Статья:

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК «ТРУД-ДЕНЬГИ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Бабенко С.П. ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК «ТРУД-ДЕНЬГИ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(63).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 46 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК «ТРУД-ДЕНЬГИ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Бабенко Софья Павловна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Окружающий нас мир стремительно меняется. Ещё десять лет назад основной мотивацией для поступления в педагогический университет было желание работать со школьниками и передавать им знания. Однако, если ранее фактор заработка был второстепенным, то сегодня всё большее количество студентов выбирает педагогическую профессию в связи с её высоким спросом на рынке труда. И хотя всё большую актуальность приобретает проблема низкой оплаты труда учителей - отсутствие серьёзной конкуренции в педагогической профессии даёт уверенность в получении стабильного заработка. Данным фактом, а также тем, что «для оптимизации учебно-профессионального процесса и совершенствования системы профессиональной ориентации необходимо изучение мотивов профессионального выбора», и обусловлена актуальность предпринимаемого нами исследования [1, с. 80].

Цель исследования – выявление и анализ особенностей мотивационных установок «труд-деньги» у студентов на различных этапах процесса обучения в педагогическом вузе. Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности будущих педагогов. Результаты исследования могут быть использованы на практике в организации обучения в педагогическом вузе, а также при разработке методического сопровождения профессиональной подготовки студентов для повышения их интереса к будущей профессии.

В соответствии с целями исследования нами была использована методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», направленная на выявление степени выраженности мотивационных установок на «труд - деньги» [4, с. 145-146]. В исследовании приняли участие студенты Волгоградского государственного социально-педагогического университета факультета ФИПО (факультета исторического и правового образования, всего студенты из 15 учебных групп), с 1-ого по 5-й курс, в возрасте от 18 до 25 лет – всего 105 человек. Анализ результатов показал, что у большинства студентов всех пяти курсов обучения наиболее выражена ориентация на «труд» (рис.1).

 

Рисунок 1. Степень выраженности мотивационных установок, направленный на «труд-деньги»

 

Высокие показатели мотивационной установки на «труд» говорят о том, что работа рассматривается такими студентами как «самоценный смысл жизни, способ самореализации личности без «привязки» к уровню материального вознаграждения» [2, с. 30]. При этом важно не столько то, насколько эффективен этот труд на деле, а то, насколько он одобряем руководителями или обществом. Однако полностью нивелировать потребность современного человека в высоком заработке невозможно, что и подтверждают результаты опроса (рис.2).

 

Рисунок 2 Динамика показателей выраженности мотивационной ориентации на «труд-деньги»

 

На диаграмме видно, что разница между студентами, чьи мотивационные установки ориентированы на «труд», и теми из них, кто получает профессию исходя из того, что она даст ему возможность зарабатывать и удовлетворять в первую очередь свои материальные потребности, не высока. Более того, с каждым курсом отклонение величины показателей, хоть и незначительное, перемещается в сторону установок на «деньги». Однако данные опроса 3-го курса обучения выбиваются из общего ряда показателей. Третий курс является кризисным для большинства студентов, их состояние характеризуется «экзистенциальным вакуумом, который они испытывают, находясь в состоянии хаоса многовекторности и смыслов перед переходом на новый виток личностного развития» [3, с. 221]. Неудивительно, что мотивационно-потребностная сфера личности студентов также претерпевает изменения, связанные в данном случае с ещё большим смещением установок в сторону «труда». Исходя из результатов анализа исследования мотивационных установок «труд-деньги» у студентов педагогического вуза, можно констатировать, что их мотивация нацелена на труд и достижение профессиональных успехов. Будущие педагоги стремятся не только заработать деньги, но и узнать все аспекты своего будущего профессионального пути, что поможет им стать высококвалифицированными и успешными специалистами, готовыми к решению любых педагогических задач.

 

Список литературы:
1. Беляева, Г. В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). - С. 80-83. 
2. Виноградова М.А., Юрова О.В.1Виноградова М.А. Анализ типологий трудовой мотивации // Актуальные вопросы экономических наук. – 2011. - № 23. – С. 25-32. 
3. Леонова Е.Н. Экзистенциальная природа кризиса студентов третьего курса // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. С. 219-223.
4. Педагогическая диагностика: методы и методики/сост. Е.В. Мухачёва, Т.А Наумова, – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет». - 2020. - 425 с.