Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

Конференция: CCCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Корнилова Е.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(303). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(303).pdf (дата обращения: 20.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

Корнилова Елизавета Сергеевна
курсант, командир отделения 512 взвода, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, РФ, г. Москва

 

Несовершеннолетние преступники часто обладают характерными психологическими особенностями, которые обуславливают их поведение. Одной из ключевых черт является низкий уровень интеллекта, что в сочетании с недостаточной мотивацией к саморазвитию приводит к педагогической запущенности. Эти подростки могут демонстрировать агрессивные тенденции и дефицит эмпатии, что способствует девиантному поведению и, в итоге, криминальным поступкам[1].

Преступность среди несовершеннолетних в России остается на высоком уровне, что требует комплексного подхода к решению проблемы, направленного на ресоциализацию. Важно отметить, что лишь уголовные санкции не могут исправить ситуацию; необходима работа с личностью подростка и ее особенностями для повышения эффективности профилактических мер.

Исследования показывают, что в процессе ресоциализации несовершеннолетних преступников ключевыми аспектами становятся такие факторы, как самосознание, самооценка и мотивационная сфера. Психокоррекционные мероприятия могут помочь в выявлении и развитии этих элементов, что способствует более успешной интеграции подростков в общество [1].

Социально-демографические и нравственно-психологические факторы играют заметную роль в формировании преступного поведения у подростков. Чаще всего несовершеннолетние преступники сталкиваются с неразвитыми чувствами, что, в свою очередь, ведет к агрессии и склонности к девиантному поведению[2]. Это подчеркивает важность работы со всеми аспектами их жизни, включая окружение и социальные связи.

Модели поведения несовершеннолетних преступников складываются на основе анализа их индивидуально-психологических особенностей. Часто такие подростки демонстрируют признаки эмоциональной нестабильности и импульсивности, что делает их более уязвимыми к криминальным влияниям. Понимание этих особенностей крайне важно для создания эффективных профилактических программ, направленных на снижение уровня преступности среди молодежи.

Кроме того, исследования показывают, что применение методов психокоррекции может оказать благоприятное воздействие на процесс ресоциализации. Важно создавать условия, способствующие развитию позитивных навыков и установок, что может существенно снизить вероятность рецидива[3].

Социальная среда оказывает непосредственное влияние на уровень преступности. Подростки, выросшие в семьях, где царит насилие, или испытывающие отсутствие внимания со стороны родителей, чаще оказываются в ситуации, способствующей нарушению закона. Безнадзорность и проблемы в учебных заведениях также предполагают наличие повышенных рисков [4]. Подтверждается, что отсутствие положительного влияния со стороны образовательных учреждений и социальных служб значительно увеличивает вероятность девиантного поведения среди молодежи.

Фактор криминализации общества в целом также выступает в качестве значительного ресурса для формирования девиантного поведения. Это приводит к искажению представлений подростков о законах и их роли в социальной структуре, а также слабости системы ценностей. Важно, чтобы профилактика преступности учитывала не только социальные условия, но и индивидуальные психологические особенности несовершеннолетних. Тщательный анализ всех вышеперечисленных факторов позволяет выработать более эффективные методы профилактики, адаптированные под конкретные социальные реалии.

 

Список литературы: 
1. Носков Олег Сергеевич Психологические особенности несовершеннолетнего преступника // Правовое государство: теория и практика. 2017. №1 – 47 с. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie osobennosti nesovershennoletnego prestupnika (Дата обращения: 10.04.2025).
2. Кирилюк Е.В. Психологические особенности несовершеннолетних, имеющих опыт в совершении преступлений // Современная наука. 2023. №2. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-imeyuschih-opyt-v-sovershenii-prestupleniy (Дата обращения: 06.01.2025).
3. Силантьев В.И. Особенности личности несовершеннолетних преступников // Инновационная наука. 2022. №32 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnosti-nesovershennoletnih-prestupnikov (Дата обращения; 21.12.2024).
4. Маришин С.В. Психологические особенности несовершеннолетних преступников, влияющие на их ресоциализацию //, Пенитенциарная наука. 2013. №4. // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-prestupnikov-vliyayuschie-na-ih-resotsializatsiyu (Дата обращения: 18.04.2025).