизнью Э.Динер.

Для обработки результатов исследования использовался статистический пакет SPSS 13.0. В данной статье представлены краткие результаты сравнительного анализа особенностей удовлетворенности жизнью латиноамериканских и китайских студентов.

В результате исследования выявлено, что китайским студентам больше свойственна автономия, управление средой, позитивные отношения и самопринятие; латиноамериканские студенты больше удовлетворены жизнью и у них выше уровень настроения, если сравнивать в целом с китайской выборкой студентов.

Что касается полоролевых различий, китайским юношам больше свойственны автономия, латиноамериканским студентам юношам больше свойственно благополучие в пунктах личностный рост, интерес, настроение, удовлетворенность. Китайским девушкам больше свойственны позитивные отношения, автономия, самопринятие; латиноамериканским девушкам больше свойственно настроение и повышенная общая удовлетворенность жизнью.

Что касается сравнения в зависимости от года обучения - китайским первокурсникам больше свойственно позитивное отношение, автономия, управление средой, цели в жизни, самопринятие, психологическое благополучие (все параметры методики психологическое благополучие), удовлетворенность жизнью по экспресс методике; латиноамериканским первокурсникам больше свойственны последовательность, согласованность, положительная оценка, настроение, удовлетворенность жизнью.

Китайским студентам 4 курса больше свойственны согласованность и положительная оценка; латиноамериканским студентам 4 курса больше свойственные положительное настроение, удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, цели в жизни и личностный рост.

Таким образом, в результате проведенной работы, показана специфика латиноамериканского и китайского этноса: для китайских студентов, как студентов реактивной культуры, включенных в полиактивную культуру, основные сложности в достижении удовлетворенности жизнью могут быть: восприятие пунктуальности и гибкости ( в т.ч. и времени), особенности коммуникативной сферы (чрезмерная детализация и требования), пассивность в ходе межличностного общения; латиноамериканская выборка - открытость, доброжелательность, чувство юмора, добросердечность. В ходе нашего эмпирического исследования нам так же удалось реализовать заявленную цель и подтвердить выдвинутую гипотезу, обнаружив некоторую специфику проявления удовлетворенности жизнью.

Показано, что четверокурсники в китайской и латиноамериканской выборке, больше испытывают удовлетворённость жизнью, чем первокурсники; четверокурсники демонстрируют адаптивный результат по методикам диагностики особенностей удовлетворенности жизнью - латиноамериканские студенты приспосабливаются к условиям окружающей среды, которые схожи с теми, которые у них на родине.

При этом, китайские студенты первого курса показывают более высокий результат по удовлетворенности жизнью.

Китайские студенты чуть лучше адаптируются и чувствуют удовлетворенность жизнью чаще, чем латиноамериканские студенты первокурсники.

Этот результат можно объяснить особенностями типы культур [2].

На основе полученных результатов был предложен ряд мероприятий и рекомендаций по работе с латиноамериканскими и китайскими студентами, находящимися в учебной миграции.

 

Список литературы:
1. Льюис Р. Д.  Деловые культуры в международном бизнесе. — М.: Дело, 2001.
2. Lewis R.D. When cultures collide: Leading across cultures. — Nicholas Brealey International, 2006.