Статья:

Исследование жизнестойкости и ценностей в студенческом возрасте

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кабанченко Е.А. Исследование жизнестойкости и ценностей в студенческом возрасте // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование жизнестойкости и ценностей в студенческом возрасте

Кабанченко Екатерина Александровна
магистрант, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

Студенческий возраст соотносится с юностью и частью взрослого этапа в развитии и становлении личности, данный период – это активный этап развития жизнестойкости. Но в современных социально-экономических условиях жизни, в постоянно меняющемся обществе молодежь с трудом замечает новые возможности, проявляет сниженный уровень жизнестойкости и ценностную дезориентацию.

Среди зарубежных и отечественных психологов, которые занимаются исследованием феномена жизнестойкости, можно выделить таких ученых, как: С. Мадди, С. Кобейса, Д. Хошаба, С. Шейер, И. Солкова, П. Томанек, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, Т.В. Наливайко, Г.В. Ванакова, М.В. Логинова, Н.М. Волобуева, С.А. Богомаз, Е.Ю. Мандрикова, В.Р. Петросянц, Е.В. Шварева, Р.И. Сцетишин и др. Для психологической науки проблема жизнестойкости является новой, недостаточно изученной.

Можно говорить о том, что феномен жизнестойкости возник на стыке научной школы экзистенциальной психологии и психологии стресса, способов совладания с ним. Зарубежный психолог С. Мадди стал создателем теории такого личностного качества, как «hardiness». Этот термин, в переводе с английского имеет значение «крепость, выносливость», Д.А. Леонтьев этот феномен определил, как «жизнестойкость» [4].

Феномен жизнестойкости –личностное образование, которое развивается в процессе всей жизни человека. Жизнестойкость проявляется в определенных ситуациях вне зависимости от знаний и пониманий этой данности самой личностью. Следует отметить, что проблема жизнестойкости является новой для психологии, и фактически невозможно определить хоть один источник, в котором полностью раскрыты смысл и содержательный аспект понятия «жизнестойкость». Но можно отметить различные предпосылки для определения данного понятия.

Термин жизнестойкости Л.А. Александрова (2005) определяет, как психологическую живучесть, а также как показатель психического здоровья человека. В понимании Р.М. Рахимовой жизнестойкость молодежи – это комплекс ценностных установок, которые позволяют молодежи создать свой жизненный проект, сделать его позитивным [1].

Целью исследования – изучить особенности жизнестойкости в студенческом возрасте. Группу испытуемых составили 56 студентов Алтайского государственного педагогического университета, Института психологии и педагогики, профилей подготовки «психология образования» и «начальное образование» очного отделения 1–4 курсов в возрасте 18–24 лет, среди которых 4 юноши и 52 девушки. Для реализации цели исследования использовались методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой

Полученные данные исследования общего показателя жизнестойкости и уровней выраженности компонентов жизнестойкости представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Данные исследования уровня жизнестойкости в группе испытуемых

Компоненты жизнестойкости и общий показатель

Уровни

Низкий, %

Средний, %

Высокий, %

Вовлеченность

21,4

67,9

10,7

Контроль

12,5

80,4

7,1

Принятие риска

3,6

46,4

50

Общий показатель жизнестойкости

21,4

51,8

26,8

 

Мы видим, что у большинства студентов были выявлены средний и высокий уровни выраженности жизнестойкости и ее компонентов. Остановимся на каждом из них подробнее.

Можно сделать вывод, что большинство испытуемых – 78,6 % (67,9 % средний уровень и 10,7 % высокий уровень) убеждены, что вовлеченность в происходящее позволяет им найти что-то интересное для себя. Эти студенты замотивированы на реализацию задуманного, на лидерство. Более чем 2/3 респондентов чувствуют себя ценными и значимыми, могут полностью включаться в решение задач, преодолевая стресс.

Следующий компонент, который будет проанализирован – это «контроль».

Можно говорить о том, что для 87,5 % испытуемых характерно понимание своей ответственности за выбор деятельности и своего жизненного пути. Так студенты могут чувствовать, что успех неоднозначен, но борьба всегда влияет на результат происходящего. Для студентов не характерно испытывать чувство беспомощности. Они осознают, что выбор деятельности и своего жизненного пути зависит только от них. Именно данный компонент позволяет человеку чувствовать свою власть над обстоятельствами жизни, умение выстоять перед сложными моментами.

Далее остановимся на последнем компоненте жизнестойкости – «принятие риска». Здесь 3,6 % студентов продемонстрировали низкий уровень, 46,4 % – средний (норма), а 50 % – высокий уровень. Сразу отметим, тот факт, что всего у 3,6 % студентов был выявлен низкий уровень данного компонента.  Анализируя данные по шкале принятие риска, следует отметить, что данный показатель вносит наибольший вклад в общий уровень жизнестойкости и важен для характеристики особенностей данного феномена у студентов, возможно он является ресурсом для преодоления сложных ситуаций и стресса. Так большинство студентов – 96, 4 %рассматривают все происходящее с ними, как толчок к развитию знаний, как получение опыта. Следовательно, испытуемые готовы действовать в отсутствие гарантий на успех, а жизнь рассматривают как возможность получить опыт. Можно говорить об открытости личности для окружающей действительности, о нацеленности на постоянный рост.

В целом для испытуемых (78,6 %) характерны такие качества, как целеустремленность, осмысленность жизни, видение перспектив, умение устанавливать отношения с людьми. Респонденты могут совладать с жизненными трудностями, стрессовыми ситуациями, воспринимать проблемы как не столь значимые и позитивно оценивать события, переводить происходящие изменения в возможности. Можно сделать вывод о том, что для большинства респондентов характерно умение препятствовать внутреннему напряжению в ситуациях стресса, испытуемые умеют справляться с трудностями и воспринимать их как менее значимые. Таким образом мы можем говорить о том, что для испытуемых характерно жизнестойкое поведение.

Формирование и развитие жизнестойких качеств в студенческом возрасте происходит через процесс самосовершенствования, саморазвития, и самореализации. Однако, результативность будет зависеть от осознания молодым человеком способности принимать свою личность, собственные возможности через открытость в студенческом коллективе, стремление пробовать себя в различных видах деятельность, приобретая и накапливая новый опыт.

Студенты большую часть времени проводят в учебном заведении, они включены в различные виды учебной и воспитательной деятельности, что предоставляет студентам возможность реализовывать себя и получать новый опыт. Однако целенаправленный процесс формирования и развития навыков жизнестойкости в студенческом возрасте – это задача психологической службы вуза, которая становится регулятором данной работы. При этом в ходе выполнения поставленной задачи психологическая служба ВУЗа может активно привлекать студентов старших курсов в качестве добровольцев. Таким образом, студенты будут не только включены в общественно значимую деятельность, но и будут иметь возможность реализовать свои способности и получить бесценный опыт профессиональной деятельности.

 

Cписок литературы:
1. Александрова, Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф. / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной. – Москва, 2005. – С. 16-21.
2. Ванакова, Г. В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: дис. …д-ра. психол. наук. Биробиджан, 2014. – 462 с.
3. Конюхова, Т. В. Жизнестойкость личности как особый паттерн установок освоения социокультурного пространства // Известия ТПУ. – 2013. - № 6. – С.110-114.
4. Леонтьев, Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. – 63 с. 
5. Мадди, С.  Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал, 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 85–112.
6. Рассказова, Е. А. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – № 7. – С. 124–126. 
7. Сотниченко, Д. М. Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 8. – С. 104–107. 
8. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности. Москва: Прометей, 2012. – 152 с.