ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С. ЛЕВИ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология

CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С. ЛЕВИ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
IDENTIFICATION OF INTERPERSONAL RELATIONS IN SCHOOL ENVIRONMENT
Irina Bagdone
Student, Educational Institution Vitebsk State University named after P. M. Masherov, Republic of Belarus, Vitebsk
Yulia Potasheva
Scientific supervisor, Senior lecturer of the Department of Psychology, Master of Pedagogical Sciences, Educational Institution Vitebsk State University named after P. M. Masherov, Republic of Belarus, Vitebsk
Аннотация. В данной статье рассматривается метод незаконченных предложений, предложенный С. Леви, как инструмент для выявления межличностных отношений в школьной среде. Исследование направлено на выявление эмоциональных и социальных связей, а также понимание влияния этих отношений на учебный процесс и психологическое благополучие учащихся. Метод незаконченных предложений позволяет получить качественные данные о восприятии школьниками друг друга, их предпочтениях и конфликтах. В результате проведенного исследования были выявлены ключевые аспекты межличностных отношений, а также предложены рекомендации для педагогов и психологов по улучшению климатов в учебных коллективах. Статья подчеркивает важность внимательного отношения к межличностным взаимодействиям в образовательной среде для создания поддерживающей и продуктивной атмосферы обучения.
Abstract. This article discusses the method of unfinished sentences proposed by S. Levy as a tool for identifying interpersonal relations in the school environment. The study aims to reveal emotional and social connections, as well as to understand the impact of these relationships on the educational process and the psychological well-being of students. The method of unfinished sentences allows for the collection of qualitative data on students' perceptions of each other, their preferences, and conflicts. As a result of the conducted research, key aspects of interpersonal relationships were identified, and recommendations for educators and psychologists were proposed to improve the climate in educational collectives. The article emphasizes the importance of paying close attention to interpersonal interactions in the educational environment to create a supportive and productive learning atmosphere.
Ключевые слова: межличностные отношения, психологический климат в группе, эмоциональное состояние, школьная среда, младшие подростки.
Keywords: interpersonal relationships, psychological climate in the group, emotional state, school environment, early adolescents.
Методика незаконченных предложений С. Леви предназначена для выявления эмоционального состояния и межличностных отношений в группе, в том числе для диагностики случаев буллинга среди школьников. Она позволяет детям выразить свои чувства и мысли, что может помочь в выявлении проблемных ситуаций.
Методика содержит пятнадцать стимульных предложений, характеризующих в той или иной степени систему отношений среди учащихся. Субшкалы отсутствуют. Итоговая оценка формируется на основе ответов, которые определяются как положительные, нейтральные, конфликтные.
Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах.
Интерпретация результатов: для определения общего психологического климата в группе, анализируем те ответы учащихся, которые повторяются чаще всего.
Инструкция: перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову [1].
Цель исследования: определить общий психологический климат в группе.
Актуальность темы межличностных отношений в школьной среде несет высокую социальную значимость в подростковом возрасте.
Материал и методы: Исследование проводилось с учащимися шестых классов ГУО «Гимназии №1 г. Витебска имени Ж. И. Алфёрова».
Использовали: методику незаконченных предложений (С. Леви). В исследовании приняли участие 47 учеников.
Результаты и их обсуждения. Результаты исследования по методике незаконченных предложений (С. Леви) представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Ответы учащихся
Я не люблю, когда мои одноклассники… |
Спорят, ругаются (ссорятся), дерутся, обижают других, шумят (орут, кричат), обсуждают за спиной, срывают урок, доводят учителей, не дружат, списывают.
