Статья:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Тюкин К.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 46(278). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/46(278).pdf (дата обращения: 03.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 189 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Тюкин Кирилл Александрович
студент, ОГАПОУ Ульяновский авиационный колледж - Межрегиональный центр компетенций, РФ, г. Ульяновск

 

«Внешние причины действуют через внутренние условия» - говорил знаменитый советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн. К вопросам: «что такое самоопределение и профориентация?, каково их воздействие на наше личное будущее?, и что отражает цитата мыслителя?» в текстовой части статьи для читателя представлены ответы на основе личного опыта автора и дополнительно использованных интернет-источников информации. В процессе чтения будут рассмотрены основные проблемы, с которыми рано или поздно, но все равно сталкивается каждый человек, а также анализирование по частям действительно функциональных методов их решения. Кроме того, в статье сформулировано ещё одно доказательство факта о том, что чтение книг, стихотворений, цитат и любых других произведений, написанных и простыми, и великими людьми – это ценный жизненный опыт из рук наших предков последующим поколениям. Поэтому процесс исследования вопросов самоопределения и профориентации является актуальной задачей, позволяющей не только понять внутренние механизмы выбора профессии, но и разработать эффективные стратегии поддержки и консультирования, которые помогут молодым людям в их стремлении найти своё место в мире труда.

Самоопределение - это, прежде всего, независимый от чьего-либо мнения самостоятельный осознанный выбор человека. Решение о принятии конкретной жизненной позиции может охватывать самые разнообразные аспекты его бытия, к примеру: ценности и приоритеты, нравственный выбор, модель поведения, профессия и т.д. В современных условиях с учётом целого ряда возможностей свободного поиска “себя” среди многочисленного общества у людей, к несчастью, все равно возникают затруднения. Зачастую таким препятствиям подвержены лица отрочества и юности. Выпускники школ впервые переходят на новую ступень “лестницы”, известной как предназначение. Каждый из них, ранее или позднее, но задаётся всё тем же нашумевшим вопросом, что и Печорин из романа “Герой нашего времени”: - зачем я живу и с какой целью родился? Ответ, а вернее сказать, длительный путь к чёткому решению, сопровождаемому глубоким самоанализом - трудоёмок и требует целые массы   времени и терпения. Поэтому на переходном этапе человеку необходимы моральная поддержка, советы из чужого опыта и помощь в поиске вероятных путей следования.

Каждый человек обладает способностью к самоопределению. Как правило, та выражается в форме умений ориентироваться в собственном пограничном состоянии, анализировать и подвергать критике личные границы, вводить необходимые рамки. В основные предметы самоопределения в профессии входят: 1. сильные и слабые стороны характера;                         

2. интересы и возможности;

3. ожидания от будущей профессии;

4. первый опыт и оценка способностей.

В виде образца исследования личности по вышеприведённым вопросам выступит собственноручный опыт, посредством которого качественно выбранная профессия является предметом мотивации к достижению поставленной жизненной цели:

1. любой выбор прежде должен быть детально изучен, принимая при этом во внимание выносливость своего характера. Например, преимущественно сильные стороны темперамента способствуют лидерству, устойчивости и сплочённости в команде, однако вместе с тем может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная психологическая чувствительность и конфликтность. Аналогично вытекает и с превосходством слабых сторон. Потому неравенство в весе одной части относительно второй не гарантирует качества и довольствия совершённым выбором. Важно произвести внимательный анализ личных качеств характера и добиться благоприятного равновесия его сильных и слабых сторон;

2. данный этап требует рационального сравнения личных интересов с реальными возможностями. Во-первых, рекомендуется составить простой список занятий на досуге, особенно хорошо в него укладываются хобби и любые-другие увлечения, которые беспрестанно приносят не только удовлетворение результатом, но и эмоциональную разгрузку при стрессовых ситуациях. Во-вторых, ничуть не лишней станет оценка числа положительных и отрицательных факторов, выдвинутых в списке интересов. И, наконец, в-третьих, выбрав наиболее оптимальное хобби, можно взвесить возможности его реализации и дальнейшем развитии в соответствующей профессии (не факт, что с первой попытки получится принять верное решение, порой ограниченные возможности лишают нас стремлений и разрушают планы. Сложно говорить о такой свободе самоопределения. Но тем не менее, это повод не сложить руки, а крепче ухватиться одной за свои цели, другой - за иные пути, которые через силу, но обязательно приведут к желанному результату);

3. предварительно определившись со своим призванием нельзя не задаться вопросом: “каких достижений я ожидаю от будущей профессии?”. Важно понимать, что в целом, правильный выбор рода занятия способствует не только профессиональному повышению, но и положительному влиянию на окружающий мир (часто люди устремляются к карьерному росту, личностному развитию, социальному признанию, влиянию на общество, устойчивым связям и т.д. и т.п.) и любая ожидаемая перспектива - мотивация к кропотливой работе. Тем результат добротнее, чем крепче сила воли. Понимание собственных интересов, наличие знаний и решимости, умение планировать и управлять временем - 60% результата;

4. нередко для осуществления бессомненного выбора будущей профессии не хватает практического опыта или достоверной информации. Для этого в качестве поддержки и помощи молодым поколениям в наши дни активно внедряются проекты и программы, связанные с их предстоящей профессиональной деятельностью. В России наиболее популярным и действенным стал механизм “Профориентации”, благодаря которому тысячи студентов безошибочно принимают самостоятельные решения.

