ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ О ПРОТИВНИКЕ
Секция: 7. Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ О ПРОТИВНИКЕ
В статье представлено современное состояние изученности проблемы формирования образа противника у военнослужащих. Обозначены основные направления и задачи рассматриваемого вопроса. Раскрываются основные категории и понятия. Проведено эмпирическое исследование и определены социально-психологические характеристики образа противника в представлении военнослужащих-участников боевых действий.
Помимо овладения профессиональными навыками и умениями, военнослужащему следует успешно адаптироваться к различным ситуациям, возникающим в процессе службы; иметь высокую психологическую готовность к ведению боевых действий, в том числе быть готовым к встрече с противником лицом к лицу. Можно с уверенностью утверждать, что образ «противника» в представлении военнослужащих совсем иной, нежели образ «чужого», «постороннего» или «маргинала» и т.д.
Проблемой образа противника в разное время занимались следующие исследователи. Так Альперович В.Д. рассматривала образ врага с точки зрения трансформации его в период взрослости [1]. Гасанов И.Б. особое внимание уделял образу врага и национальным стереотипам, как общественным феноменам [4]. Кринко Е.Ф. изучал образ противника через призму и панораму процессов, происходящих в сознании людей в 1941—1945 гг. [5]. Лабунская В.А. совместно с Тулиновой Д.Н. разрабатывали внешний облик в структуре представлений о враге на различных жизненных этапах [6] и др.
К настоящему моменту времени, несмотря на множество направлений, теорий и концепций, изучающих образ противника, до сих пор нерешен ряд частных вопросов. Например, не раскрыт образ противника военных конфликтов в представлении военнослужащих современных Вооруженных Сил с психологической точки зрения. К тому же устарели рекомендательные методические материалы по программе развития психологической готовности военнослужащих к встрече с противником. В связи с этим, представляется особо актуальным проведение исследования, направленного на изучение образа противника в представлении военнослужащих-участников боевых действий.
Цель исследования — изучить образа противника в представлении военнослужащих — участников боевых действий.
Основные задачи нашего исследования:
· провести теоретический анализ состояния изученности проблемы;
· подобрать методический инструментарий, в том числе разработать опросник, направленый на определение значимых характеристик образа противника у военнослужащих;
· выявить структурные компоненты образа противника, которые состоят из следующих блоков: социально-демографические и личностно-психологические характеристики;
· составить социально-психологический образ противника.
Объект исследования — образ противника в представлении военнослужащих-участников военных конфликтов.
Предмет исследования — социально-психологические характеристики образа противника в представлении военнослужащих-участников военных конфликтов.
В качестве респондентов исследования выступили военнослужащие, участвовавшие в вооруженных конфликтах, в количестве 70 человек, возраст 36—55 лет. Все участники были разделены на две группы по опыту участия в разных по локализации боевых конфликтах. В первую группу вошли участники чеченского конфликта в количестве 38 человек, во вторую — грузино-южноосетинского, в количестве 32 человек.
Гипотеза исследования:
1. Социально-психологическое содержание представлений о противнике будет различным в зависимости от места локализации вооруженного конфликта, в котором участвовали военнослужащие.
2. Представления о противнике у военнослужащих, участвовавших в грузино-южноосетинского конфликте, будут носить более выраженный враждебно-непримиримый характер по сравнению с представлениями военнослужащих-участников чеченских событий.
Методы исследования: теоретический анализ, метод психологической диагностики, метод экспертного оценивания, метод математической статистики (корреляционный анализ: коэффициент конкордации (W); непараметрический χ2-критерий Пирсона) [8, с. 175; 199; 201].
Для решения эмпирических задач был модифицирован опросник «Оценка террористической угрозы» (Т.Г. Самойлиной, Н.В. Серединой) [7, с. 104—105], методику «Социально-психологические характеристики представлений о Друге и Враге» (В.Д. Альперович) [2], использовали Цветовой тест отношений, далее ЦТО (Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда) [10].
Для статистической обработки полученных массивов данных в эмпирической части исследования использовались следующие компьютерные программы: “Microsoft Excel 7.0” и “STATISTICA” (версия 10.0).
Согласно этимологическим словарям понятие «образ» происходит от праславянского «… образъ «нечто отраженное, вырезанное» [9, с. 46]. Например, в психологической науке Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. под образом понимают чувственное и рациональное содержание явление внутренней картины мира (психики человека), которое направлено на пространственно-временную организацию всей поступающей информации [3, с. 365]. В философии образ связан с познанием мира и формированием мировоззренческих идеалов, ценностей и установок. Образ, как междисциплинарное понятие, является многогранным и многоликим, включающим в себя, как и положительные характеристики (соперничество, справедливость), так и негативные (враждебность, агрессию, нападение).
