Статья:

Интернет-зависимость и уровень личностной тревожности у студентов ТГМУ

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Кононенко С.О. Интернет-зависимость и уровень личностной тревожности у студентов ТГМУ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интернет-зависимость и уровень личностной тревожности у студентов ТГМУ

Кононенко Сергей Олегович
студент факультета «Общественное здоровье», специальность «Клиническая психология», Тихоокеанский Государственный Медицинский Университет Россия, г. Владивосток
Рабовалюк Любовь Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры «Клиническая психология», Тихоокеанский государственный медицинский университет Россия, г. Владивосток

 

Согласно данным от мая 2014 года, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров заявил, что аудитория российского сегмента интернета составила 68 миллионов человек, из них 56 миллионов – регулярные пользователи, которые используют доступ в сеть каждый день [3].

Интернет прочно и органично вошел в нашу жизнь, кроме как на персональных компьютерах, к нему существует доступ и с мобильных устройств. На настоящий момент наша страна славится самым быстрым мобильным интернетом. По данным Open Signal, Россия заняла тринадцатое место среди стран с самым быстрым LTE (стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных для мобильных устройств) с результатом 12,4 мегабита в секунду [3]. Эти статистические данные говорят о высокой степени доступности сети для практически любого россиянина.

Проблема интернет зависимости становится более актуальной с каждым днем.

Несмотря на то, что количество исследований на тему зависимости от интернета растет, проблема влияния интернет-зависимости на личностные характеристики студенчества остается по-прежнему малоизученной и непроработанной.

Даже несмотря на увеличение в количественном соотношении пользователей интернета в возрасте от восемьнадцати до двадцати четырех лет, выявление среди них интернет-аддиктов, диагностика у них степени интернет-зависимости, исследование их личностных особенностей и оценка динамики личностных показателей в данной группе в настоящее время не проводится.

Войскунский А.Е выделил определенные свойства, присущие интернету, а именно:

1.  сверхличностная природа межличностных взаимоотношений;

2.  возможность анонимных социальных взаимодействий;

3.  возможности реализации представлений и фантазий с обратной связью;

4.  уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание;

5.  расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса;

6.  неограниченный доступ к информации [1].

Об определении интернет-зависимости. Впервые расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом. Несмотря на то, что Голдберг не ставил перед собой цель включить это расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

·       использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

·       использование интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

В западных странах интернет – зависимость получила название Facebook Depression (можно перевести как «Депрессия от Фейсбука», facebook – англоязычная популярная мировая социальная сеть), в России тем же успехом зависимость от виртуального общения в социальных сетях можно было бы окрестить «Эффектом Дурова» (Павел Дуров – один из основателей социальной сети «ВКонтакте»). Было выяснено, что количество времени, проведенного за «виртуальными беседами» было прямо пропорционально негативному отношению к собственной личной жизни. Можно объяснить это так называемым «Эффектом Фейсбука»: как правило, в социальных сетях люди демонстрируют свои достижения, фотоотчеты с праздников и подобные жизнеутверждающие материалы, создающие иллюзию счастливой жизни. Чем дольше рядовой пользователь наблюдает за подобными «успехами» своих «друзей», сравнивая их презентацию со своей реальной жизнью, тем больше шансов, что свою повседневную жизнь он будет расценивать, как минимум, как неудовлетворяющую, а себя – как неудачника. Также растет личностная тревожность пользователя [3].

К. Янг охарактеризовала пять основных типов интернет-аддикции:

·     компьютерная зависимость: пристрастие к различной работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

·     компульсивная навигация в Сети: компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;

·     перегруженность информацией: патологическая привязанность к опосредованным интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

·     киберкоммуникативная зависимость: зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными друзьями;

·     киберсексуальная зависимость: зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых» [6].

Мы поставили перед собой цель определить уровень интернет-зависимости у студентов с разным уровнем тревожности.

Исследование проводилось методом анкетирования. Материалом послужили опросники «Уровень интернет-зависимости» Кимберли Янг и «Интегративный тест тревожности» НИИ им. Бехтерева.

Опросник «Уровень интернет-зависимости». Тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия). Опросник состоит из 40 пунктов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой. Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым [4]

Интегративный тест тревожности. Тест состоит из двух субтестов, предназначенных для раздельной оценки тревоги и тревожности. Каждый субтест содержит 15 утверждений, с каждым из которых испытуемый должен выразить своё согласие по 4-балльной шкале. Утверждения субтестов полностью идентичны, различается лишь инструкция. В итоге из теста можно извлечь общий балл по каждому субтесту и 5 шкальных значений (всего 12 показателей) [5].

Участники исследования: 15 девушек и 15 юношей, учащиеся на факультетах «Общественное здоровье» и «Лечебное дело», возраст участников от 18 до 21 года.

По результатам исследования был выявлен низкий уровень интернет-зависимости у 100% опрошенных студентов. Средний балл при ответах на вопросы в анкете «3,5». По результатам теста «Интегративная тревожность» 80% опрошенных студентов имеют умеренный уровень тревожности, 20% опрошенных имеют низкий уровень тревожности.

Резюмируя, следует сказать, что, так как у всех опрошенных студентов был выявлен низкий уровень интернет-зависимости, мы можем предположить, что опрошенные студенты имеют такие характеристики как: высокая стрессоустойчивость, уверенность в себе, низкая конфликтность, которые могут предотвратить появление интернет-зависимости. Также мы можем констатировать умеренный уровень тревожности у 80% и низкий уровень тревожности у 20% опрошенных студентов.

 

Список литературы:
1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90–100. 
2. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации – [Электронный ресурс]. — Режим доступа из URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/events/list/ (Дата обращения 08. 04.2016).
3. Медицинский портал UDoktora.net // Использование Facebook снижает оценку – [Электронный ресурс]. – Режим доступа из URL: http://udoktora.net/polzovanie-facebook-snizhaet-samootsenku-84522/ (Дата обращения 01.04.2015).
4. Энциклопедия психодиагностики Psylab.info – [Электронный ресурс]. – Режим доступа из URL: http://psylab.info/Тест_Кимберли-Янг_на_интернет-зависимость (Дата обращения 09.09.2016).
5. Энциклопедия психодиагностики Psylab.info – [Электронный ресурс]. – Режим доступа из URL: http://psylab.info/Интегративый_тест_тревожности (Дата обращения 09.09.2016).
6. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. - 2000. – №2. – С. 24–29.