 

Рисунок 1. Качественное самоопределение человека в процентах

 

Профориентация - это система мероприятий и механизмов, помогающая правильным образом определить подходящую профессию с учётом интересов человека, его способностей и индивидуальных особенностей. Такого рода консультации направлены на поиск гармонии между личными целями и требованиями рынка труда. Это важно как для школьников, так и для взрослых. Устройство  профориентации включает в себя такие компоненты, как: знакомство с миром профессий (помогает больше познать широкий спектр профессий через уроки, мероприятия и экскурсии), тестирования на склонности и интересы («дифференциально-диагностический опросник» - позволяет выяснить профессии, лучше подходящие школьнику в зависимости от его психологических особенностей), профориентационные мероприятия (дни открытых дверей в университетах и колледжах, открывающие возможность знакомства с профессиональными преподавателями и студентами, готовыми

поделиться личным опытом), стажировка и практика (школьники, студенты, в том числе и взрослые имеют возможность испытать свои способности напрямую в практической деятельности разнообразных профессий).

Мы выяснили, что необходимо при выборе будущей профессии. Но типичные и банальные ошибки в процессе этого выбора в совокупности самоопределения с профориентацией могут кардинально повлиять на ожидаемые результаты. Ввиду этого, чтобы случайно не оступиться, представленный перечень послужит полезной памяткой:

не стоит:

1. игнорировать собственные интересы;

2. не учитывать ситуацию на рынке труда;

3. не понимать собственных способностей;

4. действовать исходя из неполной или искаженной информации;

5. ожидать мгновенных результатов;

6. слепо следовать трендам;

7. мимо обходить саморазвитие;

8. поддаваться чужому мнению. 

 «Внешние причины действуют через внутренние условия» - известная фраза Сергея Леонидовича Рубинштейна, подчёркивающая важность взаимосвязи между окружающей средой и внутренним состоянием индивидов. «Внешние причины» могут включать социальные, экономические и культурные факторы, такие как: экономические условия, образовательные возможности, влияние семьи и окружения. «Внутренние условия» относятся к личным убеждениям, мотивациям, психоэмоциональному состоянию и личным характеристикам. Идея выражения заключается в том, что внешние факторы ни коим образом не могут полностью определить поведение или выбор человека, так как их воздействие проявляется через внутренние условия, которые формируют восприятие и реакцию человека. К примеру, доступность образовательных ресурсов (внешний фактор) может вдохновить индивида на развитие собственных навыков (внутренние условия – желание), если он владеет мотивацией и стремлением к самосовершенствованию. Таким образом, цитата учит следующему:

1. поддержке индивидуального развития (только осознав, что внешние обстоятельства производят влияние, но не определение человека, появится мотивация работать над внутренними условиями (уверенность, самооценка, сила воли и т.д.));

2. системному подходу к проблемам (идея способствует комплексному подходу к решению различного рода проблем, акцентируя внимание как на внешние, так и на внутренние факторы);

3. пользованию социальной поддержкой (образование, психологическая помощь или любое-другое консультирование могут оказать значительное влияние на то, как человек воспринимает и использует внешние возможности).

Цитата советского психолога – это вектор к саморазвитию и самопознанию. Проблемой нового времени становится отсутствие нужных объёмов знаний при наличии экономических, социальных и прочих ресурсов. Её истоком оказалось стремительное внедрение электрифицированных устройств и механизмов в бытовую жизнь человека. Такие системы, как: искусственный интеллект, социальные сети, те же простые электрический самокат и робот-пылесос – замена умственного и физического труда человека. Никто и представить не может, что настанет в обществе в случае потери электричества. Всё вокруг встанет, придёт в негодность, сломается или вспыхнет. Что люди предпримут? Как будут жить дальше? Останется ли в них человечность, милосердие и готовность к самопожертвованию? Останутся только книги, помятые, изорванные, полусожжённые и забытые человеком.

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»;

«Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь всё»;

«Человек живёт, приобретая опыт каждую минуту и каждую секунду. Прекратить этот процесс – значит умереть…».

Пусть эти цитаты служат мотивацией к: охотному самоопределению, усердному стремлению целям, упорному вложению личного ресурса в саморазвитие и бережному хранению книг и уважению их авторов!

В заключение можно сказать, что процесс самоопределения и профориентации представляет собой комлексное взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внешние причины оказывают значительное влияние на личный выбор и оценку реальных возможностей. Однако, как показывает практика, эти факторы действуют исключительно через внутренние условия, включая личностные качества, уровень самосознания, психоэмоциональное состояние и т.д. и т.п. Как отметил один из советских философоф – «внешние причины действуют через внутренние условия», что подчёркивает важность осознания внутреннего мира для успешного самоопределения. Таким образом, для эффективной профориентации и поддержки процесса самоопределения необходимо учитывать как внешние обстоятельства, так и внутренние потребности с личностными ресурсами. Это позволит создать более целостный подход к развитию человека в современных условиях, где гармония между внешним и внутренним является ключом к успешной реализации карьерных и жизненных целей.

 

Список литературы:
1. Электронный ресурс https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1041/%D0%A1%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95