Социальный и правовой аспекты брачного договора в Российской Федерации
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Социальный и правовой аспекты брачного договора в Российской Федерации
Брачный договор – понятие относительно новое для права Российской Федерации, ведь первое упоминание о нем появилось только в 1994 году, когда в основы гражданского, в частности, семейного законодательства была предпринята попытка ввести нормы о разделе имущества. С тех пор сам институт брачного договора юридически считается уже достаточно сформированным, но практически его популярность лишь набирает обороты, хотя и довольно медленно [1; c. 119].
За период с января по октябрь 2019 года лишь около 90000 пар обратились к нотариусу за заключением брачного договора, что, с одной стороны, является довольно высоким показателем относительно предыдущих лет, но с другой стороны, доказывает, что сам институт в Российской Федерации не пользуется каким-либо авторитетом при мыслях о возможном разделе имущества супругов после их развода.
Прежде всего следует отметить, что взгляд на отношения между мужчиной и женщиной в западной и русской истории довольно сильно разнится – как рассматривая историю, так и современные тенденции. Современные тенденции в западных странах давно сложились в сторону брачных отношений, как наиболее взаимовыгодных, предусматривая, что оба супруга будут вкладывать преимущественно материальные ценности в семейную копилку. При этом на западе давно сформировалась такая модель отношений между мужчинами и женщинами, о чем может свидетельствовать самый банальный пример, что в кафе обычно пара платит пополам, исходя из чего следует вывод, что западная модель отношений предполагает отличный финансовый доход с обеих сторон и предусматривает примерно равную платежеспособность обоих супругов, что впоследствии приводит к самому наилучшему сохранению своего имущества в случае развода – заключению брачного договора.
На территории России, дополняя то, что Российская Федерации является многонациональным государством, семейные ценности и традиции чтятся больше, что проявляется в особых взаимоотношениях между супругами. В России до сих пор преимущественно популярно мнение, что женщина – это хранительница домашнего очага, а мужчина – добытчик. Основываясь на таких высоких межличностных ценностях тяжело представить порчу таких отношений договорными отношениями.
Следует также отметить, что в западных странах по большей части в брачных договорах заключаются положения о лжи в семье, об изменах, о проведении совместных выходных и наступающих соответствующих санкциях. То есть в западной модели брачный договор представляет из себя своего рода моральный кодекс конкретной семьи, нарушение которого провоцируют наступление негативных юридических последствий, что само по себе низводит семейные отношения к очередному гражданскому договору между двумя взаимовыгодными субъектами. В российской модели брачный договор предусматривает, прежде всего, взаимосогласованный раздел имущества в случае развода, игнорируя вышеприведенные положения касательные личностного характера, поскольку данные обстоятельства (например, ложь) относятся к слишком субъективным и абстрактным параметрам и каждый из супругов в конкретном положении может подразумевать свой смысл, что затрудняет в таких случаях какие-либо возможные юридические разбирательства, в случае обыкновенного непонимания между людьми. Также договорной элемент в семейных отношениях негативно сказывается на сам институт семьи, поскольку вносит первичное недоверие и готовность супругов разойтись в любой момент, но главное – остаться при своем имуществе.
Некоторые ученые-теоретики юристы и социологи признают брачный договор продуктов эволюции цивилизованного общества, опираясь на идеалы саморазвития личности и провозглашая супружеского партнера лишь в качестве одного из метода на пути к достижению жизненных целей [2;c. 70]. Другие ученые заявляют о брачном договоре как издержке деградации семейных ценностей и в общем института семьи, поскольку любовные отношения в современных тенденциях отходят на второй план, уступая первичному становлению личности в обществе, построению карьеры, что, как следствие, означает падение демографических показателей и интереса людей к узакониванию своих межличностных отношений [3;c. 66].
В Европе и США заключают брачные договоры более 70% пар, когда в Российской Федерации данный показатель не превышает 3%. Как заявляет адвокат С. Кирюшина в одной из своих статей на тему брачного договора в России, что брачный договор является «свидетельством взаимного доверия молодых супругов и безусловного признания взаимной ответственности каждого за благополучие партнера в будущем, каким бы оно ни сложилось». Это мнение имеет место быть, но следует учитывать, что институт брачного договора, как и любое другое отягощение каких-либо бытовых ситуаций правовыми рамками, прежде всего – является заработком для адвокатов, поэтому мы считаем данное умозаключение категорически субъективным и далеким от истины. Однако все психологические моменты брачно-договорных отношений основываются на менталитете граждан, а менталитет граждан Российской Федерации далек от этого, что не есть плохо.