Особенности жизненных целей в подростковом возрасте
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности жизненных целей в подростковом возрасте
Социальная среда выдвигает к личности определенные требования, одно из которых является быть субъектом своей деятельности, то есть обладать способностью к самостоятельному принятию решения в ситуации выбора, прогнозировать различные социально-личностные последствия совершенных действий и нести за них ответственность. Взаимодействие личности со средой актуализирует проблемы постановку жизненных целей, меняющиеся в соответствии с развивающимися потребностям и изменяющимися обстоятельствами среды.
Постановка, построение цели, ее осознание, как создание желаемого образа будущего является определенным механизмом регуляции поведения и деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.)
Жизненные цели, по О.К.Тихомирову – это представление желаемом будущем, включающее в себя различные цели: глобальные цели, долгосрочные цели, являющиеся репрезентацией жизненных ценностей и отражающие основное содержание временной перспективы [
Жизненное целеполагание является важным условием жизнедеятельности, как осознанного образа желаемого будущего, предопределяющее дальнейшие действия человека. Достижение целей является запланированным результатом определенности деятельности.
Постановка жизненных целей является важной в старшем подростковом возрасте, когда происходит личностное и профессиональное самоопределение, подростку необходимо совершать определенные жизненные выборы (К.А.Абульханова, Л.И.Божович, И.С.Кон и др.) Постановка жизненных целей оказывает влияние на его дальнейшее личностное и профессиональное становление.
По мнению Л.С. Выготского, в подростковом возрасте осуществляется становление так называемой «целевой воли», которая проявляется в процессах целеполагания (целепорождения, целеобразования, целереализации и целеосуществления, целерефлексией и целекоррекцией).
Однако в силу возрастных особенностей цели подростков не всегда осознаются, подростки не соотносят их своими ценностно-смысловыми ориентациями. Большинство подростков предпочитают жить сегодняшним днем, не планируя и не прогнозируя свое будущее, не вкладывая смысл в жизнедеятельность и не проводя оценку ее результативности. Будущее кажется им слишком далеким и нереальным, чтобы ставить жизненные цели уже сейчас и прилагать усилия для их достижения.
Необходимость совершения постановки жизненных целей, наличия временной перспективы в подростковом возрасте и слабой осознанностью смысловой составляющей жизни, жизненных целей подростков обусловило проведение эмпирического исследования жизненных целей подростков.
В исследовании принимали участие 36 подростков, обучающиеся в СБОУ СШ № 23 г. Красноярска, в возрасте 15-16 лет.
Исследование проводилось с помощью следующих методик: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика) и тест «Оܶсܶоܶзܶнܶаܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей» Е.А. Кܶаܶрܶаܶпܶеܶшܶтܶа.
В результате исследования были получены данные о смысложизненных ориентациях подростках и осознанности жизненных целей.
Показатель СЖО по шкале «цели в жизни» (29,0 балла) свидетельствует о меньшей заинтересованности подростками целями в своей жизни, жизненное целеполагание осуществляют ситуативно, скорее подростки характеризуются как заинтересованные жизнью в сегодняшнем дне, слабая осмысленность жизни, слабая направленность на временную перспективу.
Показатели по шкале «процесс жизни» приближены к средним значениям по шкале (значение показателя - 28,8). Подростки воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и частично наполненной смыслом.
Показатели по шкале «Результативность жизни» приближены к средним значениям по шкале (показатель 19,9). Подростки удовлетворены частично прожитой частью жизни и самореализацией в ней частично, считают, что она не достаточно продуктивна.
Субшкала «Локус контроля - Я» показывает наличие свободы выбора в соответствии с поставленной целью, по данной школе получены следующие результаты: 19,0 баллов. Подростки склонны не верить в собственные силы контролировать события собственной жизни.
По «Локусу контроля ̶ Жизнь получены значения приближенные к показателям среднего уровня подростков: 28,6 баллов. Подростки убежденны в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Таким образом, проведенное исследование смысложизненных ориентаций подростков позволило выявить следующие характеристики смысложизненных ориентаций:
- слабая заинтересованность подростками целями в своей жизни, подростки заинтересованы в большей степени жизнью в сегодняшнем дне;
- воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и частично наполненной смыслом.
- удовлетворены прожитой частью жизни и самореализацией в ней частично, считают, что она не достаточно продуктивна.
- подростки в большей степени склонны не верить в собственные силы контролировать события собственной жизни.
- убежденны в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
С помощью методики «Осознанность жизненных целей» Е.А. Кܶаܶрܶаܶпܶеܶшܶтܶа были получены данные оܶсܶоܶзܶнܶаܶнܶиܶя подросткамиܶ уровня сܶфܶоܶрܶмܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ своих жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей, вܶоܶзܶмܶоܶжܶнܶоܶгܶоܶ пܶрܶоܶтܶиܶвܶоܶрܶеܶчܶиܶяܶ между гܶлܶуܶбܶиܶнܶоܶйܶ жܶиܶзܶнܶеܶнܶнܶыܶхܶ целей и сܶпܶоܶсܶоܶбܶаܶмܶиܶ иܶсܶпܶоܶлܶьܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ сܶвܶоܶбܶоܶдܶнܶоܶгܶоܶ вܶрܶеܶмܶеܶнܶи.
В группе подростков среднегрупповой бал по шкале А (отношение к жизни) соответствует 8,7 балла, по шкале Б (структурированность свободного времени) показатель равен 6,6 балов. Полученные данные свидетельствуют, что запросы подростков несколько занижены; подростки часто берутся за деятельность, которую не доводят до конца; досуг проходит без какой бы то ни было для них пользы, свободное время проводят несерьезно.
Таким образом, полученные данные жизненных целей подростков позволяют сделать вывод, что у подростков жизненные запросы занижены, подростки характеризуются слабой постановкой целей, которые не всегда сопровождается их достижением.
Полученные данные актуализируют проблему развития прогнозирования и планирования будущего, осознанности жизненных целей подростков.