Статья:

Технологии поддержки и сопровождения талантливых детей

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Заяшникова О.В. Технологии поддержки и сопровождения талантливых детей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Технологии поддержки и сопровождения талантливых детей

Заяшникова Ольга Викторовна
студент, ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова», РФ, г. Нерюнгри
Кобазова Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» РФ, г. Нерюнгри

 

В каждом учебном заведении встречаются ученики, которым свойственно демонстрировать высокие достижения в интеллектуальной, творческого, организаторской, художественной, спортивной сферах. Мы привыкли называть их талантливыми. На уроках такие дети достаточно чувствительно воспринимают недостаток информации для усвоения и переработки. Талантливым детям свойственно ожидать познавательную атмосферу занятий, активную деятельность на уроках и поиск самостоятельных решений.

Следует отметить, что немаловажным фактором является удовлетворение потребностей одаренного ребенка в активной мыслительной деятельности. Если такая потребность на уроке не удовлетворяется, это может повлечь негативную реакцию: реплики, каверзные вопросы, отвлеченные рассуждения или полное отрешение от урока – лучше я почерчу, порисую, или почитаю, что там дальше интересного в учебнике [2, с. 201].

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости создать детям условия для полноценного развития и реализации своей одаренности.

Технология поддержки и сопровождения талантливых детей должна вестись через мероприятия по всем направлениям. Так, выявлять талантливых детей следует с помощью анализа особых успехов и достижений ребенка, формирования банка данных по талантливым детям, проведения диагностики возможностей детей.

Для поддержки и сопровождения талантливых детей, на наш взгляд, должна быть выработана комплексная стратегия, направленная на самореализацию таких детей. Она может включать: создание для ребенка ситуации успеха и уверенности посредством индивидуального обучения и воспитания, организацию кружковой работы с целью углубленного изучения отдельных предметов или направлений, формирование и развитие системы дополнительного самообразования ребенка, организацию научно-исследовательской деятельности, организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях, музыкальных конкурсах и т.д.

Работа по поддержке и сопровождению талантливых детей должна быть обязательно включена в учебно-воспитательную работу школы. Стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути для талантливых ребят может послужить участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, соревнованиях разных уровней.   

Отличным вариантом в поддержке и сопровождении талантливых детей может являться метод учебных проектов, который, по сути, является самой эффективной стратегией поддержки талантливого ребенка. Метод проектов подкрепляет жажду талантливого ребенка к самостоятельности, учит его ставить цель, планировать действия, распределять время, силы, оценивать самого себя и свои возможности, видеть результат своей работы или продвижение к результату, учит самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации.

При работе с талантливым ребенком следует не забывать, что одаренный ученик может заняться только любым делом, углубиться в одном направлении, при этом игнорировать другие предметы или виды деятельности. Он может начинать несколько дел сразу, начинать довольно сложные задачи. В результате, если не получит ожидаемого результата, разочаровывается, а это ведет к понижению самооценки, появлению преувеличенных страхов, повышению уязвимости, и как следствие – появляются резкие высказывания, слезы, или замыкание в себе [5, С. 21-22].

Но успех талантливого ребенка зависит не только от него самого, но и от педагога, который с ним работает. Преподаватели школ должны понимать, что технологиям работы с талантливыми детьми нужно учиться. Администрация учебного заведения должна обращать серьезное внимание на развитие системы мер поощрения тех педагогов, которые достигли больших успехов в работе с талантливыми детьми.

В технологию поддержки талантливых детей должен быть заложен еще один пункт - это демонстрация и пропаганда достижений ребенка. Но в этом не стоит культивировать в талантливом ребенке сознание своей исключительности потому, что в ситуации, когда ребенок столкнется с напряженной умственной работой и неизбежными неудачами, он деморализуется и может начать негативно относиться к учебе, а низкие оценки будет расценивать как проявление недоброжелательности преподавателя [1, с. 116].

В основу технологии поддержки и сопровождения талантливых детей должно быть заложено раскрытие потенциальных возможностей такого ребенка. Исходя из этого сущность всей работы с талантливыми детьми должны быть направлены на:

- формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

- развитие коммуникативных навыков;

- снижение уровня тревожности;

- формирование адекватной самооценки;

- обучение методам релаксации и визуализации.

К основным направлениям поддержки и сопровождения талантливых детей можно отнести организацию групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, которые будут нацелены на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организацию труда, планирования, эффективную коммуникацию и т.д.

При разработке образовательных программ основное внимание нужно, на мой взгляд, уделять становлению, развитию и воспитанию личности талантливого ребенка. Основой в поддержке и сопровождении талантливых детей должна стоять стратегия обучения и развития на принципах ускорения, углубления, обогащения. Эти программы должны быть четко ориентированы на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка [4, с. 55].

Следует также обеспечить для ребенка гибкость и вариативность самого учебного процесса (например, включить в них предметные, надпредметные и метапредметные знания и умения, предусмотреть использование разнообразных источников информации).

Такие программы должны содержать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предпола­гает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

Сейчас поддержка и сопровождение талантливых детей выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который будет способствовать развитию талантов детей.

 

Список литературы:
1. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить : учебное пособие. - М. : Попурри, 2014.- 853 с.
2. Международная молодежная конференция «Поддержка талантливых детей и молодежи в рамках реализации концепции непрерывного профессионального образования // сборник материалов. - Казань : КНИТУ, 2012. – 259 с.
3. Миллер Алис Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я : монография. - М. : Академический проект, 2016. - 144 с.
4. Робинсон Кен, Ароника Лу. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка : Зарубежная прикладная и научно-популярная литература., М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 390 с.
5. Шабшай Г., Шабшай Е. Как развить в ребенке харизму и гениальность. Эннеатипы и дети : учебное пособие. - СПб. : Весь, 2017. - 192 с.