ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
«Внешние причины действуют через внутренние условия» - говорил знаменитый советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн. К вопросам: «что такое самоопределение и профориентация?, каково их воздействие на наше личное будущее?, и что отражает цитата мыслителя?» в текстовой части статьи для читателя представлены ответы на основе личного опыта автора и дополнительно использованных интернет-источников информации. В процессе чтения будут рассмотрены основные проблемы, с которыми рано или поздно, но все равно сталкивается каждый человек, а также анализирование по частям действительно функциональных методов их решения. Кроме того, в статье сформулировано ещё одно доказательство факта о том, что чтение книг, стихотворений, цитат и любых других произведений, написанных и простыми, и великими людьми – это ценный жизненный опыт из рук наших предков последующим поколениям. Поэтому процесс исследования вопросов самоопределения и профориентации является актуальной задачей, позволяющей не только понять внутренние механизмы выбора профессии, но и разработать эффективные стратегии поддержки и консультирования, которые помогут молодым людям в их стремлении найти своё место в мире труда.
Самоопределение - это, прежде всего, независимый от чьего-либо мнения самостоятельный осознанный выбор человека. Решение о принятии конкретной жизненной позиции может охватывать самые разнообразные аспекты его бытия, к примеру: ценности и приоритеты, нравственный выбор, модель поведения, профессия и т.д. В современных условиях с учётом целого ряда возможностей свободного поиска “себя” среди многочисленного общества у людей, к несчастью, все равно возникают затруднения. Зачастую таким препятствиям подвержены лица отрочества и юности. Выпускники школ впервые переходят на новую ступень “лестницы”, известной как предназначение. Каждый из них, ранее или позднее, но задаётся всё тем же нашумевшим вопросом, что и Печорин из романа “Герой нашего времени”: - зачем я живу и с какой целью родился? Ответ, а вернее сказать, длительный путь к чёткому решению, сопровождаемому глубоким самоанализом - трудоёмок и требует целые массы времени и терпения. Поэтому на переходном этапе человеку необходимы моральная поддержка, советы из чужого опыта и помощь в поиске вероятных путей следования.
Каждый человек обладает способностью к самоопределению. Как правило, та выражается в форме умений ориентироваться в собственном пограничном состоянии, анализировать и подвергать критике личные границы, вводить необходимые рамки. В основные предметы самоопределения в профессии входят: 1. сильные и слабые стороны характера;
2. интересы и возможности;
3. ожидания от будущей профессии;
4. первый опыт и оценка способностей.
В виде образца исследования личности по вышеприведённым вопросам выступит собственноручный опыт, посредством которого качественно выбранная профессия является предметом мотивации к достижению поставленной жизненной цели:
1. любой выбор прежде должен быть детально изучен, принимая при этом во внимание выносливость своего характера. Например, преимущественно сильные стороны темперамента способствуют лидерству, устойчивости и сплочённости в команде, однако вместе с тем может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная психологическая чувствительность и конфликтность. Аналогично вытекает и с превосходством слабых сторон. Потому неравенство в весе одной части относительно второй не гарантирует качества и довольствия совершённым выбором. Важно произвести внимательный анализ личных качеств характера и добиться благоприятного равновесия его сильных и слабых сторон;
2. данный этап требует рационального сравнения личных интересов с реальными возможностями. Во-первых, рекомендуется составить простой список занятий на досуге, особенно хорошо в него укладываются хобби и любые-другие увлечения, которые беспрестанно приносят не только удовлетворение результатом, но и эмоциональную разгрузку при стрессовых ситуациях. Во-вторых, ничуть не лишней станет оценка числа положительных и отрицательных факторов, выдвинутых в списке интересов. И, наконец, в-третьих, выбрав наиболее оптимальное хобби, можно взвесить возможности его реализации и дальнейшем развитии в соответствующей профессии (не факт, что с первой попытки получится принять верное решение, порой ограниченные возможности лишают нас стремлений и разрушают планы. Сложно говорить о такой свободе самоопределения. Но тем не менее, это повод не сложить руки, а крепче ухватиться одной за свои цели, другой - за иные пути, которые через силу, но обязательно приведут к желанному результату);
3. предварительно определившись со своим призванием нельзя не задаться вопросом: “каких достижений я ожидаю от будущей профессии?”. Важно понимать, что в целом, правильный выбор рода занятия способствует не только профессиональному повышению, но и положительному влиянию на окружающий мир (часто люди устремляются к карьерному росту, личностному развитию, социальному признанию, влиянию на общество, устойчивым связям и т.д. и т.п.) и любая ожидаемая перспектива - мотивация к кропотливой работе. Тем результат добротнее, чем крепче сила воли. Понимание собственных интересов, наличие знаний и решимости, умение планировать и управлять временем - 60% результата;
4. нередко для осуществления бессомненного выбора будущей профессии не хватает практического опыта или достоверной информации. Для этого в качестве поддержки и помощи молодым поколениям в наши дни активно внедряются проекты и программы, связанные с их предстоящей профессиональной деятельностью. В России наиболее популярным и действенным стал механизм “Профориентации”, благодаря которому тысячи студентов безошибочно принимают самостоятельные решения.
