Конфликты в образовательном процессе
Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/gold_gray.png)
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/silver_gray.png)
участников
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/sert_gray.png)
![](/themes/mix_and_match/images/dip_and_sert/nauch_gray.png)
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Конфликты в образовательном процессе
На современном этапе развития психологии все больший интерес привлекает к себе тема «конфликты». Появляются все новые и новые книги, статьи, посвященные причинам возникновения конфликтов, особенностям их протекания, способам выхода из конфликтной ситуации. Однако, к сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъяснила природу их возникновения и влияния на развитие общества, не существует.
В своем исследовании мы придерживаемся мнения А.Я. Ануцупова, А.И. Шипилова, и на определение понятия «конфликт», данное Б.И. Хасаном, в которых конфликт рассматривается как актуализировавшееся противоречие, возникшее в процессе взаимодействия, заключающееся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающееся негативными эмоциями [1].
Не смотря на то обстоятельство, что изучаемый феномен конфликта имеет негативный эффект, необходимо учитывать и его положительную сторону. Согласно Н.В. Гришиной, основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, касаются следующих моментов.
1. Конфликт является распространенной чертой социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт – одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Хотя конфликт, возможно, и не лучшая форма человеческого взаимодействия, мы должны перестать воспринимать его как какую-то патологию или аномалию.
2. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать. Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт – это не обязательно плохо.
3. Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: ведёт к изменению [3].
В рамках темы нашего исследования рассмотрим такие понятия как «педагогический конфликт». Проблема взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной на современном этапе. В настоящее время педагогический конфликт как феномен образовательного – воспитательного пространства активно исследуется. Особую важность представляет собой теоретическое и практическое исследование педагогических конфликтов, возникающих в результате профессионального и личностного взаимодействия участников образовательного процесса.
По определению С.В. Баныкиной, конфликт возникает в результате профессионального и личностного взаимодействия участников учебно- воспитательного процесса. Конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, создает эмоционально отрицательный фон общения. Конфликт, по мнению автора, предполагает конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин [2]. Наиболее актуальной проблемой, на наш взгляд, является проблема педагогического конфликта между учителем и родителями обучающихся.
М. В. Клименских, И. А. Ершова отмечают в своей работе, что конфликты между педагогом и родителями имеют один источник: разноплановые модели воспитания, обучения ребенка. Конфликт между педагогом и родителем выражается во взаимных претензиях по поводу отношения педагог к учащемуся, его непринятия, по поводу процесса обучения, уровня образования и квалификации педагога. Авторы отмечают, что самые распространенные варианты претензий родителей к педагогу выглядят примерно так: «педагог оскорбляет моего ребенка», «педагог делит класс на «любимчиков» и остальных», «педагог думает, если мой ребенок плохо учится, значит он хулиган», «моему ребёнку несправедливо занижают оценки», «педагог некорректно высказывается в адрес родителей в присутствии ребенка» [4].
Претензии педагогов к родителям касаются следующих аспектов: завышенное мнение родителя о своем ребенке; поверхностное, некомпетентное суждение родителя относительно педагога и образовательного процесса школы; отсутствие контроля, внимания со стороны родителей за поведением и состоянием знаний ребенка; перекладывание ответственности родителями за результаты обучения только на педагогов и др. [4]
Н.Б. Мельник, говоря о причинах конфликта в диаде «педагог»-«родитель» отмечала, что педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой педагогической деятельности, с различием в статусе взаимодействующих сторон [6].
Н.И. Леонов указывает, что педагогические конфликты могут возникать в различных системах отношений, и собственно педагогическим автор считал конфликт, возникающий в системе «учитель»-«ученик». Однако, достаточно часто, педагогическим называют конфликты, возникающие и в других системах отношений, в том числе и в системе «учитель»- «родитель».
Условия, порождающие педагогические конфликты можно рассматривать как предпосылки конфликтов, которые могут быть объективные и субъективные. К объективным предпосылкам автор относит условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источником конфликтной ситуации. К субъективным предпосылкам автор относит индивидуально-личностные особенности людей, их черты характера, темперамента, интересы, цели деятельности, отрицательное отношение к учителю и предмету и другое [цит. по 8].
Г.И. Козырев выделяет следующие причины конфликтов между педагогами и родителями обучающихся: самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания, предвзятое отношение учителя к ребенку [цит. по 8].
Длительное время в психологии педагогические конфликты оценивались односторонне, как нежелательное явление. Однако, в настоящее время, большинство современных авторов выделяют не только деструктивные, но и конструктивные функции конфликта. Так, например, по мнению Б.Ф. Ломова, соперничество, которое проявляется в конфликте, является своеобразным катализатором развития способностей индивида [5]. Л. Д. Наумова включает в этот перечень воспитывающую функцию. По мнению автора, в педагогической деятельности реализация воспитывающей функции конфликта заключается в наращивании нравственного опыта, образцов продуктивного поведения в конфликте. Г.М. Болтунова так же подчеркивает значение воспитательной функции педагогического конфликта, который создает возможность сторонам выявить свои позиции, утвердить положительные черты характера, самостоятельно принять то или иное решение [цит. по 7].
В целом, необходимо стремиться к минимизации проявлений деструктивных сторон конфликта, который в педагогической деятельности создает проблемы, одновременно, он же является источником развития самого учебно-воспитательного процесса. Обращение к теме педагогического конфликта является актуальной.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)