НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Конференция: CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НАПРАВЛЕНИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Младший школьный возраст является важным этапом в жизни каждого ребенка. В этот период дети начинают учиться в школе, где встречаются с новыми требованиями к режиму дня, нормам и правилам поведения, встречаются с необходимость изучать много новой информации, выполнять домашнее задание, участвовать в коллективных делах класса. Начинают взаимодействие с учителями, с целым новым классным коллективом. Все это зачастую способствует повышению у детей уровня тревожности. Также в этом возрасте к повышению тревожности могут приводить неблагоприятные взаимоотношения с родителями, завышенные требования родителей или стиль воспитания и др.
Значительное повышение уровня тревожности в младшем школьном возрасте часто фиксируется у детей с задержкой психического развития. Особенности, характерные для них, усложняют ситуацию – у детей нередко слабо развиты компенсаторные и психозащитные возможности, нарушено нормальное функционирование эмоциональной сферы. Они склонны проявлять беспокойство, неуверенность, особенно в непривычных для себя ситуациях. Моменты неуспешности в какой-либо выполняемой деятельности, в том числе учебной, возможные происходящие негативные события только подкрепляют установки на неблагоприятное развитие происходящего. Все это приводит к значительному повышению уровня тревожности у младших школьников с задержкой психического развития, это состояние может возникать часто и становиться все более устойчивым. Постепенно у детей формируется тревожность как черта личности, иными словами, формируется личностная тревожность.
В отличие от ситуативной тревожности, которая возникает как ответная реакция на потенциально опасную и угрожающую ситуацию, личностная тревожность представляет собой относительно устойчивую индивидуальную характеристику, которая отражает предрасположенность человека к тревоге и тенденцию воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрожающие его самооценке, самоуважению и престижу [3].
Проявления, особенности формирования и влияния на поведение и развитие личности детей с задержкой психического развития изучали многие отечественные ученые, среди них – В.М. Астапов, И.В. Дубровина, Л.М. Костина, А.В. Микляева, А.М. Прихожан, П.В. Румянцева и другие. Также данную проблему исследовали зарубежные ученые, среди которых – Р. Кэттелл, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и другие.
В исследованиях разных авторов, которые разрабатывали проблему коррекции уровня тревожности у детей с задержкой психического развития, можно встретить рекомендации по использованию различных методов и приемов в работе с детьми в данном направлении. Рассмотрим основные из них.
Большие возможности для коррекции тревожности имеет игра, которая способствует коррекции эмоционально-волевой сферы, на что указывают М.Н. Ильина и И.И. Мамайчук. В особенности можно выделить преимущества для использования в данном направлении сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций. Первые способствуют накоплению опыта в преодолении ситуаций, воспринимающихся как потенциально угрожающие и приводящих к повышению тревожности. С накоплением опыта поведения и эмоционально-ролевой регуляции в таких ситуациях дети будут все меньше и реже испытывать тревожность. Второй вид игр – игры-драматизации – полезны в области избавления детей от эмоционального дискомфорта и снижения тревожности [1].
Те же авторы указывают, что использование приемов релаксации способствует обучению детей навыкам контроля своих эмоциональных состояний, поведения. Овладение навыками релаксации, снятия мышечного напряжения позволит снизить уровень тревожности детей.
В процессе проведения психокоррекционных занятий с детьми с задержкой психического развития рекомендуется целенаправленно создавать веселую эмоциональную атмосферу, чтобы настроить детей на занятие, привлечь их внимание к тому, что они будут делать на занятии, заинтересовать их. Расположить детей к работе можно посредством создания атмосферы откровенности и доверия. В такой атмосфере дети будут чувствовать эмоциональную поддержку со стороны взрослого и других детей, участвующих вместе с ними в психокоррекционной работе. Это будет способствовать более свободному раскрытию проблем, которые приводят к повышению уровня тревожности, к возникновению самой тревожности и непосредственно самой проблемы формирования личностной тревожности.
Эффективность проводимых занятий с детьми с задержкой психического развития и результативность достигаемого коррекционного эффекта во многом обеспечивается использованием звуковых стимулов и цветовых стимулов, тактильных прикосновений как частей игр и упражнений.
У.В. Ульенкова и Н.П. Кондратьева указывают на необходимость организации комплексного подхода с целью эффективной коррекции тревожности детей с задержкой психического развития. Поскольку ее проявления тесно связаны с уровнем самооценки и уверенности в себе, в рамках работы по снижению тревожности нужно работать и над формированием адекватной самооценки, над повышением уверенности детей в собственных силах и возможностях [4].
Р.В. Овчарова указывает на то, что в младшем школьном возрасте нередко можно наблюдать у детей проявления и наличие школьной тревожности, которая также требует коррекции. Так, работу по снижению уровня школьной тревожности тоже необходимо выделить в качестве одного из направлений работы по снижению личностной тревожности младших школьников. В рамках данного направления автор рекомендует проводить работу по снижению излишнего напряжения в различных школьных ситуациях, по выработке конструктивных способов поведения в ситуациях, провоцирующих повышение тревожности, по формированию адекватной внутренней позиции школьника, по обогащению оперативных навыков деятельности и общения [2].
Для этого Р.В. Овчарова рекомендует использовать метод последовательной десенсибилизации, когда ребенка помещают в ситуацию, которая вызывает у него лишь незначительное повышение тревожности и переживание страха, постепенно переходя к тем ситуациям, которые вызывают более сильное повышение страха и тревожности, и когда для снятия напряжения и снижения тревоги ребенку предлагается сосать конфету. Также автор рекомендует использовать метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения с помощью игр-драматизаций, в которых дети проигрывают школьные ситуации, приводящие к повышению тревожности, с помощью кукол-петрушек. Помимо этого рекомендуется использовать приемы «рисования страхов», «рассказы о страхах».
Подводя итог изложенного материала, можно отметить основные методы и приемы, которые рекомендуется использовать для снижения тревожности младших школьников с задержкой психического развития, это игровой метод (в особенности сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации), метод «отреагирования» страха и тревоги, метод последовательной десенсибилизации, приемы релаксации, «рисования страхов», «рассказов о страхах» и др. Повышает эффективность проводимой коррекционной работы использование звуковых стимулов и цветовых стимулов, тактильных прикосновений как частей игр и упражнений. На занятиях требуется создавать веселую эмоциональную атмосферу, атмосферу откровенности и доверия, что позволит настроить детей на предстоящую работу и более открыто рассказывать о проблемах и, соответственно, более активно прорабатывать проблему повышенной личностной тревожности. В рамках такой работы рекомендуется работать над формированием адекватной самооценки, повышением уверенности детей в себе, снижением уровня школьной тревожности, что способствует снижению уровня личностной тревожности.