Статья:

Экстернализация переживаний: содержание и этапы

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Хохлачёва А.В. Экстернализация переживаний: содержание и этапы // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Экстернализация переживаний: содержание и этапы

Хохлачёва Анастасия Вячеславовна
студент, Национальный исследовательский университет, «Высшая школа экономики», РФ, г. Москва
Станковская Елена Борисовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц, Национальный исследовательский университет, «Высшая школа экономики», РФ, г. Москва

 

Эстернализация переживаний (ЭП) – сложный процесс обработки переживания. Она может являться (и является) частью терапевтического процесса. Поэтому столь важно выделить основные ее стадии и определить возникающие в ее процессе эффекты. Чтобы консультант мог лучше понимать сам процесс обработки переживания и мог подтолкнуть клиента в нужном направлении.

Вопрос об эффективности психотерапии и факторах, ее обеспечивающих, до сих пор остается дискуссионным. Сравнительный анализ различных направлений психотерапии позволил выдвинуть предположение о наличии «общих факторов», определяющих успешность психотерапевтической работы. Однако представленный перечень не является окончательным, и в консультативной психологии продолжается поиск экономичных и универсальных для различных модальностей психотерапии инструментов, способствующих достижению клиентами предпочитаемых ими изменений.

Одним из таких «действенных факторов», обусловливающих эффективность психологического консультирования и психотерапии, выступает, на наш взгляд, экстернализация переживаний (ЭП) личности.

Независимо от конкретного направления, в процессе психотерапии происходит одновременно актуализация чувств и установление консультируемым некоторой внутренней дистанции по отношению к ним, благодаря чему они могут быть по-новому осмыслены и интегрированы в индивидуальную жизнь. Этот процесс, обеспечивающий эффективность психотерапии, не описан в консультативной психологии в достаточной мере и не отрефлексирован как особый «действенный фактор».

Данное исследование входит в область консультативной психологии, которая занимается изучением различных процессов во время терапии, в частности, процессов возникающих между клиентом и терапевтом.

Мы определяем ЭП (рис.1) как процесс означения переживаний с помощью понятий, образов, метафор, приводящий к установлению некоторой внутренней дистанции между «Я» и «моим переживанием» (дистанция + связь). В результате происходит разотождествление с переживанием/проблемой, включение переживания/проблемы в более общий контекст жизни личности, осмысление переживания в контексте прошлого-настоящего-будущего (формирование нарратива о проблеме), занятие позиции по отношению к переживанию. Фактически, происходит развития личностного отношения к переживанию. В процессе экстернализации переживание включается в более общую систему понятий, образов, ценностей, смыслов, действий, способов самопонимания и самоинтерпретации.

 

Рисунок 1

 

И тогда в ходе этого процесса переживание становится объектом сознания, в основе которого лежит процесс означения/категоризации.       

Это означение может происходить разными способами:

·     с помощью понятий (например, овладение языком как способом совладания с переживаниями, обхождения с ними, осмысления; важно, что, осваивая язык, я получаю опыт того, что мое переживание принадлежит не только мне, но практике общественной жизни – кто-то уже испытывал нечто подобное, нашел для этого слово и т.п.) В логике транзактного анализа: через слово «включается» эго-состояние Взрослого.

·     образов;

·     поиска подходящей метафоры, описывающей воздействие переживания на человека

·      обнаружение других субъектов, передача им голоса

·     выявление перенятых у других способов понимания/действования, занятие позиции

Экстернализируюющая беседа как способ работы была описана и применялась М. Уайтом. Мы используем определение экстернализации переживаний, расширяющее и дополняющее термин Уайта. В связи с этим, мы осуществляем авторский анализ некоторых направлений на предмет действенности экстрернализации переживаний и техник, благодаря которым она осуществляется.

Экстернализация переживаний может достигаться различными средствами. В рамках транзактного подхода в первую очередь экстернализация может осуществляться с помощью разъяснений клиенту наличия у человека трех эго-состояний и их характеристик. Итак, состояние Я, согласно Эрику Берну, это «феноменологически есть связная система чувств, а операционально – связная система образцов поведения» [1]. Количество таких состояний ограничивается тремя, каждое из которых является психологической реальностью. Первое состояние Я, называемая Родитель, является состоянием Я, сходным с образами родителей. Второе – состояние Взрослого, характеризующееся автономной направленностью на объективную оценку реальности. Третье состояние, обозначаемое Ребенком, представляет из себя самые архаичные образцы чувств и поведения, которые были закреплены еще в раннем детстве. Родитель может выступать в активной форме, практически это означает, что человек ведет себя так, как поступили бы его родители. В косвенной форме влияние Родителя проявляется в совершении действий человеком на основе родительских требований. Ребенок может выступать также в двух формах. Естественный ребенок находит выход в спонтанных проявлениях, творчестве; приспосабливающийся ребенок действует в ответ на предъявляемые ему требования от родителей, он им подчиняется или действует в разрез.

