Статья:

Особенности жизненных целей в подростковом возрасте

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Волков Д.Е. Особенности жизненных целей в подростковом возрасте // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности жизненных целей в подростковом возрасте

Волков Дмитрий Евгеньевич
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Селезнева Наталья Тихоновна
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

Социальная среда выдвигает к личности определенные требования, одно из которых является  быть субъектом своей деятельности, то есть обладать способностью к  самостоятельному принятию  решения в ситуации выбора, прогнозировать различные  социально-личностные последствия совершенных  действий и нести  за них ответственность.  Взаимодействие личности со средой актуализирует проблемы постановку жизненных целей, меняющиеся в соответствии с развивающимися потребностям и изменяющимися обстоятельствами среды.

Постановка, построение цели, ее осознание, как создание желаемого образа будущего является определенным механизмом регуляции поведения и деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)

Жизненные цели, по О.К.Тихомирову – это представление желаемом будущем, включающее в себя различные цели: глобальные цели, долгосрочные цели, являющиеся репрезентацией жизненных ценностей и отражающие основное содержание временной перспективы [ 

Жизненное целеполагание является важным условием жизнедеятельности, как осознанного образа желаемого будущего, предопределяющее дальнейшие  действия человека. Достижение целей является запланированным результатом определенности деятельности.

Постановка жизненных целей является важной в старшем подростковом возрасте, когда происходит личностное и профессиональное самоопределение, подростку необходимо совершать определенные жизненные выборы (К.А.Абульханова, Л.И.Божович, И.С.Кон и др.) Постановка жизненных целей оказывает влияние на его дальнейшее личностное и профессиональное становление.

По мнению Л.С. Выготского, в подростковом возрасте осуществляется становление так называемой «целевой воли», которая проявляется в процессах целеполагания (целепорождения, целеобразования, целереализации и целеосуществления, целерефлексией и целекоррекцией).

Однако в силу возрастных особенностей цели подростков не всегда осознаются, подростки не соотносят их своими ценностно-смысловыми ориентациями. Большинство подростков предпочитают жить сегодняшним днем, не планируя и не прогнозируя свое будущее, не вкладывая смысл в жизнедеятельность и не проводя оценку ее результативности.  Будущее кажется им слишком далеким и нереальным, чтобы ставить  жизненные цели уже сейчас и прилагать усилия для их достижения.

Необходимость совершения постановки жизненных целей, наличия временной перспективы в подростковом возрасте и  слабой осознанностью смысловой составляющей жизни, жизненных целей подростков обусловило проведение эмпирического исследования жизненных целей подростков.

В исследовании принимали участие 36 подростков, обучающиеся в СБОУ СШ № 23 г. Красноярска,  в возрасте 15-16 лет.

Исследование проводилось с помощью следующих методик: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика) и тест «Оܶсܶоܶзܶнܶаܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей» Е.А. Кܶаܶрܶаܶпܶеܶшܶтܶа.

В результате исследования были получены данные о смысложизненных ориентациях подростках и осознанности жизненных целей.

Показатель СЖО по шкале «цели в жизни»  (29,0 балла) свидетельствует о меньшей заинтересованности подростками целями в своей жизни,  жизненное целеполагание осуществляют ситуативно, скорее подростки характеризуются как заинтересованные жизнью в сегодняшнем дне,  слабая осмысленность жизни, слабая направленность на временную перспективу.

Показатели по шкале «процесс жизни»  приближены  к средним  значениям по шкале (значение показателя - 28,8). Подростки  воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и частично наполненной смыслом.

Показатели по шкале «Результативность жизни» приближены  к средним значениям по шкале (показатель 19,9). Подростки удовлетворены частично прожитой частью жизни и самореализацией в ней частично, считают, что она не достаточно продуктивна.

Субшкала «Локус контроля - Я» показывает наличие свободы выбора в соответствии с поставленной целью, по данной школе получены следующие результаты: 19,0 баллов. Подростки склонны не верить в собственные силы  контролировать события собственной жизни.

По «Локусу контроля  ̶  Жизнь получены  значения приближенные к показателям среднего уровня подростков: 28,6 баллов. Подростки убежденны в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Таким образом, проведенное исследование смысложизненных ориентаций подростков позволило выявить следующие характеристики смысложизненных ориентаций:

- слабая заинтересованность подростками целями в своей жизни, подростки заинтересованы в большей степени жизнью в сегодняшнем дне;

- воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и частично наполненной смыслом.

- удовлетворены прожитой частью жизни и самореализацией в ней частично, считают, что она не достаточно продуктивна.

- подростки в большей степени склонны не верить в собственные силы  контролировать события собственной жизни.

- убежденны в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

С помощью методики «Осознанность жизненных целей» Е.А. Кܶаܶрܶаܶпܶеܶшܶтܶа были получены данные оܶсܶоܶзܶнܶаܶнܶиܶя подросткамиܶ уровня сܶфܶоܶрܶмܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ своих жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей, вܶоܶзܶмܶоܶжܶнܶоܶгܶоܶ пܶрܶоܶтܶиܶвܶоܶрܶеܶчܶиܶяܶ между гܶлܶуܶбܶиܶнܶоܶйܶ жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей и сܶпܶоܶсܶоܶбܶаܶмܶиܶ иܶсܶпܶоܶлܶьܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ сܶвܶоܶбܶоܶдܶнܶоܶгܶоܶ вܶрܶеܶмܶеܶнܶи.  

В группе подростков среднегрупповой бал по шкале А  (отношение к жизни) соответствует  8,7 балла, по шкале Б (структурированность свободного времени) показатель равен 6,6 балов. Полученные данные свидетельствуют, что запросы подростков несколько занижены; подростки часто берутся за деятельность, которую не доводят до конца; досуг про­ходит без какой бы то ни было  для них пользы, свободное время проводят несерьезно.

Таким образом, полученные данные жизненных целей подростков позволяют сделать вывод, что у подростков жизненные запросы занижены,  подростки характеризуются слабой постановкой целей, которые не всегда сопровождается их достижением.

Полученные данные актуализируют проблему развития прогнозирования и планирования будущего, осознанности жизненных целей подростков.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 398 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2017. – 198 с.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.
4. Тихомиров О.К. Лекции по психологии. – М.: Юрайт, 2008. – 587 с.