ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ КОЛЛЕКТИВА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Конференция: CCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ КОЛЛЕКТИВА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В современных условиях изучение социально-психологического климата организации является достаточно актуальной проблемой, поскольку диктуется, прежде всего, увеличением требований к уровню психологической включенности личности в профессиональную деятельность. Трудности в управлении производством связаны с общими трудностями психологии управления.
Социально-психологический климат в организации зависит от специфической эмоциональной реакции психологических связей организации, которые формируются на основе их симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Психологическое состояние и настроение работников, которое характеризует психическое состояние работников, раскрывают качество социально-психологического климата в организации. Состояние и настроение сотрудников организации является реакцией на воздействие внешней среды и весь комплекс условий деятельности человека в организации. Они выступают субъективными формами проявления социально-психологического климата.
Негативные эмоциональные переживания – тревога, дискомфорт, непонимание в коллективе могут стать причиной неврозов и стрессов, и в связи с этим становится актуальным создание предпочтительного психологического климата в организации. В связи, с чем и определена одна из главных задач практического психолога - диагностика и коррекция межличностных отношений и социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Для успешного выполнения социальных ролей человеку необходимы не только знание и понимание официальных правил, но и социально-психологическая готовность принять эту роль и, в конечном итоге, обеспечить ее выполнение. В этом случае официальные ролевые предписания трансформируются в соответствующие внутренние побуждения. Структура рабочего поведения сотрудника определяется рядом внешних и внутренних условий, основными из которых являются:
- знание и понимание официальных правил;
- социально-психологическая готовность (установка) к принятию определенной роли;
- создание условий для усвоения (интернализации) роли;
- влияние на самосознание и самооценку сотрудников [1].
В результате взаимодействия требований социальной роли и личности работника (Я) у него формируется индивидуальный стиль ролевого поведения (исполнение роли), который определяется организационными и личностными факторами.
Основными организационными факторами являются организационная культура фирмы и групповые нормы поведения. Основные личностные факторы: потребности, мотивы поведения, установки и ценностные ориентации, а также чувство ответственности как свойство личности. Ответственность служит здесь средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно.
Индивидуальный стиль выполнения профессиональной роли в решающей мере зависит от потребностей и интересов личности, а также от ее ценностных ориентаций (ценностно-нормативной установки) и характера трудовой мотивации. Ценностно-нормативные установки работника являются основным регулятором трудового поведения, понимаемого в конечном счете как состояние социально-психологической готовности к труду в условиях рынка.
Такую готовность определяют ориентации личности, которые позволяют ей составить представление и определить значимость окружающих предметов и явлений (получить статус «ценности»), а также наметить план действий и осуществлять деятельность по его выполнению. При этом ценности образуют систему, связанную с представлениями человека о смысле жизни, с оценками происходящего, с соотнесением потребностей личности с объективными возможностями их удовлетворения.
Значение предметов и явлений, событий, межличностных отношений, смысл настоящего и будущего выступает как мощный стимул поведения, как детерминанта жизни и деятельности личности.
Ценностные ориентации выражают, с одной стороны, социальный статус человека, с другой стороны, обусловленность поведения запросами, потребностями, свойствами личности [2].
Еще более явное противоречие наблюдается между высказанными вербализованными программами действий и реальными действиями, поступками, которые можно наблюдать со стороны в определенной ситуации. Этот несомненный факт становится предметом исследования социологов, психологов, педагогов и других обществоведов, изучающих механизмы социального поведения людей. Ценностные ориентации выступают формой взаимосвязи личности и социальных групп.
Важнейшей характеристикой индивидуального стиля выполнения профессиональной роли является определенный уровень притязаний личности в коллективе. Уровень стремления сотрудника - это определенная степень сложности цели, к достижению которой стремится человек. Социологи выделили следующие факторы, определяющие уровень притязаний личности: стандарты успеха, уровень самоуважения (в том числе самооценки), прошлый опыт, степень интернализации социальной роли, успехи и неудачи в процессе движения к цели, индивидуальные особенности личности (пол, возраст, характер, способности и др.). Наконец, выполнение работником конкретной профессиональной роли зависит от его общих и специальных способностей (в первую очередь профессиональных), а также от его жизненного опыта.
Личность как субъект общественных отношений характеризуется прежде всего автономностью, определенной степенью независимости от общества. Личная независимость связана со способностью доминировать над собой, что предполагает наличие у человека самосознания, то есть не только осознанности, мысли и воли, но и способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция - это принцип поведения, основанный на идеологических установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Важность мировоззрения и нормативных факторов в жизни человека объясняется имеющейся теорией саморегуляции социального поведения человека [2].
Таким образом, применение социально–психологических методов в современных условиях связано с улучшением качества человеческих ресурсов с целью усиления конкурентоспособности предприятия. Важную роль в этом играют не столько административные и экономические, сколько социально–психологические методы управления. Общие тенденции таковы, что роль социально–психологических методов с течением времени будет только усиливаться в связи с разнообразными факторами, влияющими на развитие современного общества.