Майкл Уайт, один из основателей нарративной психологии, разрабатывал понятие экстернализирующих бесед. Экстернализация в его смысле слова это в первую очередь его способ восприятия человека и проблемы [2]. Он много говорит о том, какое воздействие общество оказывает на восприятие человеком себя и отношение его к себе. К примеру, определение нормы толкает человека к сравнению себя с этой нормой и поиск того, почему он не таков, и какие действия в связи с этим ему нужно предпринять.

Экстернализация в его подходе проявляется уже в его отношении-его терапевтическая позиция равна журналистской. Он не принимает на веру и не воспринимает как данность то, что человек думает и говорит о себе. Его задача как раз дойти до причины тех или иных мнений человека о себе или о ситуации. В таком способе ведения беседы уже заключается экстернализация, когда клиент через позицию терапевта становится в другие взаимоотношения со своей проблемой: он может внутренне отделиться от нее и действовать отвлеченно.

Этапы исследования

Первый этап – проведение феноменологического исследования, которое состоит из полуструктурированного интервью.

В процессе интервью мы придерживаемся следующих задач:

1) Узнать подробно о переживании; 2) Обозначить переживание, дать название; 3) Выяснить, как воздействует переживание на человека; 4) Найти истоки переживания; 5) Дать метафору того, что делает переживание с человеком; 6) Дать метафору того, как человек себя ведет в связи с переживанием; 7) Дать метафору того, что человек сделать с переживанием; 8) Помочь выработать отношение к переживанию; 9) Обозначить роль переживания для человека в жизни; 10) Выработать стратегию совладания с переживанием.

В качестве основы была взята «карта экстернализирующей беседы» М. Уайта, которая подлежала изменению. В нашем исследовании мы придерживаемся следующей карты:

1)  Поиск конкретного, близкого к опыту названия проблемы: вопросы 2–3;

2)  Картирование последствий/воздействия проблемы: воздействие на меня, на мою жизнь, поиск метафоры того, что проблема «делает» со мной и моей жизнью, 4–6;

3)  Оценка последствий воздействия проблемы: 7–8;

4)  Выработка /исследование стратегии совладания: 9–12.

Вместо 4 пункта «Обоснование оценки» нами используются вопросы, направленные на исследование стратегии совладания с переживанием. Выработка стратегии совладания является одним из важных в ЭП, так как осознание воздействия проблемы и оценка этих воздействий подготавливает почву для осознания того, что бы действительно хотел человек с данной проблемой делать. Осуществляемая с помощью подбирания метафоры, человек внутренне еще больше понимает свои взаимоотношения с проблемой и осознает дистанцию между им и проблемой. Но ключевым здесь является то, что в ходе определения метафоры совладания человек обращается к внутренним ресурсам и, найдя ее, еще больше от нее отдаляется, наращивая при этом свою субъектность. Метафора понимается нами в прямом смысле и подразумевает метафору отношений с проблемой, ее воздействия и способа совладания.

Второй этап – обработка данных, полученных на первом этапе исследования:

1)  Анализ результатов феноменологического исследования;

2)  Составление феноменологического описания стадий процесса ЭП;

3)  Выделение стадий ЭП;

4)  Определение других, сопровождающих экстернализацию переживаний, психологических эффектов.

Процедура анализа и результаты феноменологического исследования ЭП

Согласно А. Страусс и Дж. Корбин, качественные исследования – такой вид исследования, в котором данные получаются нестатистическим, неколичественным образом [3]. А. Ван Каам [5] провел первое феноменологическое исследование в 1958 году и представил процедуры сбора и анализа данных, чем привлек внимание различных психологов, среди которых можно выделить А. Джорджи, чей метод феноменологического анализа был выбран для анализа данных [4].

Амедео Джиорджи является представителем гуманистической психологии, основал и занимал пост главного редактора журнала «Феноменология в психологии» [4].

Феноменологический анализ А. Джорджи может быть представлен схемой и совершается в четыре шага. Рассмотрим каждый из них, описывая процедуру анализа.

Первый шаг анализа состоит из расшифровки и чтения, в ходе которого уславливается общий смысл интервью, прослеживаем течение его умозаключений.

Во время второго шага производится деление текста на части для последующей работы. Исследователь при прочтении интервью с самого начала отделяет косой чертой фразы, где чувствует изменение смысла повествования. В итоге текст делится на смысловые компоненты.

Если первые два шага предполагают некоторую обработку текста с точки зрения смысла сказанного, то третий шаг состоит в преобразовании смысловых частей, выделенных на втором шаге [4].

 Пограничным этапом анализа, между третьим и четвертым шагом, является обозначение инвариант структуры при помощи анализа смысловых компонент и их преобразованных аналогов для каждого интервью, полученных из предыдущих этапов исследования. Для обозначения инвариант структуры является важным понимание исследователем того, что является значимым и различным для респондента, потом выбираются основные темы и, следом, их смысл раскрывается при помощи дословных высказываний из интервью. Все-таки ключевым моментом анализа является поиск общих инвариант для нескольких респондентов. К примеру, общими является описание переживания и воздействия проблемы, чувства, установки. Главное значение инвариант состоит в том, что мы должны обнаружить общие темы в описании нескольких опытов, тем самым приближаясь к сути феномена.

