Статья:

Влияние ЕГЭ на эмоциональные состояния выпускников

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Сашенко А.К. Влияние ЕГЭ на эмоциональные состояния выпускников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние ЕГЭ на эмоциональные состояния выпускников

Сашенко Алина Константиновна
студент Тихоокеанского государственного университета, РФ, г. Хабаровск
Кочеткова Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент Тихоокеанского государственного университета, РФ, г. Хабаровск

 

THE IMPACT OF THE EXAM ON THE EMOTIONAL STATES OF GRADUATES

 

Alina Sashenko

Student of Pacific National University, Russia, Khabarovsk

Tatyana Kochetkova

Scientific director, Cand. psychol. sciences, associate professor Pacific State University, Russia, Khabarovsk

 

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы влияния ЕГЭ на эмоциональные состояния выпускников. Работа будет актуальна для учителей, школьных психологов и родителей.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of the impact of passing the exam on the emotional states of graduates. The work will be relevant for teachers, school psychologists and parents.

 

Ключевые слова: тревожность, выпускник, экзамен, старший школьный возраст, учитель, стресс.

Keywords: anxiety, graduate, exam, high school age, teacher, stress.

 

Под состояниями, вслед за М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовичем, будем понимать в работе целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности, которые по мере закрепления могут переходить в устойчивые личностные черты [1]. Экзамен, даже ожидаемый, всегда соотносится со стрессом, оказывая влияние на нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма [2]. На фоне возросшей тревоги, неуверенности в собственных силах, неопределенности будущего, велик риск негативного разрешения проблем в подростковой среде. По данным Обрнадзора, количество самоубийств в 2014 голу выросло в 9 раз, что комментаторы объясняют условиями сдачи экзаменов: тотальным видеонаблюдением, использованием металлодетекторов, информационной кампанией, которая могла убедить школьников в невозможности получить проходной балл [3]. Количество запросов «как покончить с собой», за май 2020 года составило в Яндексе 7 392 показа в месяц; в Гугле нашлось 8 240 000 результатов. Причиной суицидов нередко оказывается отсутствие поддержки взрослых [4].

Цель исследования – изучить влияние ЕГЭ на эмоциональные состояния выпускников.

Объект исследования – единый государственный экзамен.

Предмет исследования – влияние ЕГЭ на эмоциональные состояния выпускников школ.

За последнее время в российской системе образования произошли большие изменения. Так, в 2001 году был введен Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). В настоящее время ЕГЭ подвергается серьезной критике, поскольку экзамен должен включать в себя задания для объективной оценки знаний учащегося, но, в большей степени, он показывает знания не самого учебного материала, а результат постоянного решения аналогичных задач. Немаловажное значение в этом вопросе принадлежит учителям, которые нередко пугают ученика провалом на экзамене, что сказывается на его самочувствии и самооценке. Картина с ГИА выглядит иначе: после 9-го класса останутся те, кто готов продолжить обучение после школы в средних и высших учебных заведениях, поэтому излишнего давления на учеников нет.

На старший школьный возраст проходится становление личности, поэтому постоянное переживание тревоги может привести к негативному новообразованию – тревожности, предполагающей повышенную склонность индивида испытывать состояние тревоги [5]. Между тревогой и тревожностью существуют различия: тревога является отрицательным эмоциональным состоянием, соответствующим ситуации. Тревожность – свойство личности и относительно постоянная черта [6].

До сих пор в современной психологической науке зачастую смешивают понятия экзаменационного стресса и экзаменационной тревожности. Однако экзаменационный стресс является непосредственной, генерализованной реакцией организма, включающей механизм адаптации на ситуацию проверки знаний учебных результатов, между тем как экзаменационная тревожность – длительно формируемая реакция, в различных ситуациях проверки знаний и подготовки к ним [7]. Об экзаменационном стрессе можно судить по физиологическим реакциям: повышению частоты сердечных сокращений, росту артериального давления, учащенному дыханию, головокружению, повышенной потливости и т.п. Экзаменационная тревожность отразиться в нестабильном эмоциональном состоянии, повышенном волнении и беспокойстве, в ожидании негативного результата и оценки, негативного отношения к себе со стороны экзаменатора и одноклассников. Как следствие, можно предположить, что влияние экзаменационного стресса и экзаменационной тревожности на результаты итоговой работы и самочувствия – различны. Высокий уровень экзаменационной тревожности наблюдается у учащихся выпускных классов не только перед самой процедурой тестирования, но зачастую и на протяжении всего выпускного школьного года [8]. Чаще всего, ошибки на экзамене обусловлены внешними факторами: ограничением времени, нахождением посторонних людей и камер видеонаблюдения, вызывающих рост волнения, нередко обуславливающего технические помарки в бланках контрольных измерительных материалов, что отрицательно сказывается на конечных результатах, проверяемых компьютером.

