Экстернализация переживаний: содержание и этапы
Секция: Психология
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Экстернализация переживаний: содержание и этапы
Эстернализация переживаний (ЭП) – сложный процесс обработки переживания. Она может являться (и является) частью терапевтического процесса. Поэтому столь важно выделить основные ее стадии и определить возникающие в ее процессе эффекты. Чтобы консультант мог лучше понимать сам процесс обработки переживания и мог подтолкнуть клиента в нужном направлении.
Вопрос об эффективности психотерапии и факторах, ее обеспечивающих, до сих пор остается дискуссионным. Сравнительный анализ различных направлений психотерапии позволил выдвинуть предположение о наличии «общих факторов», определяющих успешность психотерапевтической работы. Однако представленный перечень не является окончательным, и в консультативной психологии продолжается поиск экономичных и универсальных для различных модальностей психотерапии инструментов, способствующих достижению клиентами предпочитаемых ими изменений.
Одним из таких «действенных факторов», обусловливающих эффективность психологического консультирования и психотерапии, выступает, на наш взгляд, экстернализация переживаний (ЭП) личности.
Независимо от конкретного направления, в процессе психотерапии происходит одновременно актуализация чувств и установление консультируемым некоторой внутренней дистанции по отношению к ним, благодаря чему они могут быть по-новому осмыслены и интегрированы в индивидуальную жизнь. Этот процесс, обеспечивающий эффективность психотерапии, не описан в консультативной психологии в достаточной мере и не отрефлексирован как особый «действенный фактор».
Данное исследование входит в область консультативной психологии, которая занимается изучением различных процессов во время терапии, в частности, процессов возникающих между клиентом и терапевтом.
Мы определяем ЭП (рис.1) как процесс означения переживаний с помощью понятий, образов, метафор, приводящий к установлению некоторой внутренней дистанции между «Я» и «моим переживанием» (дистанция + связь). В результате происходит разотождествление с переживанием/проблемой, включение переживания/проблемы в более общий контекст жизни личности, осмысление переживания в контексте прошлого-настоящего-будущего (формирование нарратива о проблеме), занятие позиции по отношению к переживанию. Фактически, происходит развития личностного отношения к переживанию. В процессе экстернализации переживание включается в более общую систему понятий, образов, ценностей, смыслов, действий, способов самопонимания и самоинтерпретации.
Рисунок 1
И тогда в ходе этого процесса переживание становится объектом сознания, в основе которого лежит процесс означения/категоризации.
Это означение может происходить разными способами:
· с помощью понятий (например, овладение языком как способом совладания с переживаниями, обхождения с ними, осмысления; важно, что, осваивая язык, я получаю опыт того, что мое переживание принадлежит не только мне, но практике общественной жизни – кто-то уже испытывал нечто подобное, нашел для этого слово и т.п.) В логике транзактного анализа: через слово «включается» эго-состояние Взрослого.
· образов;
· поиска подходящей метафоры, описывающей воздействие переживания на человека
· обнаружение других субъектов, передача им голоса
· выявление перенятых у других способов понимания/действования, занятие позиции
Экстернализируюющая беседа как способ работы была описана и применялась М. Уайтом. Мы используем определение экстернализации переживаний, расширяющее и дополняющее термин Уайта. В связи с этим, мы осуществляем авторский анализ некоторых направлений на предмет действенности экстрернализации переживаний и техник, благодаря которым она осуществляется.
Экстернализация переживаний может достигаться различными средствами. В рамках транзактного подхода в первую очередь экстернализация может осуществляться с помощью разъяснений клиенту наличия у человека трех эго-состояний и их характеристик. Итак, состояние Я, согласно Эрику Берну, это «феноменологически есть связная система чувств, а операционально – связная система образцов поведения» [1]. Количество таких состояний ограничивается тремя, каждое из которых является психологической реальностью. Первое состояние Я, называемая Родитель, является состоянием Я, сходным с образами родителей. Второе – состояние Взрослого, характеризующееся автономной направленностью на объективную оценку реальности. Третье состояние, обозначаемое Ребенком, представляет из себя самые архаичные образцы чувств и поведения, которые были закреплены еще в раннем детстве. Родитель может выступать в активной форме, практически это означает, что человек ведет себя так, как поступили бы его родители. В косвенной форме влияние Родителя проявляется в совершении действий человеком на основе родительских требований. Ребенок может выступать также в двух формах. Естественный ребенок находит выход в спонтанных проявлениях, творчестве; приспосабливающийся ребенок действует в ответ на предъявляемые ему требования от родителей, он им подчиняется или действует в разрез.
