Статья:

Основы психологической поддержки пострадавших в чрезвычайных ситуациях с чувством вины и стыда, нервной дрожью

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Шевченко Н.А. Основы психологической поддержки пострадавших в чрезвычайных ситуациях с чувством вины и стыда, нервной дрожью // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основы психологической поддержки пострадавших в чрезвычайных ситуациях с чувством вины и стыда, нервной дрожью

Шевченко Наталья Андреевна
магистрант ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», РФ, г. Воронеж

 

Существуют более редкие реакции на стресс, такие как: чувство вины и стыда; двигательное возбуждение; нервная дрожь.

Однако пострадавшие с данными реакциями не менее остальных нуждаются в своевременной психологической поддержке.

Люди, которые пережили травмирующие события, такие как: утрата близких, психологическое или физическое насилие, потерю материальных ценностей, физические увечья себя или близких, не могут без посторонней помощи справится с подобного рода переживаниями.

Да и помощь во время происшествия будет иметь кратковременный и поверхностный эффект.

Именно поэтому одной из основных  задач психологической помощи пострадавшим с чувством стыда и вины это информирование о том, что ему необходима помощь специалиста, а так же где и как он может ее получить [3].

Необходимо выслушать человека, понять, в чем именно он винит себя или чего он стыдится. В рассказе человек, с данной реакцией будет использовать слова: «мне стыдно», «я виноват», «если бы я не...».

Во время диалога можно осуществлять перефразирование его высказывания по следующему примеру: «Правильно ли я понимаю, что вам жаль?», «Я слышу, что вы сожалеете о происшедшем». Подобного рода переформулирование позволит пострадавшему обличить и выразить чувства, а не оставаться в состоянии стыда, обвинении себя и саморазрушении.

Если человек раскрылся, то стоит воздержаться от оценки и осуждения его мыслей и поступков, ведь говорить о том, что тебе стыдно или ты виноват в трагических событиях – очень не просто.  

Отклик о том, что человек поступил неправильно, может усугубить состояние пострадавшего. Демонстрация безоценочного отношения, готовности принять человека таким, какой он есть может сделать психологическую поддержку более эффективной.

Попытки переубедить человека могут разрушить установленный контакт и даже вызвать агрессию.

По этой причине недопустимо использование таких высказываний как: «Вы не виноваты», «Такое с каждым может случиться», «Это нельзя было предвидеть», «Вы не могли это предотвратить», «В этой ситуации нет ничего постыдного», «Вам нечего стыдиться». Необходимо воздерживаться от советов и рассказов о собственном опыте.

Не стоит расспрашивать пострадавшего, лучше задавать лишь те вопросы, которые будут свидетельствовать о включенности в разговор и внимательном слушании [2].

Одной из реакций человека на стресс может быть двигательное возбуждение – это состояние, которое, в некотором смысле, является противоположным состоянию апатии.

У человека с данной реакцией наблюдается проявление большого количества энергии. Поведение такого пострадавшего может выделяться из общей картины происшествия.

Он может активно двигаться и действовать, хотя ситуация этого не требует. У человека проявляется активная потребность оживленной деятельности [3]. 

Если двигательное возбуждение выражено слабо, то чаще всего человек нерв­но ходит кругами по комнате, больничному коридору, циклично совершает одни и те же действия, в попытке реализовать общее перевозбуждение.

Особую опасность представляет крайний варианта проявления этого состояния. Пострадавший может предпринимать активные действия, не отдавая в них отчета.

Например, после взрыва в здании он может идти прямо в огонь за забытыми вещами, после сильного испуга может долго бежать в непонятном направлении или лезть на дерево. Кроме того, пострадавший может наносить травмы себе и окружающим. После завершения данной реакции человек не может вспомнить события недавнего прошлого и восстановить последовательность собственных поступков.   Важно помнить, что психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях.

Чаще всего реакция двигательного возбуждения наблюдается у людей сразу же после травмирующего происшествия или получения известия о трагическом событии.

К примеру, если человек стал свидетелем ДТП или получил сообщение о гибели близкого человека.

Так же  данная реакция может быть следствием ситуации вынужденного длительного ожидания.  К примеру, ожидание оглашение списков жертв катастрофы [3].

Для помощи такому пострадавшему необходимо направить его активность на какое-нибудь дело.

Предложите прогулку, простую игру в телефоне. Не стоит предлагать деятельность, которая требует сосредоточения и точности действий. Можно предложить любые виды активности, например, кидать смятые бумажки в стену или большое ведро [1].

Для того, что бы снять напряжение, которое приносит человеку дискомфорт, нужно предложить дыхательные упражнения или самомассаж: «Сосредоточьтесь на своем ды­хании. Представьте, как вместе с воздухом вы выдыхаете напряжение». Мышечный спазм и длительное напряжение вызывает сужение кровеносных сосудов, руки и ноги холодеют, можно поместить их в тепло или размассировать. Концентрация на звуке и ощущении собственного биения сердца обладает успокаивающим эффектом. Для того, чтобы услышать или почувствовать пульс нужно предложить пострадавшему закрыть уши руками или положить пальцы на запястье или шею в места, где он прощупывается.

Для того, чтобы привлечь к себе внимание нужно четко и громко, несколько раз назвать человека по имени. Так же можно вызвать у человека ориентировочную реакцию задав вопрос, выходящий из контекста ситуации, к примеру «Где Ваш телефон?», «Где Ваш второй ботинок?», «Сколько человек пришли в данное заведение вместе с Вами?» и т.д. Пострадавшему можно сказать о том, что нужна его помощь, что его сведенья помогут восстановить картину случившегося. Стоит отметить, что интеллектуальная активность пострадавшего снизит уро­вень физической активности.

Иногда после стрессового события человека начинает бить дрожь. Дрожь может охватывать все тело, но чаще всего дрожат только руки. Порой проявление данной реакции на стрессовую ситуацию пугает окружающих. Именно по этой причине наблюдатели стараются прекратить ее как можно быстрее. Однако стоит помнить, что дрожь дает уникальную возможность избавиться от излишнего напряжения, появившееся в теле, как реакция на стресс [2].

Вначале можно попробовать не обращать на дрожь внимания, через некоторое время она прекратится сама собой. Если дрожь затянулась, то ее нужно усилить. После получения информированного согласия нужно взять человека за плечи и сильно, резко потрясти его в течение 10-15 секунд. 

Делать это необходимо бережно, с заботой о пострадавшем.

После данных действий дрожь может прекратить совсем или на некоторый промежуток времени.

Пострадавший испытает облегчение. Если дрожь вернулась, действия нужно повторить еще раз. Укрывание пострадавшего чем-то теплым тоже не даст желаемого эффекта. Успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки, давать успокоительные препараты запрещено.

Если дрожь прекратилась, то необходимо предоставить пострадавшему возможность отдохнуть и восстановить силы. Желательно напоить теплым питьем и уложить его спать.

 

Список литературы:
1. Домненко В. С. Психологическая помощь и самопомощь в экстремальных ситуациях / В. С. Домненко/ - Гомель, 2016 г. 
2. Руденко А. М. Обеспечение психологической безопасности личности в эстремальных ситуациях: практические рекомендации / А. М. Руденко, А. Г. Краснова/ - Ростов-на-Дону,  2015 г.
3. Шойгу Ю. С. Экстернная допсихологическая помощь. Практическое пособие. / Ю. С. Шойгу/ - Москва, 2012 г.