ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
Конференция: CCCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
Несовершеннолетние преступники часто обладают характерными психологическими особенностями, которые обуславливают их поведение. Одной из ключевых черт является низкий уровень интеллекта, что в сочетании с недостаточной мотивацией к саморазвитию приводит к педагогической запущенности. Эти подростки могут демонстрировать агрессивные тенденции и дефицит эмпатии, что способствует девиантному поведению и, в итоге, криминальным поступкам[1].
Преступность среди несовершеннолетних в России остается на высоком уровне, что требует комплексного подхода к решению проблемы, направленного на ресоциализацию. Важно отметить, что лишь уголовные санкции не могут исправить ситуацию; необходима работа с личностью подростка и ее особенностями для повышения эффективности профилактических мер.
Исследования показывают, что в процессе ресоциализации несовершеннолетних преступников ключевыми аспектами становятся такие факторы, как самосознание, самооценка и мотивационная сфера. Психокоррекционные мероприятия могут помочь в выявлении и развитии этих элементов, что способствует более успешной интеграции подростков в общество [1].
Социально-демографические и нравственно-психологические факторы играют заметную роль в формировании преступного поведения у подростков. Чаще всего несовершеннолетние преступники сталкиваются с неразвитыми чувствами, что, в свою очередь, ведет к агрессии и склонности к девиантному поведению[2]. Это подчеркивает важность работы со всеми аспектами их жизни, включая окружение и социальные связи.
Модели поведения несовершеннолетних преступников складываются на основе анализа их индивидуально-психологических особенностей. Часто такие подростки демонстрируют признаки эмоциональной нестабильности и импульсивности, что делает их более уязвимыми к криминальным влияниям. Понимание этих особенностей крайне важно для создания эффективных профилактических программ, направленных на снижение уровня преступности среди молодежи.
Кроме того, исследования показывают, что применение методов психокоррекции может оказать благоприятное воздействие на процесс ресоциализации. Важно создавать условия, способствующие развитию позитивных навыков и установок, что может существенно снизить вероятность рецидива[3].
Социальная среда оказывает непосредственное влияние на уровень преступности. Подростки, выросшие в семьях, где царит насилие, или испытывающие отсутствие внимания со стороны родителей, чаще оказываются в ситуации, способствующей нарушению закона. Безнадзорность и проблемы в учебных заведениях также предполагают наличие повышенных рисков [4]. Подтверждается, что отсутствие положительного влияния со стороны образовательных учреждений и социальных служб значительно увеличивает вероятность девиантного поведения среди молодежи.
Фактор криминализации общества в целом также выступает в качестве значительного ресурса для формирования девиантного поведения. Это приводит к искажению представлений подростков о законах и их роли в социальной структуре, а также слабости системы ценностей. Важно, чтобы профилактика преступности учитывала не только социальные условия, но и индивидуальные психологические особенности несовершеннолетних. Тщательный анализ всех вышеперечисленных факторов позволяет выработать более эффективные методы профилактики, адаптированные под конкретные социальные реалии.