Описание результатов

После проведения полуструктурированного интервью и их анализа, нами были получены таблицы, содержащие инвариант структуры для каждого интервью. Часть инвариант структур было выделено во всех интервью и непосредственно относится к содержательным этапам процесса экстернализации переживаний, что объясняется тем, что они задавались вопросами. К ним относятся: описание переживания, его воздействия, отношение к переживанию и выработка стратегии совладания, поиск желаемого выхода из проблемы.

Таблица 1.

Общие инвариант структуры содержательных этапов ЭП

Описание переживания

«Слабость», «опустошенность. Просто руки опускаются», «подъем на горку, а потом – резкий спуск», «смирение», «паника»; «раздражение», «нарастающая ярость»; «тяжесть», «стресс», «угнетение»; «апатия»; «злость», «грусть».

Воздействие проблемы

«Давление оно оказывает на меня», «Она вот тут летает и такая хопа, как радар появляется», «дергает за веревочку», «как шторм какой-то, он обрушивается мне на голову»; «как в холодную воду окунули меня просто», «как спичку поднесли, и дальше я уже не могу контролировать процесс горения»; «Оно такое емкое, просто у тебя как стена перед глазами из-за этой ситуации», «нарастает». «изолирует меня»; «желания рвать и метать по этому поводу»

Отношение к проблеме, ее воздействию

«Оно просто есть рядом и, по сути, оно не приносит мне в жизни ничего хорошего»; «Как ни странно, я оцениваю, что это хорошо», «Нет, оно мне не нравится».

Выработка стратегии

 «Хочу, чтобы это чувство не поглощало меня, чтобы я все так же оставалась в здравом уме и здравой памяти»; «Брать верх над этими негативными мыслями»

 

Нами были также найдены общие инвариант структуры для описания воздействия проблемы, приведенные в таблице ниже.

Таблица 2.

Общие инвариант структуры для описания воздействия проблемы

Воздействие проблемы переживается как бессилие Я

«Размазывает по полу, по стенам, по потолку», «Шпателем размазывает» «Таким ребристым»

Воздействие проблемы переживается как сужение восприятия, блокировка

«Оно такое емкое, просто у тебя как стена перед глазами»; «Эта обида как пелена или забор перед человеком. То есть там стоят два забора. Один забор это «сверхзначимость», а теперь появляется еще забор «обиды». Над сверхзначимостью вот …дальше». «И по сути я человека не вижу вообще»

Воздействие проблемы переживается как изменение состояния я

«бесчувственный, значит, я внешне просто успокаиваюсь на определенный промежуток времени»; «Да. У него работает только разум, и даже общепринятые нормы морали он отвергает»

Воздействие проблемы переживается как резкое воздействие/ смена состояния/ перемена

«Как в холодную воду окунули меня просто», «как спичку поднесли, и дальше я уже не могу контролировать процесс горения»; «как шторм какой-то, он обрушивается мне на голову»;

 

Мы выделили эффекты, сопутствующие экстернализации и довольно общие для всех респондентов и частные. Общие: описание собственных чувств, обращение к прошлому опыту, оформление мысли, обозначающей суть переживания; установки. К частным эффектам относятся: убеждения, ценности, голоса др. людей в переживании, желания, действия над собой, динамика Я.

Выводы

В результате феноменологического анализа, проведенного по методу А. Джорджи [4], мы получили стадии экстернализации переживнаий, сопутствующие этому процессу эффекты, а так же представили общую схему протекания процесса:

1)  Стадия конкретизации переживания;

2)  Раскрытие внутренних и внешних действующих сил;

3)  Занятие позиции относительно переживания;

4)  Новое виденье переживания, выработка стратегии совладания.

Также нами были выделены эффекты. Общие: описание собственных чувств, обращение к прошлому опыту, оформление мысли, обозначающей суть переживания; установки; частные: убеждения, ценности, голоса др. людей в переживании, желания, действия над собой, динамика Я. В работе подчеркнуто значение выделенных эффектов в протекании различных этапов экстернализации переживаний.

В результате работы нами были выделены особенности возникновения переживания. Нами были обнаружены столкновения двух установок и мысли как основное содержание переживания. В процессе анализа результатов мы обнаружили, что переживание может обладать положительной, мотивирующей функцией, подталкивая людей преодолевать внутренние установки, страх и лень.

 

Список литературы:
1. Берн Э., Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2010.
2. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. – М.: Генезис, 2010.
3. Страусс А., Дж. Корбин Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4. Giorgi A. The Descriptive Phenomenological Method in Psychology (Перевод книги). Duquesne University Press: Pittsburgh, PA. – 2009.
5. Van Kaam A. Existential foundations of psychology. Pittsburgh (PA): Duquesne University Press, 1966.