Рисунок 1. Качественное самоопределение человека в процентах
Профориентация - это система мероприятий и механизмов, помогающая правильным образом определить подходящую профессию с учётом интересов человека, его способностей и индивидуальных особенностей. Такого рода консультации направлены на поиск гармонии между личными целями и требованиями рынка труда. Это важно как для школьников, так и для взрослых. Устройство профориентации включает в себя такие компоненты, как: знакомство с миром профессий (помогает больше познать широкий спектр профессий через уроки, мероприятия и экскурсии), тестирования на склонности и интересы («дифференциально-диагностический опросник» - позволяет выяснить профессии, лучше подходящие школьнику в зависимости от его психологических особенностей), профориентационные мероприятия (дни открытых дверей в университетах и колледжах, открывающие возможность знакомства с профессиональными преподавателями и студентами, готовыми
поделиться личным опытом), стажировка и практика (школьники, студенты, в том числе и взрослые имеют возможность испытать свои способности напрямую в практической деятельности разнообразных профессий).
Мы выяснили, что необходимо при выборе будущей профессии. Но типичные и банальные ошибки в процессе этого выбора в совокупности самоопределения с профориентацией могут кардинально повлиять на ожидаемые результаты. Ввиду этого, чтобы случайно не оступиться, представленный перечень послужит полезной памяткой:
не стоит:
1. игнорировать собственные интересы;
2. не учитывать ситуацию на рынке труда;
3. не понимать собственных способностей;
4. действовать исходя из неполной или искаженной информации;
5. ожидать мгновенных результатов;
6. слепо следовать трендам;
7. мимо обходить саморазвитие;
8. поддаваться чужому мнению.
«Внешние причины действуют через внутренние условия» - известная фраза Сергея Леонидовича Рубинштейна, подчёркивающая важность взаимосвязи между окружающей средой и внутренним состоянием индивидов. «Внешние причины» могут включать социальные, экономические и культурные факторы, такие как: экономические условия, образовательные возможности, влияние семьи и окружения. «Внутренние условия» относятся к личным убеждениям, мотивациям, психоэмоциональному состоянию и личным характеристикам. Идея выражения заключается в том, что внешние факторы ни коим образом не могут полностью определить поведение или выбор человека, так как их воздействие проявляется через внутренние условия, которые формируют восприятие и реакцию человека. К примеру, доступность образовательных ресурсов (внешний фактор) может вдохновить индивида на развитие собственных навыков (внутренние условия – желание), если он владеет мотивацией и стремлением к самосовершенствованию. Таким образом, цитата учит следующему:
1. поддержке индивидуального развития (только осознав, что внешние обстоятельства производят влияние, но не определение человека, появится мотивация работать над внутренними условиями (уверенность, самооценка, сила воли и т.д.));
2. системному подходу к проблемам (идея способствует комплексному подходу к решению различного рода проблем, акцентируя внимание как на внешние, так и на внутренние факторы);
3. пользованию социальной поддержкой (образование, психологическая помощь или любое-другое консультирование могут оказать значительное влияние на то, как человек воспринимает и использует внешние возможности).
Цитата советского психолога – это вектор к саморазвитию и самопознанию. Проблемой нового времени становится отсутствие нужных объёмов знаний при наличии экономических, социальных и прочих ресурсов. Её истоком оказалось стремительное внедрение электрифицированных устройств и механизмов в бытовую жизнь человека. Такие системы, как: искусственный интеллект, социальные сети, те же простые электрический самокат и робот-пылесос – замена умственного и физического труда человека. Никто и представить не может, что настанет в обществе в случае потери электричества. Всё вокруг встанет, придёт в негодность, сломается или вспыхнет. Что люди предпримут? Как будут жить дальше? Останется ли в них человечность, милосердие и готовность к самопожертвованию? Останутся только книги, помятые, изорванные, полусожжённые и забытые человеком.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»;
«Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь всё»;
«Человек живёт, приобретая опыт каждую минуту и каждую секунду. Прекратить этот процесс – значит умереть…».
Пусть эти цитаты служат мотивацией к: охотному самоопределению, усердному стремлению целям, упорному вложению личного ресурса в саморазвитие и бережному хранению книг и уважению их авторов!
В заключение можно сказать, что процесс самоопределения и профориентации представляет собой комлексное взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внешние причины оказывают значительное влияние на личный выбор и оценку реальных возможностей. Однако, как показывает практика, эти факторы действуют исключительно через внутренние условия, включая личностные качества, уровень самосознания, психоэмоциональное состояние и т.д. и т.п. Как отметил один из советских философоф – «внешние причины действуют через внутренние условия», что подчёркивает важность осознания внутреннего мира для успешного самоопределения. Таким образом, для эффективной профориентации и поддержки процесса самоопределения необходимо учитывать как внешние обстоятельства, так и внутренние потребности с личностными ресурсами. Это позволит создать более целостный подход к развитию человека в современных условиях, где гармония между внешним и внутренним является ключом к успешной реализации карьерных и жизненных целей.