Согласно этимологическому словарю понятие «противник» 1) «тот, кто противодействует кому-, чему-либо, враждебно относится к кому-, чему-либо; враг, недоброжелатель; вражеское войско, неприятель;», 2) «соперник в состязании, борьбе»; [9, с. 273]. В военном деле противник понимается как военнослужащий вражеской армии. Так же различают реального, потенциального и условного противника. Среди русского офицерства и согласно военному законодательству правомерность использования приобретает понятие «противник» нежели «враг».
В связи с этим «образ противника» в настоящей статье следует понимать, как наглядное представление и внутренние компоненты субъекта, противостоящем в конфликтной ситуации. Таким образом, в ходе теоретического анализа были определены базовые категории исследования.
Эмпирическая часть исследования была проведена в период с февраля 2013 по апрель 2015. По результатам проведенного исследования все респонденты описывают противника с негативной стороны, характеризуя его как варвара, злого, агрессивного, жестокого, несущего в себе смерть, являющимся воплощением жадности, сочетающего в себе трусость, подлость, корысть, отсутствие моральных ценностей (56 %). Возможность перехода противника в союзники осуществляется при наличии таких критериев, как извинение (60 %), раскаяние (40 %), признание ошибок (25 %), «переход на мою сторону» (23 %), при условии, что самим респондентам выгодно наличие такого союзника (52 %). Другими словами, военнослужащие независимо от опыта участия в боевых действиях на различных территориях РФ дают негативную оценку личностных качеств противника. Это подтверждается и степенью согласованности экспертов в данном вопросе, которая является достаточно высокой (коэффициент конкордации (W) составляет 0,90 в 1 группе и 0,88 во второй. Значимость коэффициента конкордации была проверена при помощи χ2-критерия Пирсона. В обеих группах выявлена высокая значимость коэффициента конкордации (χ2 наблюдаемый больше χ2 табличного), что свидетельствует о правомерности использования полученных результатов в дальнейшем (Таблица 1).
Таблица 1.
Оценка значимости коэффициента конкордации мнений экспертов (χ2-критерия Пирсона)
Уровень значимости |
в 1 группе |
во 2 группе |
α=0,05 |
103.41* (31,17)** |
100,69 (31,17) |
α=0,01 |
103.41 (41,64) |
100,69 (41,64) |
Условные обозначения: * — χ2 наблюдаемый; ** — χ2 табличный
Социально демографические характеристики образа противника в представлении респондентов 1 группы: мужчина (90 %), женщина (10 %), в возрасте 30—40 лет (100 %), атлетического телосложения (68 %), имеет разное семейное положение (100 %), имеет в основном низкое образование и профессиональный уровень (82 %), низкое материальное положение (52 %). Таким образом, противник представляется в основном субъектом мужского пола в возрасте от 30 до 40 лет, т. е. еще достаточно физически развитого, имеющего низкий уровень образования и материального положения. Большинство респондентов (70 %) указали на то, что противник может быть кавказцем, 30 % респондентов относят противника к любой другой национальности. Вероисповеданием противника является ислам, его радикальные направления, так ответили 62 % опрошенных.
Психологическая характеристика образа противника. В группе 1 большинство респондентов говорят о выдержке противника (78 %), эмоциональной устойчивости (62 %), проявлении свойств флегматического или сангвинического темперамента (82 %).
Социально-демографические характеристики образа противника у респондентов во второй группе: мужчина (100 %), 30—40 лет (100 %), кавказской национальности (47 %) различного телосложения (82 %), может состоять в браке либо быть холост (82 %), имеет среднее профессиональное образование (70 %), находится в среднем материальном положении (67 %), исповедует любые религии (53 %).
Психологическая характеристика образа противника. Во группе 2 образ противника обладает вспыльчивым характером и холерическим темпераментом (85 %), низким уровнем выдержки (64 %), среднем уровнем самоконтроля (55 %), эмоциональной лабильностью (78 %).
В вопросах социально-демографических характеристик (половозрастные, этническая принадлежность и др.) основная часть военнослужащих схожи во мнении, однако, в вероисповедании, психологических характеристиках мнения разошлись, что может свидетельствовать о влиянии локализации боевых действий, опыт которых имеется у военнослужащих.
На основании доминирования цвета можно выявить эмоциональный настрой респондентов, а так же положительное либо отрицательное эмоциональное отношение к противнику.
Таблица 2.
Цветовые выборы предпочитаемых цветов [в %]
Как видно из Таблицы 2, доминирующими в 1 группе являются желтый и красный цвета, во 2 группе зеленый и желтый; затем во второй позиции стоит диада из зеленого и фиолетового в 1 группе, красного и фиолетового во 2 группе; третью позицию в обеих группах занимают синий и коричневый (Таблица 3); в качестве отвергаемых цветов выступают серый и черный в обеих группах (там же).
