ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПРОБЛЕМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПРОБЛЕМА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Одной из основных целей Концепции развития Уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации на период до 2030 года выступает повышение эффективности работы учреждений и органов УИС, реализация которой осуществляется с помощью совершенствования уголовно-исполнительной политики, посредством проведения комплекса мероприятий по преобразованию служебной деятельности сотрудников УИС.
В современных условиях деятельности сотрудников УИС успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от сформированности в достаточной степени профессионально-важных качеств. В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от 20.05.2013г. № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы», одной из функций психологической службы является проведение просветительской работы с сотрудниками УИС, заключающейся в повышении профессиональной психологической компетентности, а также в выработке у них личностных качеств, необходимых для выполнения должностных обязанностей по оптимизации воспитательного воздействия на осуждённых. Таким образом, исследование профессионально важных качеств как структурных компонентов профессиональной компетентности сотрудников УИС выступает в качестве важного направления в деятельности пенитенциарных психологов, ориентированного на усиление способности персонала к социально-психологической адаптации к данным условиям среды и личностному саморазвитию в целях повышения эффективности и результативности выполнения сотрудниками исправительных учреждений своих должностных обязанностей, а также в целях профилактики профессионального выгорания и суицидального поведения.
В психологической науке профессиональная компетентность выступает в качестве способности и готовности человека, необходимой для выполнения актуального действия в заданной предметной области и которая включает в себя специальные знания, умения и навыки, а также особенности мышления и готовность отвечать за свои действия [1, с. 253]. Важно подчеркнуть, что А.И. Кравченко отмечает, что в экстремальных условиях профессиональной деятельности у сотрудников УИС снижается уровень самоконтроля, что обуславливает повышение степени выраженности склонности к риску и может привести к профессиональной деформации и повышению уровня суицидального риска [2, с. 290].
Также теоретический анализ пенитенциарно-психологических исследований показал, что изучение профессиональной компетентности сотрудников УИС основывается на изучении особенностей формирования и развития профессионально важных качеств сотрудников исправительных учреждений, учет которых позволяет проводить своевременную работу по профилактике деструктивного поведения у сотрудников УИС. В соответствии с этим, в рамках исследования мы опираемся на труды Дж. Равена о понятии профессиональной компетентности; на структуру профессиональной компетентности, представленную в работах А.К. Марковой, И.А. Зимней, И.А. Барышниковой, Р.С. Федюка, Л.И. Бершедовой и А.А. Алдашевой; на научную мысль И.А. Зимней о комплексном подходе к развитию профессиональной компетентности; на точку зрения А.А. Довганенко об уровнях развития профессиональной компетентности, а также А.И. Кравченко о том, что в структуру профессиональной компетентности входят следующие профессионально важные качества: эмоциональная стабильность, общительность, сознательность, смелость, развитость эстетических потребностей, самоконтроль и сила воли, адекватная самооценка.
В связи с этим, в рамках проведенного эмпирического исследования на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Рязанской области выявлено, что для сотрудников исправительных учреждений свойственны следующие профессионально важные качества: выдержанность, решительность и готовность к действиям, упорство в достижении цели, бодрость, предприимчивость, что сочетается со склонностью к риску в критических ситуациях и низким уровнем самооценки. Также на основании эмпирического анализа были выявлены профессионально важные качества у сотрудников исправительных учреждений, которые необходимо развивать: осмысленность, восприятие жизни наполненной смыслом, удовлетворенность своей прошлой и настоящей жизнью, целеполагание, высокий уровень самооценки и уверенности в себе, самоуверенность, самостоятельность, наличие внутренней расслабленности. В свою очередь, наиболее развитыми компетенциями выступают лояльность к требованиям, работоспособность, способность планировать и проектировать работу, внимательность. В свою очередь, менее развитыми являются следующие компетенции: творчество, креативность, управленческие навыки и обучаемость.
Таким образом, изучение психологических особенностей развития профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений в условиях реформы уголовно – исполнительной системы является актуальным, поскольку оно является важным для оптимизации службы в рамках решения главной задачи ФСИН России – формирование и развитие уровня готовности к профессиональному самосовершенствованию сотрудников УИС в целях повышения эффективности и результативности выполнения сотрудниками исправительных учреждений своих должностных обязанностей, а также в целях профилактики профессионального выгорания и суицидального поведения.