Майкл Уайт, один из основателей нарративной психологии, разрабатывал понятие экстернализирующих бесед. Экстернализация в его смысле слова это в первую очередь его способ восприятия человека и проблемы [2]. Он много говорит о том, какое воздействие общество оказывает на восприятие человеком себя и отношение его к себе. К примеру, определение нормы толкает человека к сравнению себя с этой нормой и поиск того, почему он не таков, и какие действия в связи с этим ему нужно предпринять.
Экстернализация в его подходе проявляется уже в его отношении-его терапевтическая позиция равна журналистской. Он не принимает на веру и не воспринимает как данность то, что человек думает и говорит о себе. Его задача как раз дойти до причины тех или иных мнений человека о себе или о ситуации. В таком способе ведения беседы уже заключается экстернализация, когда клиент через позицию терапевта становится в другие взаимоотношения со своей проблемой: он может внутренне отделиться от нее и действовать отвлеченно.
Этапы исследования
Первый этап – проведение феноменологического исследования, которое состоит из полуструктурированного интервью.
В процессе интервью мы придерживаемся следующих задач:
1) Узнать подробно о переживании; 2) Обозначить переживание, дать название; 3) Выяснить, как воздействует переживание на человека; 4) Найти истоки переживания; 5) Дать метафору того, что делает переживание с человеком; 6) Дать метафору того, как человек себя ведет в связи с переживанием; 7) Дать метафору того, что человек сделать с переживанием; 8) Помочь выработать отношение к переживанию; 9) Обозначить роль переживания для человека в жизни; 10) Выработать стратегию совладания с переживанием.
В качестве основы была взята «карта экстернализирующей беседы» М. Уайта, которая подлежала изменению. В нашем исследовании мы придерживаемся следующей карты:
1) Поиск конкретного, близкого к опыту названия проблемы: вопросы 2–3;
2) Картирование последствий/воздействия проблемы: воздействие на меня, на мою жизнь, поиск метафоры того, что проблема «делает» со мной и моей жизнью, 4–6;
3) Оценка последствий воздействия проблемы: 7–8;
4) Выработка /исследование стратегии совладания: 9–12.
Вместо 4 пункта «Обоснование оценки» нами используются вопросы, направленные на исследование стратегии совладания с переживанием. Выработка стратегии совладания является одним из важных в ЭП, так как осознание воздействия проблемы и оценка этих воздействий подготавливает почву для осознания того, что бы действительно хотел человек с данной проблемой делать. Осуществляемая с помощью подбирания метафоры, человек внутренне еще больше понимает свои взаимоотношения с проблемой и осознает дистанцию между им и проблемой. Но ключевым здесь является то, что в ходе определения метафоры совладания человек обращается к внутренним ресурсам и, найдя ее, еще больше от нее отдаляется, наращивая при этом свою субъектность. Метафора понимается нами в прямом смысле и подразумевает метафору отношений с проблемой, ее воздействия и способа совладания.
Второй этап – обработка данных, полученных на первом этапе исследования:
1) Анализ результатов феноменологического исследования;
2) Составление феноменологического описания стадий процесса ЭП;
3) Выделение стадий ЭП;
4) Определение других, сопровождающих экстернализацию переживаний, психологических эффектов.
Процедура анализа и результаты феноменологического исследования ЭП
Согласно А. Страусс и Дж. Корбин, качественные исследования – такой вид исследования, в котором данные получаются нестатистическим, неколичественным образом [3]. А. Ван Каам [5] провел первое феноменологическое исследование в 1958 году и представил процедуры сбора и анализа данных, чем привлек внимание различных психологов, среди которых можно выделить А. Джорджи, чей метод феноменологического анализа был выбран для анализа данных [4].
Амедео Джиорджи является представителем гуманистической психологии, основал и занимал пост главного редактора журнала «Феноменология в психологии» [4].
Феноменологический анализ А. Джорджи может быть представлен схемой и совершается в четыре шага. Рассмотрим каждый из них, описывая процедуру анализа.
Первый шаг анализа состоит из расшифровки и чтения, в ходе которого уславливается общий смысл интервью, прослеживаем течение его умозаключений.
Во время второго шага производится деление текста на части для последующей работы. Исследователь при прочтении интервью с самого начала отделяет косой чертой фразы, где чувствует изменение смысла повествования. В итоге текст делится на смысловые компоненты.
Если первые два шага предполагают некоторую обработку текста с точки зрения смысла сказанного, то третий шаг состоит в преобразовании смысловых частей, выделенных на втором шаге [4].