Стресс от неизвестности исхода является отрицательным фактором, влияющим на все системы организма человека, выступая психотравмирующим фактором, нередко запускающим реактивную депрессию, психосоматические заболевания [9]. Экзаменационный стресс приобрел массовый характер среди школьников и студентов, ежегодно охватывая сотни тысяч учащихся нашей страны [10].

По мнению С.А. Хвалиной, одной из причин возникновения страха старшеклассников является переоценка значимости экзамена. Зачастую, в таком отношении детей к экзаменам виноваты их родители, которые угрожают ребенку, в случае провала, лишением телевизора, компьютера, карманных денег, развлечений и т.п., очень важных для подростка [11].

Тревожность тесно связана с фрустрацией, вызванной невозможностью осуществить транслируемые обществом нормы, ценности и идеалы. У ряда старшеклассников уже сформирован некий культ успеха, достижений и благополучия, предписанный обществом, средствами массовой информации, референтной группой, и если юноша не соответствует этим социальным требованиям, то приходит в итоге к внутриличностному конфликту.

В условиях пандемии коронавируса тревога учеников, родителей и учителей повысилась. Люди оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение в режиме самоизоляции. Некоторые родители готовы вовсе отказаться от обучения детей, прямо указывая на деструктивное влияние такого обучения как для детей, так и взрослых [12]. А.В. Микляевой отмечает, что познание нового всегда сопровождается чувством тревоги, которое является необходимым условием успешности учебной деятельности, однако интенсивность этого переживания не должна быть критической, оказывающей дезорганизующее влияние [13]. Оказалось, что современный век технологий только в теории облегчает жизнь школьников. На деле родители и дети столкнулись со множеством трудностей: сбои в работе программ, нехватка компьютеров, непонимание, как выстраивать процесс обучения и как успеть сделать все уроки, не забывая при этом о базовых физиологических потребностях. Дети, из-за возросшей нагрузки, занимаются почти весь день. Более незавидным является положение выпускников. ЕГЭ в этом году отменять не будут, хотя и перенесли на 29 июня 2020 года.

В пилотажном исследовании М.Н. Швецовой, А.О. Канищевой, направленном на исследование тревожности родителей выпускников в период  подготовки к ЕГЭ, было выявлено, что в ее основе лежит отсутствие взаимопонимания между ребенком и родителями, неспособность взрослых оказать адекватную поддержку ребенку в сложный для него период жизни [14].

Резюме

Ситуация сдачи ЕГЭ воспринимается старшеклассниками как стрессовая, что способствует повышению уровня тревоги, усиленным форматом дистанционного обучения и информационными кампаниями.

Необходимо разрабатывать мероприятия по оказанию психологической помощи старшеклассникам, родителям и учителям для борьбы с тревогой и тревожностью. Педагогам и родителям необходимо эмоционально поддерживать учеников, вселяя в них уверенность в собственные силы.  

 

Список литературы:
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. –Минск: Хэлтон, 1998. – 399 с.
2. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999. – С. 442–453.
3. ЕГЭ-2014. Итоги. Общественный экспертный доклад. URL: http://обрнадзор.рф/вдействии/доклад-егэ-2014-итоги/
4. Туркав О.А. Связь подросткового суицида и ЕГЭ: миф или реальность // Центр научной мысли. – Москва: «Перо», 2016. – С. 69–72. 
5. Афанасова Д.А. Дисфункциональные последствия ЕГЭ как форма девиантного поведения школьников //Современные тенденции развития науки в молодежной среде. – 2017. – С. 555–559.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Москва-Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. – 304 с.
7. Костромина С.Н., Писарев А.Е. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? // Статистика и экономика. – 2017. – № 3. – С.80–91.
8. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 111–115.
9. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие, у старших школьников // Гигиена и санитария. – 2015. – № 3. – С.67–69.
10. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
11. Хвалина С.А. Экзаменационный стресс // БМИК. – 2013. – № 2. – С. 466.
12. Амур. Инфо. Поставьте лучше моему ребенку «двойки»: обучение благовещенский школьников на удаление. URL: https://amur-info.turbopages.org/s/amur.info/news/2020/04/08/170782. Дата обращения: 08.04.2020.
13. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПБ.: Речь, 2006. – 248 с.
14. Швецова М.Н., Канищева А.О. Тревожность родителей старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Сборник статей Международной практической конференции. – Москва, 2017. – С. 679–681.