Статья:

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА СКЛОННОСТЬ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ И ПРОГРЕССИРОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Матвеева О.Н. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА СКЛОННОСТЬ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ И ПРОГРЕССИРОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(57).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА СКЛОННОСТЬ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ И ПРОГРЕССИРОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

Матвеева Олеся Николаевна
студент, Алтайский государственный университет, РФ, г. Барнаул
Кайгородова Надежда Захаровна
научный руководитель, профессор кафедры общей и прикладной психологии, доктор биологических наук, Алтайский государственный университет, РФ, г. Барнаул

 

На формирование личности ребёнка прямое влияние оказывают методы воспитательного воздействия, принятые в семье, где растет ребенок. Здоровая привязанность ребенка к значимому взрослому человеку  и последующая своевременная сепарация от него с адекватным и последовательным социальным интегрированием во внешнюю среду является биологической необходимостью и нормальным психологическим условием для развития. Нарушение детско-родительских отношений неизбежно оказывает негативное влияние на формирование детской психики. Значительные исследования проводились среди детей из социально неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. в тех семьях, где имеет место социальная депривация или «психическая депривация».

У детей указанных социальных групп отмечена высокая распространенность девиаций поведения, из которых на первом месте — аддиктивные расстройства.

Однако, исследования, проводимые в вышеуказанном направлении, посвящены лишь отдельным типам воспитания и, следовательно, не охватывают изучаемую проблему в полной мере. Целью настоящего исследования стало изучение распространенности аддиктивного поведения в сфере компьютерной зависимости (интернет, игровой) среди подростков, воспитывающихся в разных условиях.

Последние десятилетия компьютер и Интернет стали мощными средовыми факторами, под влиянием которых происходит формирование личности современных детей и подростков.

Новые информационные технологии сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но на их основе создаётся особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием. В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих положительный эффект от взаимодействия с компьютером. Компьютер выступает как средство эмоциональной разрядки; способствует развитию творческого мышления; помогает овладевать новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами. Однако, чрезмерное использование компьютера может приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни структуры личности подростка. В связи с этим отмечается и отрицательное влияние компьютера на физическое здоровье подростка, на отношение к школе и успеваемость, на поведение, на отношение к деньгам.

Имеется ряд исследований, в которых анализируются факторы риска развития компьютерной зависимости у подростков. Некоторые авторы (А.Ю. Акопов, Е.В. Змановская, И.С. Кон) выделяют в качестве таких предрасполагающих факторов две группы: внешние социальные условия (микросоциальные факторы) и внутриличностные особенности подростка.

В качестве фактора возникновения компьютерной зависимости рассматриваются психологические особенности пубертатного периода: высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок. Наряду с этим в качестве основных предрасполагающих факторов выделяют также и внешние внутрисемейные условия.

Нами было проведено эмпирическое исследование путем открытого сетевого опроса через специализиованные группы в социальных сетях «Телеграмм-канал», «WhatsApp». В исследовании приняли участие 60 человек, из которых 30 человек женского пола в возрасте от 25 до 55 лет, имеющих детей в возрасте от 11 до 18 лет, и 30 человек разного пола подросткового возраста - их детей. Среди подростков 22 человек с признаками тенденции к возникновению зависимости, повышенной склонностью и высокой вероятностью к возникновению интернет-зависимости (эмпирическая группа), 8 человек – подростки с низкой тенденцией к возникновению интернет-зависимости (группа контраста).

В качестве первого инструмента исследования была  выбрана методика «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич, которая используется для оценки психологической склонности к развитию зависимого поведения. Было установлено, что у 27% опрошенных не выявилась вероятность развития интернет-зависимости, у 23% наблюдаются признаки тенденции к зависимому поведению средней выраженности; признаки повышенной склонности выявлены у 43% испытуемых; и всего 7% подростков имеют признаки высокой склонности к интернет-зависимому поведению

Для исследования родительских установок и стиля воспитания были использованы следующие методики: Методика выявления преобладающего стиля родительского воспитания и взаимодействия Р.В. Овчаровой, позволяющая определить доминирующий стиль воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и методика PARI (parental attitude research instrument), предназначенная для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Результатом проведенного исследования явились следующие выводы:

  1. Замещение реального общения подростков со сверстниками общением в виртуальном мире обусловлено наличием неконструктивного стиля межличностного общения с родителями, который характеризуется доминированием, авторитарностью, агрессивностью.
  2. Нарушение конструктивных отношений с родителями в результате авторитарного подхода к воспитанию влечет возникновение и усугубление неудовлетворенности у подростка потребности в эмоциональной близости и принятии со стороны значимых других, нарушению способности развивать социальные связи, что приводит к избеганию им реальных ситуаций общения со сверстниками и обращению к более безопасному для него виртуальному общению в Интернет-пространстве.
  3. Высокий уровень зависимых отношений подростка с родителями приводит к инфантилизации и повышению общего фона тревожности у подростка, что отражается на адекватном восприятии, оценки и проявлении себя в ситуациях реальных социальных отношений, тем самым, являясь предпосылкой к удовлетворению потребности в общении в виртуальном мире.
  4. Получены эмпирические доказательства. того, что авторитарный и либеральный стили воспитания являются фактором риска развития склонности к интернет-аддикции у подростков. Показано, что чем более отрицательное отношение к подростку со стороны матери, чем меньше она проявляет интерес к его деятельности, а также чем выше контроль со стороны родителей, тем больше времени подросток предпочитает проводить время в интернете.

Исследование влияния стилей родительского воспитания и различных аспектов восприятия родителями ребенка в семейной системе на его самоидентификацию демонстрирует устойчивую взаимосвязь между этими феноменами. В деструктивных детско-родительских отношениях используются подавляющие личность правила, которые не дают открыто выражать ребенку семьи свои чувства и обсуждать личные и межличностные проблемы.

Результаты, полученные в процессе проведенного исследования о влиянии особенностей внутрисемейных межличностных отношений  на склонность детей подросткового возраста к интернет-зависимости, могут иметь актуальное практическое применение. Важными практическими целями такого исследования являются профилактика распространения среди подростков такого вида аддикции, как интренет-зависимость, повышение  грамотности среди родителей по вопросу воспитания их детей, психокоррекция детско-родительских отношений.

 

Список литературы:
1. Николаева А.А. Павлова, Т.С. Зависимость молодежи от социальных сетей. Образовательные ресурсы и технологии. 2019. No4 (29). Доступ из научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU».
2. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие.- Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183.
3. Бэш Ф. Здоровье и воспитание подростков.- М.: Мартин, 2012. – 590 с.
4. Эйдемиллер Э., Психология и психотерапия семьи, СПб Питер, 2008- 672с.
5. «Сибирский психологический журнал» №24, 2006 – 52 с
6. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2007. - 360 с.
7. Аристова И.Л., Венгеренко М.С. Связь стиля семейного воспитания матери и киберкоммуникативной зависимости подростков женского пола // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3