Пограничным этапом анализа, между третьим и четвертым шагом, является обозначение инвариант структуры при помощи анализа смысловых компонент и их преобразованных аналогов для каждого интервью, полученных из предыдущих этапов исследования. Для обозначения инвариант структуры является важным понимание исследователем того, что является значимым и различным для респондента, потом выбираются основные темы и, следом, их смысл раскрывается при помощи дословных высказываний из интервью. Все-таки ключевым моментом анализа является поиск общих инвариант для нескольких респондентов. К примеру, общими является описание переживания и воздействия проблемы, чувства, установки. Главное значение инвариант состоит в том, что мы должны обнаружить общие темы в описании нескольких опытов, тем самым приближаясь к сути феномена.
Описание результатов
После проведения полуструктурированного интервью и их анализа, нами были получены таблицы, содержащие инвариант структуры для каждого интервью. Часть инвариант структур было выделено во всех интервью и непосредственно относится к содержательным этапам процесса экстернализации переживаний, что объясняется тем, что они задавались вопросами. К ним относятся: описание переживания, его воздействия, отношение к переживанию и выработка стратегии совладания, поиск желаемого выхода из проблемы.
Таблица 1.
Общие инвариант структуры содержательных этапов ЭП
Описание переживания |
«Слабость», «опустошенность. Просто руки опускаются», «подъем на горку, а потом – резкий спуск», «смирение», «паника»; «раздражение», «нарастающая ярость»; «тяжесть», «стресс», «угнетение»; «апатия»; «злость», «грусть». |
Воздействие проблемы |
«Давление оно оказывает на меня», «Она вот тут летает и такая хопа, как радар появляется», «дергает за веревочку», «как шторм какой-то, он обрушивается мне на голову»; «как в холодную воду окунули меня просто», «как спичку поднесли, и дальше я уже не могу контролировать процесс горения»; «Оно такое емкое, просто у тебя как стена перед глазами из-за этой ситуации», «нарастает». «изолирует меня»; «желания рвать и метать по этому поводу» |
Отношение к проблеме, ее воздействию |
«Оно просто есть рядом и, по сути, оно не приносит мне в жизни ничего хорошего»; «Как ни странно, я оцениваю, что это хорошо», «Нет, оно мне не нравится». |
Выработка стратегии |
«Хочу, чтобы это чувство не поглощало меня, чтобы я все так же оставалась в здравом уме и здравой памяти»; «Брать верх над этими негативными мыслями» |
Нами были также найдены общие инвариант структуры для описания воздействия проблемы, приведенные в таблице ниже.
Таблица 2.
Общие инвариант структуры для описания воздействия проблемы
Воздействие проблемы переживается как бессилие Я |
«Размазывает по полу, по стенам, по потолку», «Шпателем размазывает» «Таким ребристым» |
Воздействие проблемы переживается как сужение восприятия, блокировка |
«Оно такое емкое, просто у тебя как стена перед глазами»; «Эта обида как пелена или забор перед человеком. То есть там стоят два забора. Один забор это «сверхзначимость», а теперь появляется еще забор «обиды». Над сверхзначимостью вот …дальше». «И по сути я человека не вижу вообще» |
Воздействие проблемы переживается как изменение состояния я |
«бесчувственный, значит, я внешне просто успокаиваюсь на определенный промежуток времени»; «Да. У него работает только разум, и даже общепринятые нормы морали он отвергает» |
Воздействие проблемы переживается как резкое воздействие/ смена состояния/ перемена |
«Как в холодную воду окунули меня просто», «как спичку поднесли, и дальше я уже не могу контролировать процесс горения»; «как шторм какой-то, он обрушивается мне на голову»; |
Мы выделили эффекты, сопутствующие экстернализации и довольно общие для всех респондентов и частные. Общие: описание собственных чувств, обращение к прошлому опыту, оформление мысли, обозначающей суть переживания; установки. К частным эффектам относятся: убеждения, ценности, голоса др. людей в переживании, желания, действия над собой, динамика Я.
Выводы
В результате феноменологического анализа, проведенного по методу А. Джорджи [4], мы получили стадии экстернализации переживнаий, сопутствующие этому процессу эффекты, а так же представили общую схему протекания процесса:
1) Стадия конкретизации переживания;
2) Раскрытие внутренних и внешних действующих сил;
3) Занятие позиции относительно переживания;
4) Новое виденье переживания, выработка стратегии совладания.
Также нами были выделены эффекты. Общие: описание собственных чувств, обращение к прошлому опыту, оформление мысли, обозначающей суть переживания; установки; частные: убеждения, ценности, голоса др. людей в переживании, желания, действия над собой, динамика Я. В работе подчеркнуто значение выделенных эффектов в протекании различных этапов экстернализации переживаний.
В результате работы нами были выделены особенности возникновения переживания. Нами были обнаружены столкновения двух установок и мысли как основное содержание переживания. В процессе анализа результатов мы обнаружили, что переживание может обладать положительной, мотивирующей функцией, подталкивая людей преодолевать внутренние установки, страх и лень.