Статья:

ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кудринецкая Н.И. ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(235). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(235).pdf (дата обращения: 24.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Кудринецкая Наталья Игоревна
магистрант Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск
Семикашева Инна Алексеевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск

 

Проблема виктимного поведения в образовательной среде является актуальной, так как оказывает непосредственное воздействие на качество образования. Необходимость обратить внимание на виктимологические последствия обусловлена тем, что материальные затраты не дают ожидаемых результатов. Сегодня преподаватели находятся в сложной ситуации: невысокая оплата труда, большая загруженность, давление со стороны родителей и другие социальные факторы делают преподавателей виктимной стороной, в том числе и в образовательно процессе.  Социальная и психологическая уязвимость учителей находит подтверждение в источниках информации, но данная тема остается открытой и неизученной  [1, с.165].

Понятие виктимологии было введено в 1949 г. Фредериком Вертхамом  в научном труде «The show of violence», который был посвящен проблеме изучения личности, которая становится жертвой криминальных преступлений [2. с. 7]. Виктимность — это генетическая или приобретенная предрасположенность человека к становлению жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации. Виктимизация – это процесс становления человека жертвой [3, с.40].Очень важную роль в процессе виктимизации играет угроза, которая не позволяет разобраться в сущности вопроса и может блокировать интеллектуальные способности жертвы. Вследствие этого снижается уровень эмоционального восприятия. Согласно исследованиям Е.В. Бронякиной, А.В. Мудрика, В.А. Ситарова,  виктимность является приобретенным набором качеств личности-жертвы, которые проявляются при определенных условиях в виде виктимного поведения и способствуют совершению в отношении жертвы противоправных действий [5, с. 32].

Исследования. Проводимые  В.С. Собкиным и А.С. Фомиченко, показали, что  46% учителей сталкивались с проявлением вербальной агрессии со стороны учеников, 43% учителей сообщили о том, что по отношению к ним использовалась косвенная агрессия. Другие исследования показали, что 60% учителей подвергались оскорблениям и обзывательствам, почти 50% учителей сообщили про использование учениками оскорбительных и непристойных жестов в адрес учителя, 41% — заявили о замечаниях или жалобах в их адрес, которые могли бы нанести ущерб их репутации, 40% — сообщили, что становились объектом запугивания, 34% учителей сталкивались с непосредственным повреждением личного имущества и  20% — сообщили, что им угрожали физической расправой [4, с. 101]. При этом преподаватели, которые подвергались агрессии со стороны, ни с кем не делились данной проблемой. Причиной является то, что учителю сложно признать факт неспособности взрослого человека справиться с детьми [1, с.166]. Исследователи  Реан А.А., Егорова А.В. пришли к выводу, что «виктимизация учителей может иметь серьезные негативные последствия для качества образования». Виктимизация учителей также оказывает влияние на личность самого учителя, его эмоциональное состояние, и его снижение мотивации к профессиональной деятельности, а это отражается на качестве образовательного процесса. [4, с. 102]. Склонность преподавателей к виктимному поведению проявляется в общении с людьми, а также в проявлении своего долга. Учитель вкладывает много сил в данное понятие, и это, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению. В образовательном процессе и стремлении к успеху виктимность приводит к осторожному отношению к происходящему и пассивоности поведения. Самоотношение также проявляется как свойство, связанное с виктимность [6]. Изучение проблемы агрессии в отношении учителей нужно учитывать социально-ролевое воздействие «учитель-ученик», а также все существующие аспекты системы образовательного процесса [4, с. 102].

А.А. Реан применил в своем исследовании теорию целевой конгруэнтности Финкельхора и Асдигяна. Данная теория включает в себя три ключевых измерения:

  1. Целевая уязвимость
  2. Целевое вознаграждение
  3. Целевой антагонизм

Целевая уязвимость проявляется в неспособности потенциальной жертвы сопротивляться агрессии, направленной на нее. Целевое вознаграждение указывает на владение жертвы, атрибут жертвы, который агрессор может использовать как способ виктимизации. Речь идет о материальных ценностях, которые могут быть испорчены или украдены. Целевой антагонизм заключается в обладании жертвой атрибутами, навыками или характеристиками(в том числе личностными), которые могут вызвать у агрессора негативную реакцию. Исследование показало, что целевой антаногизм и целевая уязвимость связаны с виктимизацией учителей. Согласно данным исследования, учителя, которые демонстрировали нерешительность, эмоциональную и психологическую уязвимость чаще становились жертвами виктимизации, чем их коллеги, которые демонстрировали авторитет. Исследование также показало, что наказание за плохое поведение вызывало со стороны агрессоров антагонизм, что увеличивало вероятность становление учителя жертвой [4, с. 103]. Эмпирические исследования Реана А.А.  его коллег показали, что позитивный школьный климат отрицательно коррелирует уровнем агрессии учеников. Кроме того, введение четких правил в школе и акцентирование внимания на отношениях между всеми участниками образовательного процесса, а не только на участниках травли, создает условия для благоприятного школьного климата, предсказуемость и ясность школьной среды. А это может снизить уровень агрессии учащихся в школе [4, с. 104].

Таким образом, проблема виктимизации преподавателей остается актуальной ввиду того, что напрямую влияет на качество образовательного процесса. Исследования показали, что отсутствие поддержки со стороны администрации связано с высоким уровнем виктимности. Поэтому для учителя важна поддержка со стороны администрации школы. Особенно тех учителей, в отношении которых была проявлена агрессия [4, с. 104]. Взаимное сотрудничество всех участников образовательного процесса создает благоприятные условия, следовательно, способствует повышению качества образования.

 

Список литературы:
1. Белеева И. Д. Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель / И. Д. Белеева, Т. А. Заглодина, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова // Педагогическое образование в России, 2022. № 4. – С. 164-169.
2. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Дроздикова-Зарипова А.Р., Калацкая Н.Н., Костюнина Н.Ю. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика. - Казань: Издательство «Отечество», 2019. 320 с.
3. Мудрик А. В., Петрина М.Г. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 2016. № 1(40). С. 38-45. 
4. Реан А. А., Егорова А.В. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика // Национальный психологический журнал, 2021. № 2(42). 
5. Сарафанова Л. В. Теоретические основания педагогического аспекта проблемы виктимности личности // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2011. Т. 1. № 17. С. 32-36.
6. Федорченко В.Е. Протекторные и провоцирующие виктимность особенности смысловой сферы личности (на примере педагогов общеобразовательной школы) // Гуманитарные научные исследования, 2017. № 6.