ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК «ТРУД-ДЕНЬГИ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК «ТРУД-ДЕНЬГИ» У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Окружающий нас мир стремительно меняется. Ещё десять лет назад основной мотивацией для поступления в педагогический университет было желание работать со школьниками и передавать им знания. Однако, если ранее фактор заработка был второстепенным, то сегодня всё большее количество студентов выбирает педагогическую профессию в связи с её высоким спросом на рынке труда. И хотя всё большую актуальность приобретает проблема низкой оплаты труда учителей - отсутствие серьёзной конкуренции в педагогической профессии даёт уверенность в получении стабильного заработка. Данным фактом, а также тем, что «для оптимизации учебно-профессионального процесса и совершенствования системы профессиональной ориентации необходимо изучение мотивов профессионального выбора», и обусловлена актуальность предпринимаемого нами исследования [1, с. 80].
Цель исследования – выявление и анализ особенностей мотивационных установок «труд-деньги» у студентов на различных этапах процесса обучения в педагогическом вузе. Объект исследования – мотивационно-потребностная сфера личности будущих педагогов. Результаты исследования могут быть использованы на практике в организации обучения в педагогическом вузе, а также при разработке методического сопровождения профессиональной подготовки студентов для повышения их интереса к будущей профессии.
В соответствии с целями исследования нами была использована методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», направленная на выявление степени выраженности мотивационных установок на «труд - деньги» [4, с. 145-146]. В исследовании приняли участие студенты Волгоградского государственного социально-педагогического университета факультета ФИПО (факультета исторического и правового образования, всего студенты из 15 учебных групп), с 1-ого по 5-й курс, в возрасте от 18 до 25 лет – всего 105 человек. Анализ результатов показал, что у большинства студентов всех пяти курсов обучения наиболее выражена ориентация на «труд» (рис.1).
Рисунок 1. Степень выраженности мотивационных установок, направленный на «труд-деньги»
Высокие показатели мотивационной установки на «труд» говорят о том, что работа рассматривается такими студентами как «самоценный смысл жизни, способ самореализации личности без «привязки» к уровню материального вознаграждения» [2, с. 30]. При этом важно не столько то, насколько эффективен этот труд на деле, а то, насколько он одобряем руководителями или обществом. Однако полностью нивелировать потребность современного человека в высоком заработке невозможно, что и подтверждают результаты опроса (рис.2).
Рисунок 2 Динамика показателей выраженности мотивационной ориентации на «труд-деньги»
На диаграмме видно, что разница между студентами, чьи мотивационные установки ориентированы на «труд», и теми из них, кто получает профессию исходя из того, что она даст ему возможность зарабатывать и удовлетворять в первую очередь свои материальные потребности, не высока. Более того, с каждым курсом отклонение величины показателей, хоть и незначительное, перемещается в сторону установок на «деньги». Однако данные опроса 3-го курса обучения выбиваются из общего ряда показателей. Третий курс является кризисным для большинства студентов, их состояние характеризуется «экзистенциальным вакуумом, который они испытывают, находясь в состоянии хаоса многовекторности и смыслов перед переходом на новый виток личностного развития» [3, с. 221]. Неудивительно, что мотивационно-потребностная сфера личности студентов также претерпевает изменения, связанные в данном случае с ещё большим смещением установок в сторону «труда». Исходя из результатов анализа исследования мотивационных установок «труд-деньги» у студентов педагогического вуза, можно констатировать, что их мотивация нацелена на труд и достижение профессиональных успехов. Будущие педагоги стремятся не только заработать деньги, но и узнать все аспекты своего будущего профессионального пути, что поможет им стать высококвалифицированными и успешными специалистами, готовыми к решению любых педагогических задач.