Таблица 3.
Цветовые выборы отвергаемых цветов [в %]
Таким образом, цветовой выбор военнослужащих обеих групп обнаружило у них наличие положительного настроения, как базового исходного состояния; актуализации лидерских тенденций и стремления преодолеть трудности. В то же время участники Чеченского вооруженного конфликта характеризуются стремлением к контактам, общению, эмоциональной вовлеченности, в то время как для участвовавших в Грузино-южноосетинских событиях характерно отстаивание собственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, практичность и трезвость суждений, рационализм.
Таблица 4.
Оценка значимости коэффициента конкордации мнений военнослужащих в цветовом выборе (χ2-критерия Пирсона)
Уровень значимости |
в 1 группе |
во 2 группе |
α=0,05 |
197.17 * (14.07)** |
180.91 (14.07) |
α=0,01 |
197.17 (18,48) |
180.91 (18,48) |
Условные обозначения: * — χ2 наблюдаемый; ** — χ2 табличный
Согласованность мнений военнослужащих в цветовом выборе является достаточно высокой, что подтверждает коэффициент конкордации: W=0,74 в первой группе и W=0,8 во второй. Значимость полученных результатов проверена при помощи χ2-критерия Пирсона. На основе полученных статистических данных (Таблица 4), основные выводы по цветовому выбору являются достоверными и могут использоваться в дальнейших исследованиях.
При выборе цветов, ассоциирующих с противником, респонденты обеих групп обнаружили негативное отношение к противнику (Рисунок 1). Вместе с тем, военнослужащие, участвовавшие в чеченских событиях, испытывают наступательные тенденции по отношению к противнику, желание преодолеть конфликт между надеждой на благоприятный исход и необходимостью принятия ответственных решений, от которых зачастую зависела жизнь личного состава.
Участники же грузино-южноосетинского конфликта продемонстрировали более выраженный враждебно-непримиримый характер по отношению к противнику, стремление отстоять собственную позицию, противодействовать провокациям со стороны противника.
Рисунок 1. Ассоциативные цветовые выборы с противником (1 и 2 места) [в %]
Согласованность военнослужащих обеих групп в вопросе образа противника была проверена при помощи коэффициента конкордации и равна показателю выше среднего (W=0,78) в 1 группе и (W=0,82) во 2 группе, что позволяет сделать вывод о достаточно тесной согласованности мнений военнослужащих. χ2-критерия Пирсона показал, что результаты правомерно использовать, и они являются достоверными (Таблица 5).
Таблица 5.
Оценка значимости коэффициента конкордации мнений военнослужащих в ассоциации цвета с противником (χ2-критерия Пирсона)
Уровень значимости |
в 1 группе |
во 2 группе |
α=0,05 |
208.57* (14.06)** |
182.94 (14.06) |
α=0,01 |
208.57 (18,48) |
182.94 (18,48) |
Условные обозначения: * — χ2 наблюдаемый; ** — χ2 табличный
Таким образом, в настоящем исследовании проведен теоретический анализ проблемы образа противника; подобран методический инструментарий; разработан опросник, направленный на определение значимых характеристик образа противника у военнослужащих; на основании результатов эмпирической части исследования составлен собирательный психологический образ противника.
В рамках практического применения данного исследования планируется написание методических пособий рекомендательного характера для военнослужащих с целью формирования психологической готовности к встрече с противником.
Список литературы:
1. Альперович В.Д. Трансформации социально-психологических характеристик представлений взрослых о Враге и Друге: Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, — 2010. — 22 с.
2. Альперович В.Д., Басангова А.А. Представления взрослой личности о Враге в связи с ее отношениями к другим людям и этнической идентичностью // Концепт. — 2014. — № 09 (сентябрь) — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://e-koncept.ru/2014/14229.htm (Дата обращения 10.10.2014).
3. Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 г. — 672 с.
4. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага» // Чернявская Ю. Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. — Минск: Харвест, 1998. — 560 с.
5. Кринко Е.Ф. Образы противника в массовом сознании советского общества в1941—1945 годах. // Российская история. — 2010. — № 5. — С. 74—88.
6. Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути // Психология человека в современном мире. — 2009. — Т. 1. — C. 220—228.
7. Самойлина Т.Г., Середина Н.В. Содержание представлений о террористе и террористической угрозе у жителей разных регионов Южного федерального округа РФ // Российский психологический журнал. — 2010. — Т 7. — № 5-6 — С. 103—107.
8. Фёрстер Э., Рёнц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа. Руководство для экономистов. Перевод с немецкого и предисловие В.М. Ивановой — М.: «Финансы и статистика», 1983 г. — 304 с.
9. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / сост. А.К. Шапошников. — М.: Флинта: Наука, 2010. — Т. 2. — 584 с.
10. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С. 221—228.