|
Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе… |
Были дружнее (дружили), были умнее (хорошо учились), уважали друг друга, были спокойнее (вели себя тише), были добрее, были вежливыми, не ругались матом, поддерживали друг друга (подбадривали), не дрались, не курили, не обзывались, были активнее. |
Мне грустно, когда в классе… |
Ссоры (ругаются), сдают один другого, плохое говорят друг о друге, плачут, осуждают, не слушают, шум (кричат), смеются над беззащитным, драка, пристают, мало людей (нет подруг), кому-то некомфортно. |
Мне плохо, когда мои одноклассники… |
Ничего не делают (плохо учатся), невежливые, кричат (шумят, орут), не слушают учителя, ругаются (спорят, выясняют отношения), обижаются, дерутся, пристают, попадают в неприятные ситуации, шутят над другими, дерутся, подставляют других, мешают учиться. |
Я хочу, чтобы наш класс… |
Был дружный (хороший), стал примером (лучше, стал первым), понимали друг друга, поддерживали друг друга, уважали, стал спокойнее, был адекватным, проводили вместе время, был аккуратнее, не кричали, уважал себя, развивался. |
Я переживаю, когда в классе… |
Что-то с кем-то случается, драка, инцидент (конфликт, ссора, ругаются), разногласие, крики (шум), напряжение, проблемы, спорят. |
Меня не устраивает в классе… |
Некоторые одноклассники, отсутствие сплоченности, все, дисциплина, когда кричат (шум), буллинг, неуважительное поведение, несобранность, все устраивает, поведение некоторых, драки, ремонт. |
Мне радостно и хорошо в классе, когда… |
Все дружные (все общаются), происходит что-то интересное, нет шума (тихо, спокойно), все веселые (весело), смеюсь с друзьями, у учителя хорошее настроение, все нормально, никто не спорит, мы действуем сообща. |
Мне нравится, когда мои одноклассники… |
Не кричат, поддерживают меня (друг друга), хорошо относятся, дружные, общаются со мной, веселые, помогают друг другу, спокойные (тихие, спокойно проводят время), не лезут ко мне, не спорят, вместе проводят время, уважают друг друга, счастливы, находят общий язык. |
Я бы посове- товал (а) своим одноклассникам… |
Быть дружнее, быть тише (меньше кричать), уважать друг друга, задуматься над поведением и успеваемостью, хорошей учебы (лучше учиться), меньше ссориться, быть хорошими, бросить вредные привычки, быть общительнее, быть добрее, вежливости, не доводить учителей, принимать чужое мнение, помогать друг другу, не приставать, не ругаться. |
Я уважаю своих одноклассников, когда… |
Они тихие (тихо в классе, не кричат, спокойные), защищают, никогда, поддерживают, всегда, уважают меня, они добры, усердно учатся (хорошие оценки, хорошо учатся), нормально общаются со всеми, добрые, делают что-то лучше, чем я. |
Я боюсь, что одноклассники… |
Перестанут дружить (общаться), могут плохо сделать (плохо относиться, обидеть), обсуждать за спиной, не боюсь ничего, поругаются (поссорятся), дерутся (могут устроить драку), уйдут, их исключат, начнут смеяться надо мной, спорят. |
Мне нравится, когда наш класс… |
Помогает друг другу, дружен, ездит в поездку, молчит (тихий, спокойный), работает сообща, участвует в мероприятиях, выигрывает, делают все вместе, хорошо себя ведут (послушный), хвалят, все счастливы, веселый, общается, добрый. |
Я горжусь своим классов, когда… |
Мы выигрываем, адекватный, всегда, есть отличники (много отличников), мы команда, они стараются, дружат, они пример поведения, друг другу помогают, вежливо ведут себя, работаем в группах, все счастливы. |
Я хочу, чтобы наш класс… |
Был тихим (стал спокойнее), был примером для всех, был лучше других, был дружный, уважали, был трудолюбивее, был добрый, уважали учителей, остался в том же количестве, был внимательнее друг к другу, был лучше, был первым, не ссорился, был веселым, дружил с другим классом, не дрался. |
Анализ полученных данных по Таблице 1:
В ходе применения методики были собраны ответы на незаконченные предложения, которые выявили характерные паттерны в эмоциональном состоянии учеников. Ниже представлены основные категории ответов и их интерпретация:
Негативные эмоции: повторяющиеся высказывания, такие как «Я не люблю, когда мои одноклассники...», указывают на наличие конфликтов и агрессивного поведения (споры, драки, обиды, крики, обсуждение за спиной). Это свидетельствует о том, что в классе существует напряженность и недовольство отношениями между учащимися.
Пожелания о дружбе и поддержке: в высказываниях, таких как «Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе...», учащиеся выражают стремление к улучшению отношений, подчеркивая важность дружбы, уважения и поддержки. Это говорит о наличии желания создать более позитивную атмосферу в классе.
Чувство грусти и беспокойства: фразы, начинающиеся с «Мне грустно, когда в классе...», отражают переживания учащихся по поводу конфликтов, драк и отсутствия взаимопонимания. Это подчеркивает необходимость внимания к эмоциональному состоянию детей и их потребностям в поддержке.
Стремление к изменениям: учащиеся выражают желания, такие как «Я хочу, чтобы наш класс...», что указывает на их активное желание видеть изменения в отношениях и атмосфере в классе. Это может стать основой для работы по улучшению межличностных отношений.
Страхи и опасения: высказывания, начинающиеся с «Я боюсь, что одноклассники...», демонстрируют наличие страхов и опасений, связанных с потерей дружбы, унижения и возможностью быть отвергнутым. Это подчеркивает важность создания безопасной среды для общения.
Заключение. В ходе исследования было выявлено межличностное отношение и эмоциональное состояние шестиклассников в школьной среде.
Результаты, полученные в ходе проведения методики незаконченных предложений С. Леви показали, что высказывания учащихся о неприязни к поведению некоторых одноклассников указывают на конфликты и агрессию, свидетельствуя о напряженности в классе. Также учащиеся выражают стремление к улучшению отношений, подчеркивая важность дружбы и уважения, что говорит о желании создать позитивную атмосферу. Переживания о конфликтах и отсутствии взаимопонимания подчеркивают необходимость внимания к эмоциональному состоянию детей. Учащиеся активно хотят видеть изменения в отношениях, что может стать основой для улучшения межличностных связей. Высказывания о страхе потери дружбы и унижения подчеркивают важность создания безопасной среды для общения.
В целом, результаты анализа показывают, как негативные аспекты, так и стремление к позитивным изменениям в классе.
